Роль лидера в современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

В настоящей курсовой работе разбирается роль лидера в структуре организации как сильной личности, способной своим примером, энергией, целеустремленностью вести за собой коллектив, строить эффективную вертикаль власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИДЕРСТВО 4
1.1. ПОНЯТИЕ «ЛИДЕРСТВА» 4
1.2. ПРИЗНАКИ ЛИДЕРСТВА 5
1.3. РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА 6
1.4. ОТЛИЧИЕ ЛИДЕРА ОТ ПРОСТОГО МЕНЕДЖЕРА 8
2. ВЛАСТЬ 9
2.1. ПРИРОДА ВЛАСТИ 9
2.2. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ВЛАСТИ 11
3. ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРСТВА И ВЛАСТИ НА УПРАВЛЕНИЕ 13
3.1. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ 13
3.2. ПУТИ ВЛИЯНИЯ ЛИДЕРСТВА НА УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ 16
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
ВЫВОДЫ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

Менедждемент Организации_Лидер и власть_оригинал.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине

Менеджмент

на  тему

«Роль лидера в современной организации» 
 
 
 
 

                  выполнил(а) студент(ка)

                  _______ группы 1-го курса

                  очно-заочной (вечерней) формы обучения

                  ______________________

                  Фамилия, имя, отчество

                  Научный руководитель

                  ________________________

                  Фамилия, имя, отчество 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Москва, 2009 г. 
СОДЕРЖАНИЕ
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       В теории управления существуют две позиции: личностная и технологическая. Личностная позиция говорит, что роль и функции руководителя предъявляют специфические требования к личности. Только обладая соответствующими качествами, человек может возглавить коллективное дело, совершенствоваться в управлении той или иной организацией и вести ее к успехам. Назначение личностной концепции управления — создать научные условия для того, чтобы задачи отбора лидеров, организации их деятельности и их личностного роста решались адекватными методами. Ее теоретическая роль — развитие общепсихологической теории личности, обогащение ее данными о чертах психологии такой категории людей, как руководители — организаторы социальных процессов.

       Технологическая позиция акцентирует методы решения  управленческих задач. Технологические  подходы в теории управления оперируют  упрощенным, подчас бытовым представлением о личности, что неизбежно приводит к узкому взгляду на человека как  на средство решения стоящих перед организацией задач. Даже такие вопросы, как управление персоналом, мотивация деятельности, организационное развитие, организационное поведение обсуждаются без признания социально-психологической природы их предмета. В настоящее время технологическое направление отходит на второй план.

       В настоящей курсовой работе разбирается роль лидера в структуре организации как сильной личности, способной своим примером, энергией, целеустремленностью вести за собой коллектив, строить эффективную вертикаль власти.

 

  1. ЛИДЕРСТВО

1.1. Понятие «Лидерства»

 

       Слово «Лидер», «Лидерство» происходит от английского слова «Lead», которое имеет несколько значений – руководство, инициатива, пример, образец, директива, указание, первое место, ключ, указатель.

       В широком смысле этого слова Лидерство - это отношения доминирования  и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Лидерство любой организационной  структуре – это специфический  вид отношений управления, в основе которых лежит признание особого статуса лидера, его личных качеств, квалификации или должности. [2]

       Любая организация с точки зрения взаимоотношений  людей в рамках данной организации  – это некоторая иерархия, в  которой присутствуют руководители и подчиненные. В рамках иерархии обязанности у лиц, которые находятся на разных ее уровнях также разные.

       Организация состоит из лиц, которые имеют  перед собой некую цель; работают в одной команде, группе; используют определенные знания и технические  приемы; выступают как единый и целостный организм.

       Организационная структура — это целостная  система, специально разработанная  таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед  ними цели.

       Соответственно  Лидер – это человек, который задает эти цели, формулирует их, организует процесс, контролирует исполнение поставленных целей. Критерием его работы является – эффективность деятельности организации, структуры, которой он руководит. Лидер реализует эти цели посредством своей Власти.

       Для реализации своих целей Лидер  выстраивает некоторую систему  управления.

       Под эффективной системой управления понимается система, обладающая двумя свойствами:

  • максимальной эффективностью решений, принимаемых руководителем;
  • эффективностью выполнения этих решений подчинёнными.

       Для того чтобы персонал организации  качественно выполнял все поручения  руководителя, последний должен обладать властью и применять её. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций.

       Власть – это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть – это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов:

  • Власть – это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают или делают другие;
  • Власть порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.;
  • Власть основывается на представлении людей о возможностях менеджера;

       При этом Власть всегда неодностороняя, каждая из сторон может влиять на другую.[1]

       В рамках любой организации лидер выполняет функции менеджера, он использует свои полномочия и посредством данной ему власти реализует следующие функции менеджмента: планирование деятельности, организация, мотивирование персонала и контроль за деятельностью организации и исполнением своих указаний.

