Роль маркетинга в системе управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: анализ систем управления качеством на ОАО «Пермалко».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучение теоретического материала по маркетинговому содержанию понятия товар и качество товара;
Анализ систем управления качеством на ОАО «Пермалко»;
Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления качеством на ОАО «Пермалко».
Объектом исследования является система управления качеством на ОАО «Пермалко».
Предметом исследования: анализ материала по организации систем управления качеством на ОАО «Пермалко»

Содержание

1 Теоретические основы систем управления качеством товаров
1.1 Понятие товара в системе маркетинга…………………………………….5
1.2 Качество товара и его составляющие…………………………………….10
2. Исследование разработки систем управления качеством товаров на примере ОАО «Пермалко»
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………16
2.2 Анализ систем управления качеством товаров
на ОАО «Пермалко »…………………………………………………………19
3. Пути совершенствования систем управления качеством товаров на ОАО «Пермалко»…………………………………………………………….28
4. Заключение…………………………………………………………………..34
5.Список использованных источников……………………………………….

Работа содержит 1 файл

25 вариант.doc

— 290.50 Кб (Скачать)
Курсовая  работа

Тема: «Роль маркетинга в системе управления качеством» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение...........................................................................................................3

1 Теоретические основы систем управления качеством товаров

    1. Понятие товара в системе маркетинга…………………………………….5
    1. Качество  товара и его составляющие…………………………………….10

 2. Исследование разработки систем управления качеством товаров на примере ОАО «Пермалко»

2.1 Характеристика предприятия……………………………………………16

2.2 Анализ систем управления качеством товаров

 на  ОАО «Пермалко »…………………………………………………………19

3. Пути совершенствования систем управления качеством товаров на ОАО «Пермалко»…………………………………………………………….28

4. Заключение…………………………………………………………………..34

5.Список использованных источников……………………………………….38

6. Приложение  …………………………………………………………………40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В современных условиях качество становится важнейшим фактором конкурентной борьбы, особенно на Российском рынке, что требует пересмотра состава и структуры комплексных систем управления качеством, которая по своей методологической основе и принципам построения в наибольшей степени соответствует требованиям международных стандартов. Возникающие противоречия между сложностью появляющихся на предприятии проблем, связанных с выпуском качественной продукции и используемыми методами их решения негативно влияет на эффективность принимаемых решений по управлению системы качества.

     Разработка  систем управления качеством помогает решить проблемы, связанные с повышением эффективности управления производством, заинтересованности работников, увеличения выпуска готовой качественной продукции. Основная суть систем управления качеством заключается в том, что ключевым понятием в бизнесе является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. И этим качеством необходимо управлять. Естественно, что за простой сутью скрывается кропотливая работа как по созданию системы, способной эффективно управлять качеством, так и по созданию условий, при которых качество будет поставлено во главу производственного процесса.

     Актуальность данной темы в том, что в пищевой промышленности к качеству продукции предъявляются особые требования. Это определяет актуальность совершенствования управления качеством продукции на предприятиях данной отрасли.

     Цель  данной курсовой работы: анализ систем управления качеством на ОАО «Пермалко».

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     Изучение  теоретического материала по маркетинговому содержанию понятия товар и качество товара;

     Анализ  систем управления качеством на ОАО «Пермалко»;

     Разработка  мероприятий по совершенствованию  системы управления качеством на ОАО «Пермалко». 

     Объектом  исследования является система управления качеством на ОАО «Пермалко».

     Предметом исследования: анализ материала по организации систем управления качеством на ОАО «Пермалко».

 

1. Теоретические основы систем управления качеством товаров

     1.1 Понятие товара  в системе маркетинга

 

     Товар является сердцевиной всей деятельности предприятия. Если товар неспособен удовлетворять потребности покупателя, то никакие усилия, никакие дополнительные затраты не смогут улучшить позиции товаропроизводителя на рынке. Недаром одна из «заповедей» маркетинга говорит: «Если у Вас нет товара, у Вас ничего нет!» Итак, что же такое товар в маркетинге? Конечно, под товаром понимают продукт, сделанный на продажу. Каждый товар имеет качества: потребительскую способность, то есть способность товара удовлетворять определенную потребность, и способность – количество работы, которая вложена в товар. Способность товара можно выражать количеством, потребительскую способность – качеством. Все товары обмениваются в определенной пропорции. Это явление называется меновой способностью, которая при появлении денег переводится в цену. [1, с. 144]

     В маркетинге выявляются все эти свойства товара, однако здесь на товар смотрят  шире, выделяя одно из наиважнейших качеств товара – способность максимально удовлетворить определенную потребность. Таким образом, товар в маркетинге – это способ, с помощью которого можно удовлетворить конкретные потребности, то есть товар – это комплекс необходимых качеств вещи. В маркетинге в понятие товара включается не только вещь вообще, но и все то, что выплывает вместе с ней и влияет на удовлетворение потребностей (например, упаковка, сопроводительная документация, послепродажное обслуживание и другое).

     Поскольку товаров существует великое множество, постольку необходимо знать их отличительные признаки, потому что именно они влияют на особенности маркетинговой деятельности.

     По  характеру удовлетворения потребностей их разделяют на две большие группы:

     – потребительские товары, то есть товары и услуги, предназначенные для конечного потребителя, для особого, семейного или домашнего потребления (например, телефон, пылесос, мыло, зубная паста, обувь, одежда и другие);

     – товары производственного назначения, которые предназначаются для потребления в производстве других товаров и услуг или для хозяйственной деятельности, или для перепродажи другим потребителям (например, кожа, тяжелые механизмы, печатные машинки и т.д.). Эти товары, конечно, покупают промышленные предприятия, организации оптовой или индивидуальной торговли, торговые и другие организации. [3, с. 42]

     С точки зрения маркетинга эти товары существенно различаются по покупателям, характеру спроса, по поставщикам, по суммам закупок и т.д.

