Роль тестирования в исследовании систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы- изучить методологию и организацию тестовых исследований систем управления, разработать рекомендации по совершенствованию управления на предприятии основе тестирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические основы применения тестирования в исследовании системы ……………………………………………………………………………5

1.1. Понятие и виды тестов и сфера их применения на предприятии…………5

1.2 Принципы организации и проведения тестирования……………………...14

1.3 Состав и выбор методов тестирования……………………………………..19

1.4 Последовательность и характеристика этапов тестирования…………….25

Глава 2 Совершенствование управления ЗАО «Юничел» на основе тестирования…………………………………………………………………......29

2.1. Организационно-экономическая характеристика организации выявление проблем и перспектив его развития………………………………………...…..29

2.2. Разработка теста, организация и проведение тестирования……………..34

2.3. Анализ результатов тестирования и разработка рекомендаций по совершенствованию управления ……………………………………………….39

Заключение……………………………………………………………………….43

Список использованных источников и литературы………………...…………45

Работа содержит 1 файл

мен.docx

— 79.38 Кб (Скачать)

     Проективные тесты, о которых говорилось выше, входят в состав личностных тестов, а тесты креативности – в состав тестов способностей.

     Тесты достижений конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории колледже, вузе. К тестам достижений относятся также и тесты, используемые для целей профессионального отбора (подбора). Целесообразно применение тестов достижения в целях профориентации молодёжи.

     Психологические тесты – это инструменты или, употребляя широкий термин, орудия. Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространённой является деление психологических тестов на виды, при котором в качестве основания взят предмет диагностики. Так, по предмету диагностики психологические тесты делятся на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способностей, социально-психологические тесты и личностные (тесты личности) [2, с. 20].

      Интеллектуальные тесты предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида. К группе наиболее известных и широко применяемых тестов интеллекта относятся тесты Д. Векслера (предназначены для измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных процессов – восприятия, внимания, воображения, памяти и др.), батареи тестов Станфорд-

     Личностные тесты – это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определённых социальных ситуациях. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки. Условно личностные тесты по предмету и цели можно разделить на три большие группы. К первой из них относятся многофакторные личностные опросники, дающие разнообразную комплексную оценку степени развитости психологических свойств личности ( 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла (16PF), Миннесотский многофакторный опросник  (ММPI). Ко второй группе относятся проективные тестовые методики, разрабатываемые на основе неопределённых стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы. Третью группу составляют тестовые методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характерологические черты личности, мотивационные и эмоциональные проявления и др.).

     Социометрические тесты представляют собой своеобразные стандартизированные методики измерения межличностных отношений в малых группах. При ответах на косвенные вопросы испытуемые делают последовательный выбор членов группы, людей, предпочитаемых или отвергаемых в определённых конкретных ситуациях. Такие методики применяют для изучения динамики внутренних межличностных отношений в различных возрастных группах, выявления замкнутых группировок, степени внутригрупповой сплочённости, мотивационной структуры группы и её конфликтных зон [2, с. 23].

     Традиционно назначение психологических тестов состояло в том, чтобы измерять различия между людьми или между реакциями одного человека в разных условиях. Одной из ранних проблем, побудивших к разработке психологических тестов, было выявление умственно отсталых. Помимо этого, мощный импульс первоначальному развитию тестов был задан стремлением удовлетворить нужды образования. Имеются в виду знаменитые тесты Бине, с которых и началось интеллектуальное тестирование. В настоящее время школы входят в число основных пользователей тестов. Распределение детей по способностям с целью максимально использовать возможности разных типов школьного обучения, выявление умственно отсталых, с одной стороны, и одарённых учеников – с другой стороны, образовательное и профессиональное консультирование учащихся средних школ и студентов колледжей, отбор в профессиональные и другие специальные школы – вот лишь некоторые примеры использования тестов в образовании [1, с. 17].

     Отбор и распределение персонала на промышленных предприятиях – ещё одна важная область применения психологического тестирования. От оператора на линии сборки или делопроизводителя до управленцев высшего звена вряд ли найдётся работа, для которой тестирование не оказалось бы полезным при решении вопроса о найме, распределении обязанностей, переводе на новое место, повышении по службе или увольнении. Эффективное применение тестов в большинстве таких ситуаций, особенно касающихся высококвалифицированной работы, возможно лишь тогда, когда тесты используют в качестве дополнения к специальному собеседованию с кандидатами, создающему условия – в виде биографического контекста – для правильной интерпретации тестовых показателей конкретного кандидата. Тем не менее, тестирование составляет важную часть полной программы управления трудовыми ресурсами [1, с. 17].

     Тесты обычно используются в качестве вспомогательных средств при принятии решений, связанных с профессиональной деятельностью, включая индивидуальное профконсультирование и решения руководителей организаций, касающиеся подбора и расстановки кадров. Соответствующие структуры торгово-промышленного сектора, правительственных учреждений всех уровней, от федерального до местного, и различных родов войск используют практически все доступные виды тестов для принятия кадровых решений. Нередко комплексные батареи способностей и тесты специальных способностей разрабатывались именно для подобного применения, как и ситуационные тесты. Всё большее применение в этой сфере находят личностные и биографические опросники [1, с. 535].

     Весьма близкое по целям применение психологического тестирования имеет место в вооружённых силах при отборе и распределении военнослужащих.

      Использование тестов в индивидуальном консультировании постепенно расширилось от узконаправленных советов относительно учебных и профессиональных планов до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Усиливается использование тестов для улучшения самопонимания и личностного роста. Совершенно очевидно, что тесты применяют при решении широкого круга практических проблем. Однако не следует забывать и о том, что такие тесты – важное средство фундаментальных исследований. Психологические тесты служат стандартизированными инструментами исследования разнообразных проблем при исследовании систем управления.

