Роль лидера в современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

В настоящей курсовой работе разбирается роль лидера в структуре организации как сильной личности, способной своим примером, энергией, целеустремленностью вести за собой коллектив, строить эффективную вертикаль власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИДЕРСТВО 4
1.1. ПОНЯТИЕ «ЛИДЕРСТВА» 4
1.2. ПРИЗНАКИ ЛИДЕРСТВА 5
1.3. РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА 6
1.4. ОТЛИЧИЕ ЛИДЕРА ОТ ПРОСТОГО МЕНЕДЖЕРА 8
2. ВЛАСТЬ 9
2.1. ПРИРОДА ВЛАСТИ 9
2.2. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ВЛАСТИ 11
3. ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРСТВА И ВЛАСТИ НА УПРАВЛЕНИЕ 13
3.1. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ 13
3.2. ПУТИ ВЛИЯНИЯ ЛИДЕРСТВА НА УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ 16
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
ВЫВОДЫ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

Менедждемент Организации_Лидер и власть_оригинал.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

                                                             Руководитель 
 
 
 
 

       Рисунок 3. Место расположения руководителя-демократа при проведении деловых переговоров. 

       Либеральный стиль руководства

       Руководитель  с либеральным стилем руководства  практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности. 
 
 
 

Таблица 1. Содержание трех стилей руководства

Стиль управления Авторитарный  Демократический Либеральный
Природа стиля
Сосредоточение  всей власти и ответственности в руках лидера 

Личное установление целей и выбор средств их достижения 

Коммуникационные  потоки идут преимущественно с верху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера 

Принятие решений разделено по уровням на основе участия 

Коммуникации  осуществляются активно в двух направлениях

Снятие лидером  с себя ответственности и отречение  в пользу группы или организации

Предоставление  группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникации  строятся в основном по горизонтали

Сильные стороны Внимание срочности  и порядку, предсказуемость результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится без  вмешательства лидера
Слабые  стороны        Сдерживается  индивидуальная инициатива Требует много  времени на принятие решений Группа может  потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера
 

       Влияние стилей управления на эффективность  работы групп в течение продолжительного времени исследовали и  немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась  у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у коллектива с либеральным и авторитарным стилем.

       В настоящее существуют и другие модели стилей лидерства. Каждая модель описывает разные аспекты деятельности руководителя. Важно понимать, что все они делят руководителей на определенные группы, с присущими каждой группе определенными чертами, которые отражаются на их управленческой деятельности. Но, ни одна группа не является главной и самой правильной в плане управленческого стиля, потому что в разных организационных структурах, в разных коллектива будут эффективны одни стили управления и неэффективны другие.

    1. Пути  влияния лидерства  на управление в организации
 

       Как было отмечено выше, лидеры используют власть как средство достижения целей группы или организации в целом. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

       Для существования власти не требуется  совместимость целей. В тоже время  лидерство, чтобы реализоваться, требует  определенного соответствия между  целями лидера и целями тех, кто за ним следует.

       Проведенные исследования показали, что рабочие в отношении бригадира признали, что право на власть является наиболее веской причиной для подчинения. Хотя в группах, не связанных с большим объемом физического труда, на первом месте была экспертная власть. Далее в целом по силе влияния идут экспертная власть, вознаграждение, власть примера и на последнем месте – принуждение. Однако, несмотря на то, что право на власть было признано наиболее сильно влияющим источником ее, оно тем не менее не связано с результатами работы бригады. Большее влияние на них оказывает экспертная власть примера, которые качественно отличны от права на власть, власти вознаграждения и принуждения. Экспертная власть и власть примера зависят от личностных качеств и, таким образом, очень индивидуальны, в то время как право на власть, власть вознаграждения и принуждения организационно устанавливаются равными для равных иерархических уровней. Исследования также показали, что подчиненные более удовлетворены руководителем, который использует не только источники власти, основанные на его позиции, занимаемой в организации. Интересно, что в группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы были ниже, а неудовлетворенность выше. Право на власть и власть принуждения больше ассоциируется с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы. В целом исследования показывают, что лидеры использует разные источники власти в зависимости от ситуации. Власть прочнее и эффективнее тогда, когда основывается не на формальных властных полномочиях, а на личных качествах руководителя.  
 
 
 

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИССЛЕДОВАНИЯ 

       Лидерство – отношение доминирования и  подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений  – специфический вид отношений  управления, в основе которых лежит  признание особого статуса лидера, его личных качества, квалификации или должности.

       Власть  – способность или возможность  индивидуума (группы) влиять на других людей. Лидер с одной стороны  управляет посредством своей  власти, с другой он имеет возможность  влить на подчиненных не ограничиваясь только формальной властью.