       В отличие от простого понятия руководителя (менеджера, управленца), понятия лидера неразрывном связано с наличием некими неформальными правами и возможностями влиять на подчиненных и не ограничивается только формальной Властью.

       Можно отметить, что у лидера формальные права даже могут быть сильно ограничены, но, тем не менее, возможностей влиять на своих подчиненных у него может быть больше, чем у руководителя, лишенного соответствующих лидерских качества.

       Таким образом, лидерство на межличностном уровне в первую очередь означает готовность подчиненных следовать указаниям лидера даже, несмотря на возможное отсутствие у лидера необходимых полномочий.

1.2. Признаки лидерства

 

       Множество людей пытаются реализовать себя в области управления (экономического, политического, общественного), и значительная их часть достигает этой цели. Что это за люди? Почему они предпочитают не заниматься индивидуальными формами деятельности, не идут «в науку», не работают в качестве «специалистов» и т.д.? Благодаря чему они добиваются властных позиций? Какую роль играют при этом их личностные качества? Кто становится руководителем, менеджером? В ответах на эти вопросы нуждаются прежде всего сами руководители, которые повседневно сталкиваются с предметными и социальными трудностями, непонятными и неприемлемыми реакциями сотрудников на их решения, действия и другие личностные проявления.

       Многие  управленческие проблемы нельзя решить, не опираясь на теорию личности руководителя.

       Личностные  характеристики являются более или менее надежными данными для предсказания поведения человека в предметно-деятельностной среде (естествоиспытатель, мастеровой, инженер и т.д.). Но как только человек оказывается в социальной (коммуникативной, межличностной) ситуации предсказательная сила знания его качеств уменьшается. В дело вступает механизм межличностных взаимодействий. Влияние людей на поведение человека более значительно и неопределенно, чем влияние факторов предметной (безличностной) ситуации.

       Множество психологических теоретических и практических вопросов в организации решается с опорой на явную или скрытую теорию личности руководителя. Практика психологического отбора, в том числе получившие значительное распространение «центры оценки», непосредственно базируются на той или иной теории личности.

       Ввиду того, что лидер – это прежде всего участник межличностных отношений, настоящий руководитель должен быть очень хорошим психологом, чтобы адекватно оценивать своих подчиненных, их реакцию на те или иные свои решения, строить эффективные отношения в коллективе. Помимо этого управленец должен также финансистом, политиком, бухгалтером, экономистом и т.д.

       Как мы уже говорили ранее, власть лидера всегда не односторонняя. Эффективный руководитель не авторитарен, направление влияния между ним и подчиненным двустороннее, лидер всегда прислушивается к руководимым, для него это обратная связь, которая и обеспечивает эффективность управления. Благодаря этому подчиненные чувствуют, что тоже, хотя бы и косвенно, принимают участие в принятие решений, к их мнению прислушиваются, они чувствуют значимость для руководство. Для них это важно, что так зачастую подчиненный является менее сильной личностью по сравнению с лидером и для него важно мнение окружающих, мнение руководителя.

         Предпринимались попытки объяснить личность руководителя при помощи инстинкта власти, который развит у некоторых людей сильнее, чем у остальных. Ученые различают «три вида оснований легитимности», на строится неформальное лидерство:

       - «традиционное» господство,

       - авторитет личного дара (харизма)

       - господство, опирающееся на веру в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами (ориентация на подчинение при выполнении установленных правил)».

       Особый  интерес вызывает «господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется чисто личной харизме «вождя». Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него. Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников. [1]

       На  основании вышеизложенного можно выделить раз признаков, которые как раз и отличают лидеров, людей склонных к лидерству. Попробуем их сформулировать:

       - стремление к превосходству (власти) над другими людьми;

       - умение принимать решение;

       - умение брать инициативу на  себя;

       - умение брать ответственность за принятое решение;

       - наличие ораторских способностей;

       - безграничная уверенность в своих  силах;

       - честность;

       - развитые коммутативные способности.

       Я считаю, что помимо этих очевидных  качеств лидеров должна еще отличать некоторая яркая черта, свойственная только им, чтобы сделать их непохожим на всех. Это может быть острое чувство юмора, это может быть природное обаяние, какие-то отличительные внешние черты или особенный голос. Т.е. что-то, обращается внимание людей на лидера.

       Особенно хочется отметить такое качество лидера как «честность». Да, именно честность важная черта для лидера, если он хочет оставаться лидером в долгосрочном периоде. Природа власти лидера в том числе основана и на вере людей в лидера, а это невозможно, если лидер обманывает, предает, не исполняется взятых на себя обязательств. От нечестного лидера, не держащего свое слово рано или поздно люди отворачиваются. 

       Природа лидерства закладывается в детстве  человека. Любовь родителей, вера в  ребенка, принятие его таким, какой он есть – это основа будущего лидерства. Для того, чтобы вырастить из ребенка лидера, нужно с детства приучать его к самостоятельности, брать ответственность на себя и на своем примере показывать что такое при лидер.

Информация о работе Роль лидера в современной организации