1.2 Принципы организации и проведения тестирования.

     При исследовании систем управления важную роль играет организация и проведение тестирования.

     Система управления – это совокупность двух взаимодействующих подсистем (управляющей и управляемой – объект управления), образующих новую систему – систему управления. Эффективность управления системой рассматривается как степень достижения цели функционирования [9, c.4].

     Система управления предприятием должна отвечать современным рыночным условиям:

 ·обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объём выпуска разовых партий – больше;

 ·быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;

 ·учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;

 ·учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;

 · учитывать изменение структуры издержек производства;

 ·принимать во внимание необходимость учёта неопределённости внешней среды.

      Для решения представленных проблем существует объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения  [9, c.4].

      При проведении тестирования следует использовать следующие методологические принципы:

1. Проблема – это противоречие, которое предстаёт нам иногда  в качестве абсурда (неожиданно, непривычно, необъяснимо, нелогично,  абстрактно). Методология работы  с проблемой обеспечивает качественное  планирование исследования, и его  организацию. 

2. Принцип оценки: любые  события, явления, противоречия  мы оцениваем по критериям  важности, объективности, актуальности, связи с другими явлениями,  сложности. 

3. Принцип распознавания.  Всегда возникает необходимость  отождествления, сравнения, определения  класса явления, принадлежности  к определённой типологической  группе. Это позволяет глубже  понять новое явление, определить  его свойства и характер, сделать  оценку более существенной.

      Методологические принципы исследования помогают найти эффективный вариант его проведения, целенаправленного осуществления. Принципы – это правила деятельности, которые её, с одной стороны, ограничивают, а с другой стороны – поддерживают, потому что они отражают концентрированный опыт успешного исследования [5, с. 18].

      Организация проведения тестирования во многом зависит от верного подбора и соблюдения принципов тестирования (приложение Б). К основным принципам тестирования, которые находят своё применение в исследовании систем управления, относятся принципы действенности и достоверности.

      Действенность теста – точность, с которой тест, интервью и т.п. оценивает то, для чего он был разработан, или выполняет предопределённую ему функцию. Действенность отвечает на вопрос: «Оценивает ли этот тест то, для оценки чего он был предназначен?». Действенность теста всегда определяется по тому, что он оценивает. При найме на работу термин «действенность» означает, что тест относится к выполнению данной работы, другими словами, что результаты теста должны дать представление о способности человека выполнять определённую работу. Если это не подтверждается, то дальнейшая проверка не имеет никакого смысла. Тестирование характеризуется двумя основными параметрами, показывающими его действенность: эффективностью критериев и действенностью содержания [3, c. 100].

     Эффективность критериев – эффективность, основанная на том, что баллы теста (прогноз) связаны с уровнем исполнения (критерий). Эффективность критериев указывает на то, что тест («прогноз») находится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности («критерий»). Демонстрация действенности критериев предполагает доказательство того, что те, кто успешно проходят испытания, хорошо работают, и наоборот. То есть тест действенен, если люди, набравшие большее количество очков при тестировании, наилучшим образом соответствуют данной деятельности. С точки зрения психики, прогноз – это оценка, которую вы стараетесь связать с критерием – выполнение реальной работы.

      Действенность содержания – тест, содержание которого эффективно, содержит ряд задач и навыков, действительно необходимых для выполнения рассматриваемой работы.

      Действенность содержания – набор задач и навыков, включённых в тест, необходимых для выполнения рассматриваемой работы.

      Основная задача – определить содержание работы в виде поведенческих стереотипов, затем случайным образом осуществить набор этих задач и образцов поведения и включить их в тесты. Примером служит тест на скорость печатания при найме машинистки. Если этот тест – достоверный образец работы машинистки, то он, возможно, содержательно действенен.

      Доказательство содержательной действенности теста на практике сложнее, чем в теории. Доказать, что задания, предлагаемые испытуемым при тестировании, на самом деле являются образцом задач, выполняемых в процессе реальной работы, и что условия тестирования адекватны реальным рабочим условиям, не всегда легко [5, c. 197].

    Помимо действенности имеется другая важная характеристика теста – достоверность.

      Достоверность – постоянство баллов, набранных одним и тем же человеком при повторном тестировании с теми же эквивалентными тестами.

      Достоверность теста оценивает его устойчивость, т.е. постоянство результатов, полученных одним и тем же испытуемым при повторном прохождении подобного или похожего теста.

      Существует несколько способов оценки стабильности или достоверности теста. Например, человеку делается один и тот же тест в два различных момента времени и результаты сравниваются. Это называется оценкой повторного тестирования, это означает, что во второй раз предоставляется эквивалентный тест. Это называется эквивалентной оценкой. Другой способ определения достоверности теста – определение его внутренней устойчивости [16, c. 197].

 Выделяют также следующие  принципы тестирования.

1. Принцип научной обоснованности  предполагает высокий научный  потенциал тестирующего, его профессиональную  практическую подготовку на основе  профессионально-этических стандартов  в области тестирования. Соблюдение  этого принципа способствует  устранению ошибок диагноста  и артефактов (искусственных, ложных  фактов, полученных в результате  неправильного применения тестовых  методик).

2. Принцип обеспечения  суверенных прав личности испытуемых  означает исключение обманного  пути в тестовом исследовании  систем управления. Это принцип  охраняет право индивида отказываться  от участия в тестировании, защищает  тайну его личности.

Информация о работе Роль тестирования в исследовании систем управления