Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 07:53, курсовая работа
В рамках вышесказанного актуальность выбранной темы подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию.
Введение...…………………………………………………………………………………………………………………………………………3
Актуальность выбранной темы……………………………..………………………………………………………………………...4 Развитие коммуникаций в системе управления……………………………………………………………….……………..5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ»……………………….……………5
1.1. Коммуникации - понятие, виды, их характеристика…………………………………………………….……………5
1.2. Коммуникационный процесс, основные элементы и их этапы…………………………………….………….7
1.3. Информации в коммуникационном процессе………………………………………………………………….……….8
1.4. Межличностные и организационные коммуникации, понятие, преграды, и их характеристика…………………………………………………………………………………………………………………………..………9
1.5. Эффективность коммуникаций в менеджменте………………………………………………………………..…….10
1.6. Функции коммуникации………………………………………………………………………………………………………..….13
1.7. Классификация коммуникаций………………………………………………………………………………………………...13
1.8. Коммуникационный процесс…………………………………………………………………………………………………….15
1.9. Основные проблемы коммуникаций в менеджменте…………………………………………………………….19
1.10. Способы совершенствования коммуникационных процессов в организации………………….....22
1.11. Регулирование информационных потоков………………………………………………………………………….....22
1.12. Функции и состав коммуникативных структур………………………………………………………………………..24
1.13. Характеристика коммуникационных сетей…………………………………………………………………………….25
1.14. Эффективность коммуникаций в менеджменте…………………………………………………………………….26
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «ХАРАКТЕРИСТИКА И ОПЫТ РАБОТЫ РОССИЙСКОЙ ФИРМЫ
000 «АГАТ-ТУР»…………………………………………………………………………………………………………………………………28
Заключение: выводы, предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование системы коммуникаций в управлении…………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………………………………………………………….............30
Выделяя важную конструктивную
роль коммуникации в становлении и развитии
человеческой деятельности, в функционировании
социальных систем, выдающийся американский
социолог Т.Парсонс подчеркивал, что "удивительная
сложность систем человеческой деятельности
невозможна без относительно стабильных
символических систем", а последние
создаются и функционируют только благодаря
процессам коммуникации.
Итак, согласно Т. Парсонсу,
в процессе коммуникации взаимодействуют
несколько элементов:
1. действие автора и/или носителя сообщения;
2. ответная реакция реципиента;
3. содержание коммуникативного процесса;
4. взаимные роли, связывающие между собой
участников коммуникативного взаимодействия.
Коммуникация представляет собой сложный
многокомпонентный процесс. Основными
его компонентами являются:
1. субъекты коммуникационного процесса
- отправитель и получатель сообщения
(коммуникатор и реципиент);
2. средства коммуникации - код, используемый
для передачи информации в знаковой форме
(слова, картины, графики, ноты и т.п.), а
также каналы, по которым передается сообщение
от коммуникатора к реципиенту (письмо,
телефон, радио, телеграф и т.п.);
3. предмет коммуникации (какое-то явление,
событие и т.п.) и отображающее его сообщение
(статья, радиопередача, телевизионный
сюжет и т.д.);
4. эффекты коммуникации - выраженные в
изменении внутреннего состояния субъектов
коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях
или в их действиях последствия коммуникации.
Социальная
коммуникация в процессе своего осуществления
решает четыре основных взаимосвязанных
задачи:
В самом широком смысле цель коммуникаций на предприятии - осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания предприятия.
Существует две основные функции коммуникации: информационная и личностная.
Первая осуществляет процесс движения
информации, вторая - взаимодействие личностей.
Эти две функции теснейшим
образом связаны друг с другом.
Взаимодействие личностей в значительной степени осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводится, потому что коммуникация строится не только по факту передачи и получения информации, но и по личностным ее оценкам и индивидуальным интерпретациям.
1.7. Классификация
коммуникаций.
По отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние. Они отражают целостность управляемой системы и одновременно ее открытость, приоритетность действий работников фирмы, стиль управления менеджера, ситуации взаимодействия фирмы с другими объектами. Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношения с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне.
Организациям приходится подчинятся государственному регулированию и заполнять в этой связи пространные письменные отчеты. В своих ежегодных отчетах любая компания сообщает информацию по финансам и маркетингу, а также приводит сведения о своем размещении, возможностях карьеры, льготах и т.д. Используя лоббистов и делая различные взносы в пользу разных политических групп, комитетов, организация пытается влиять на содержание различных законов и постановлений. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения. Основную роль в организации играют коммуникации между уровнями и подразделениями. Информация перемещается с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, рекомендуемых процедурах и т.д.5
Помимо обмена по нисходящей, организация,
как и любой другой субъект профессиональной
системы управления, нуждается в коммуникациях
по восходящей. Передача информации с
низшего уровня на высший может существенно
влиять на производительность. В одном
реальном примере инженер разработал
более эффективный способ
раскроя листового металла для крыльев
самолета, и сообщает о своей идее непосредственному
начальнику.
Если руководитель решил поддержать предложение инженера, он сообщает об этом на следующий, более высокий уровень управления. Изменение требует одобрения со стороны управляющего заводом или управляющего производственными операциями на более высоком уровне. Налицо ситуация, когда нечто, возникшее на низшем уровне организации, должно подняться на самый верх, последовательно пройдя все промежуточные уровни управления.