       Лидерство отличает от власти то, что подчиненные  способны следовать указаниям лидерам  даже тогда, когда у лидера может  не быть необходимых прав, полномочий, средств к понуждению.

       Природа лидерства заключает в особых психологических характеристиках личности. Обуславливается это тем, что лидер – это участник межличностных отношений и лидерство лежит на уровне психологии личности.

       Признаки  лидера:

       - стремление к превосходству (власти) над другими людьми;

       - умение принимать решение;

       - умение брать инициативу на  себя;

       - умение брать ответственность  за принятое решение;

       - наличие ораторских способностей;

       - безграничная уверенность в своих  силах;

       - честность;

       - развитые коммутативные способности.

       Исследования  Генри Минцберга показали что важное место в работе любого успешного менеджера занимают межличностные коммуникации, что доказывает, что успешный менеджер – это прежде всего лидер. Менеджеру приходится регулярно принимать множество управленческих решений связанных с необходимость общаться с подчиненными и давать им соответствующие указания, организовывать их работу. Поэтому наличие лидерских качеств упрощает работу лидера, позволяет добиться большей лоялности от подчиненных, не прибегая к формальным властным полномочиям, который требуют большой затраты ресурсов и не всегда увеличивают мотивированность действий подчиненных.

       Исследования  Минцберга также показали, что  у руля большинства крупных и  успешных компаний стоял менеджеры-лидеры, а не просто менеджеры.

       Менеджеры-лидеры отличаются от простых менеджеров содержательностью своей работы. Простой «классический» лидер – это аналитик. Лидера же от менеджера отличает следующие:

    1. Лидер задает курс, а менеджер планирует и считает.
    2. Лидер ищет союзников, а менеджер формирует структуру.
    3. Лидер вдохновляет, а менеджер проверяет и решает проблемы.

       Однако  лидерство не важнее менеджмента, и  одно не заменяет другое.

       На  самом деле лидерство и менеджмент – две отдельные, дополняющие  друг друга системы действий. Каждая имеет свою функцию и характерные для нее системы действий.

       Лидер реализует свои цели посредством  своих властных полномочий.

       Власть  есть везде, где есть совместная деятельность.

       Источники власти это:

  1. Положение и полномочия.
  2. Контроль над ресурсами.
  3. Социальные связи.
  4. Экспертные (специальные) знания.
  5. Контроль над информацией.
  6. Личностные характеристики
 

       Истинное  лидерство опирается на власть, источником которой служат личностные характеристики лидера.

       Пример  неэффективной власти, то есть власти, которая основывается только на наличии  властных полномочий, но отсутствии лидерских качествах у руководителей – это власть офицеров над солдатами в армии. Властные полномочия наказать или поощрить солдата у офицера весьма ограничены. В тоже время солдат в силу разных причин не видит в офицере своего лидера и не готов ему беспрекословно подчиняться. В результате возникает вакуум власти, которые замещается дедовщиной.

       Одним из эффективных приемов управления организацией, способом мотивировать подчиненных является делегирование властных полномочий. К вопросам делегирования власти нужно подходить очень взвешенно и основательно. Грамотное делегирование власти позволяет уйти от излишней концентрации власти в одних руках, строить не авторитарную власть в организации, а добиться большей слаженности в работе коллектива, получить сбалансированную вертикаль власти. Добиться этого баланса возможность только при условии развитых лидерских качеств у руководителя у его способности сохранять личную преданность своих подчиненных при увеличении их властных полномочий.

       На  форму управления влияет стиль управления руководителя. Существуют разные классификации  стилей управления. Одна из них (наиболее распространенная) рассматривает следующие  стили:

       - Авторитарный

       - Демократический

       - Либеральный.

       Каждый  из этих стилей имеет свои достоинства и недостатки, а потому не является лучше других. В разных организациях, в разных ситуациях нужен соответствующий ситуации стиль управления.

       Лидеры  используют власть как средство достижения целей группы или организации  в целом. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

       Право на власть и власть принуждения больше ассоциируется с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы. В целом исследования показывают, что лидеры использует разные источники власти в зависимости от ситуации. Власть прочнее и эффективнее тогда, когда основывается не на формальных властных полномочиях, а на личных качествах руководителя.

       Лидерство позволяет добиваться поставленных целей  быстрей и меньшими ресурсами. 

 

       Заключение 

       Необходимо отметить, что, прежде всего лидерство – это некоторое доминирование в межличностных отношениях, которое реализуется в виде беспрекословного подчинения, в то время как власть – это средство управления, которая может быть реализована через различные властные полномочия (кнута и пряника) для достижения управленческих целей.

       Соответственно  лидерство расширяет понятие  власти, оно наделяет управленца дополнительными возможности для управления.

       Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства. Лидерство позволяет добиваться поставленных целей быстрей и меньшими ресурсами.

Информация о работе Роль лидера в современной организации