     Каждая  из перечисленных выше групп товаров  классифицируется по другим признакам. Например, товары производственного назначения можно подразделить на строительные, монтажные, машины и механизмы, транспортные средства, инструмент и др. В свою очередь, каждая из этих групп делится на подгруппы. Например, механизмы делятся на такие виды: литейные, ковально-прессовые, металлорезательные, сварочные, электротехнические, подъемно-транспортные и т.д., а каждый его вид делится по типомоделям и другим характеристикам. [3, с. 64]

     Знать все эти классификации необходимо для того, чтобы использовать их в маркетинге при выборе рынков, организации рекламы и т.д.

     Потребительские товары также классифицируют, иногда различают: товары долгосрочного пользования, товары краткосрочного пользования, услуги. Есть и другие классификации товаров и все они используются в маркетинговой деятельности.

     В маркетинге основную роль уделяют характеристикам товара, которые определяют степень удовлетворения потребности потребителей. К ним относятся: – показатели функционального назначения;

     – показатели технологии;

     – показатели стандартизации и унификации;

     – показатели надежности, которые определяются безотказностью, долговечностью, ремонтоспособностью и бережливостью; – патентно-правовые показатели;

     – энергетические показатели;

     – эстетические показатели;

     – экономические показатели;

     – показатели транспортабельности;

     – показатели безопасности;

     – надежность употребления;

     – надежность упаковки;

     – гарантия производителя;

     – наличие сопроводительной документации;

     – предпродажная подготовка;

     – послепродажное обслуживание и др.

     Чем в более полной мере товар удовлетворяет  покупателя по своим потребительским свойствам, тем выше его потребительская способность.

     Стремиться  к обеспечению наилучших характеристик  товара необходимо, однако это не всегда возможно, потому что:

     – удовлетворение всех требований, которые предъявляются к товару, возможно, но экономически невыгодно, поскольку очень дорого обойдется его изготовление, и покупатель не признает этот товар;

     – претензии отдельных покупателей взаимно исключены;

     – меняется мода, вкусы, и пока товар будет изготовлен, он может не соответствовать времени.

     В связи с этим предприятия, которые работают по концепции маркетинга должны: – обеспечить потребительские свойства на экономически оправданном уровне; – работать с опережением, то есть прогнозировать спрос, внедрять моду, вкусы и др. – работать не на покупателей вообще, а на конкретные группы и на полные рынки.

     Жизненный цикл товара (рисунок 1).

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – Жизненный цикл товара

   Каждый товар имеет полный период рыночной стойкости, то есть живет отмеренное время. Рано или поздно он вытесняется с рынка другим, более универсальным и более дешевым товаром. Условия продажи и получения прибыли на протяжении жизни товара также изменяются. Если изобразить кривую жизненного цикла товара в координатах «время – прибыль, то можно выделить следующие стадии:

     – стадия внедрения – это период, когда товар появляется на рынке и повально завоевывает признание, доля его продажи еще незначительна,

     торговля  им абсолютно неприбыльна, а затраты  на рекламу велики;

     – стадия роста – это период, когда товар завоевал признание у покупателя, спрос на него растет, увеличивается количество покупателей, продажа и прибыли растут, затраты на рекламу стабилизируются;

     – стадия зрелости – это период насыщения и стабилизации продажи, когда большинство потенциальных покупателей уже выбрало товар. Поэтому здесь темпы роста продажи падают, прибыль растет через увеличение затрат на маркетинговые предприятия. Далее наступает время, когда рост продажи товара заканчивается, несмотря на снижение цен. Прибыль торговли может еще сохраниться из-за снижения затрат производства. Для того, чтобы поддержать рейтинг продажи, улучшают качество товара, снижают цену, улучшают сервис и т.д.;

     – стадия спада – период резкого снижения продажи и прибыли. С помощью модернизации товара, снижения цены и других средств стимулирования сбыта можно предотвратить полный спад и даже перевести в стадию повторного насыщения, но в конечном результате наступает полный спад и товар снимают с производства. Прибыль в этот период соответственно падает.

     Существует  множество товаров одинакового потребительского назначения и близких по внешнему виду, но выпускаемых различными конкурирующими фирмами. Необходим четкий опознавательный знак, позволяющий потребителю ориентироваться в мире товаров. Роль такого знака играет марка товара.

     Марка (товарный знак) – это символ, термин, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товара.

     В марке объединяются два самостоятельных  элемента: фирменная эмблема, т.е. рисунок или окраска, позволяющие отличать одну марку от другой, и марочное название (логотип) – специально разработанное, оригинальное начертание слов, букв, представляющих полное или сокращенное название фирмы или товара, их девиз, т.е. ту часть марки, которую можно прочесть. Как правило, марка используется в рекламных целях. [5, с. 33]

         1.2 Качество товара и его составляющие

     Разработка  товара включает в себя определение  тех выгод, которые будет предлагать этот товар. Такие выгоды передаются с материальными свойствами товара – такими, как качество, характеристики и внешнее оформление. Принимаемые по поводу этих свойств решения имеют особенное значение, поскольку они во многом формируют реакцию потребителя на данный товар.

Информация о работе Роль маркетинга в системе управления качеством