Коммуникации
по восходящей также выполняют функцию
оповещения верха о том, что делается на
низших уровнях. Таким путем руководство
узнает о текущих или назревающих проблемах
и предлагает возможные варианты исправления
положения дел. Последняя управленческая
инновация в коммуникациях по восходящей
- это создание групп из рабочих, которые
регулярно собираются для обсуждения
и решения проблем в производстве или
обслуживании потребителей. Обмен информацией
по восходящей обычно происходит в форме
отчетов, предложений и объяснительных
записок. В дополнение к обмену информацией
по нисходящей и восходящей организации
нуждаются в горизонтальных коммуникациях.
Организация состоит из множества подразделений,
поэтому обмен информацией между ними
нужен для координации задач и действий.
Поскольку
организация - это система взаимосвязанных
элементов, руководство должно добиваться,
чтобы специализированные элементы работали
совместно, продвигая организацию в нужном
направлении.
Коммуникации
с рабочей группой в целом позволяют руководителю
повысить эффективность действий группы.
Поскольку в обмене участвуют все члены
группы, каждый имеет возможность поразмышлять
о новых задачах и приоритетах отдела,
о том, как следовало бы работать вместе,
о предстоящих изменениях и возможных
их последствиях для этого и других отделов,
о недавних проблемах и достижениях, предложениях
рационализаторского характера.
Коммуникации могут быть одноканальные
и многоканальные. Каждый человек имеет
разнообразные интересы, которые и определяют
множественность его коммуникаций. Но
в определенной деятельности человека
его интересы могут сводиться к одному
типу связей. Это бывает при очень узкой
специализации деятельности или очень
ограниченных полномочиях. Это часто отражает
и определенный стиль управления: управление
по ограниченному составу проблем или
суженной задаче. Одноканальные коммуникации
часто выступают в виде явной и намеренно
выделенной приоритетности проблемы в
комплексе действий менеджера. Он как
бы не обращает внимания на другие проблемы,
все подчиняя одной из них.
Напротив,
многоканальные коммуникации свидетельствуют
о широте подхода к проблематике управления,
разнообразии решаемых проблем.6
Все зависит от
того как те или иные коммуникации определяют
качество управленческого решения, как
они влияют на процесс разработки управленческих
решений. Конечно, понятие устойчивости
коммуникаций имеет условный характер.
Но каждый менеджер знает, какие связи
ему мешают в работе и какие способствуют,
какие устойчиво мешают, а какие могут
быстро безболезненно исчезнуть.
Коммуникации могут быть формальными и неформальными. Формальные коммуникации отражают связи, необходимые для выполнения функций и полномочий, связи, определяемые характером и системой распределения функций. Такие коммуникации обычно бывают в виде письменного сообщения.
Типичная информация,
передаваемая по каналам распространения
слухов: предстоящие сокращения производственных
рабочих новые меры по наказаниям за опоздания
изменения в структуре организации грядущие
перемещения и повышения подробное изложение
спора двух руководителей на последнем
совещании по сбыту кто кому назначает
свидания после работы.
По условиям возникновения и характеру проявления в деятельности человека коммуникации могут быть ситуационными и постоянными. Ситуационные коммуникации нередко отражают возникновение конфликтов и тем самым требуют дополнительного внимания. Эти коммуникации могут быть разрушительными для организации. Ситуационные коммуникации возникают и как результат деятельности менеджера. Ведь конфликт - не всегда отрицательное явление, в некоторых обстоятельствах он может быть и благом.
1.8. Коммуникационный
процесс.
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.
1. Отправитель, лицо,
генерирующее идеи или
2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал, средство передачи информации.
4. Получатель, лицо,
которому предназначена
При обмене
информацией отправитель и получатель
проходят несколько взаимосвязанных этапов.
Их задача - составить сообщение и использовать
канал для его передачи таким образом,
чтобы обе стороны поняли и разделили
исходную идею. Это трудно, ибо каждый
этап является одновременно точкой, в
которой смысл может быть искажен или
полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные
этапы таковы:
1. Зарождение идеи.
2. Кодирование и выбор канала.
3. Передача.
4. Декодирование.
Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточно времени на обдумывание идеи. Кит Дэвис - известный исследователь коммуникаций - подчеркивает важность данного этапа: «Неудачное сообщение не станет лучше на глянцевой бумаге или от увеличения мощности громкоговорителя. Лейтмотив тапа - не начинайте говорить, не начав думать».
Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что
идея состоит в том, чтобы сообщить
подчиненным конкретную информацию
об их сильных и слабых сторонах
и о том, как можно улучшить
результаты их работы.
Идея не может заключаться в смутных общих
похвалах или критике поведения подчиненных.
Этот пример показывает также связь между
восприятием и коммуникацией. У руководителя,
который считает подчиненных способными
к развитию и совершенствованию, а значит,
нуждающимися в информации с оценкой результатов
их работы, скорее всего, найдутся дельные
позитивные идеи для обмена информацией
на указанную тему по существу. Управляющий,
который воспринимает подчиненных как
детей, ждущих, чтобы их поправляли и направляли,
скорее всего, заложит в свои идеи критицизм
отрицательного свойства, свойственный
такому образу мышления.