Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 07:53, курсовая работа
В рамках вышесказанного актуальность выбранной темы подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию.
Введение...…………………………………………………………………………………………………………………………………………3
Актуальность выбранной темы……………………………..………………………………………………………………………...4 Развитие коммуникаций в системе управления……………………………………………………………….……………..5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ»……………………….……………5
1.1. Коммуникации - понятие, виды, их характеристика…………………………………………………….……………5
1.2. Коммуникационный процесс, основные элементы и их этапы…………………………………….………….7
1.3. Информации в коммуникационном процессе………………………………………………………………….……….8
1.4. Межличностные и организационные коммуникации, понятие, преграды, и их характеристика…………………………………………………………………………………………………………………………..………9
1.5. Эффективность коммуникаций в менеджменте………………………………………………………………..…….10
1.6. Функции коммуникации………………………………………………………………………………………………………..….13
1.7. Классификация коммуникаций………………………………………………………………………………………………...13
1.8. Коммуникационный процесс…………………………………………………………………………………………………….15
1.9. Основные проблемы коммуникаций в менеджменте…………………………………………………………….19
1.10. Способы совершенствования коммуникационных процессов в организации………………….....22
1.11. Регулирование информационных потоков………………………………………………………………………….....22
1.12. Функции и состав коммуникативных структур………………………………………………………………………..24
1.13. Характеристика коммуникационных сетей…………………………………………………………………………….25
1.14. Эффективность коммуникаций в менеджменте…………………………………………………………………….26
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «ХАРАКТЕРИСТИКА И ОПЫТ РАБОТЫ РОССИЙСКОЙ ФИРМЫ
000 «АГАТ-ТУР»…………………………………………………………………………………………………………………………………28
Заключение: выводы, предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование системы коммуникаций в управлении…………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………………………………………………………….............30
Вертикальные
коммуникации в свою
очередь подразделяются
на:
Межличностные коммуникации делят также на:
Вербальные и не вербальные
формы коммуникаций не всегда и не обязательно
исключают друг друга. Как правило, интерпретация
получателем послания строится не только
на словах, но и на выражениях лиц, которых
сопровождают слова передающей стороны.
1.2. Коммуникационный
процесс, основные элементы
и их этапы.
Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.
Коммуникационный
процесс — это взаимодействие совокупности
элементов.
Существует четыре
базовых элемента коммуникационного
процесса:
1. Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;
2. Сообщение - непосредственно информация;
3. Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети);
4. Получатель
(адресат) - лицо, которому предназначена
информация и которое интерпретирует
её.
Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:
1. Зарождение идеи или отбор информации;
2. Выбор канала передачи информации;
3. Передача сообщения;
4. Интерпретация сообщения.
Например, генеральный
директор торговой фирмы решил обсудить
с менеджерами магазинов вопрос о состоянии
и улучшении качества торгового обслуживания
населения на совещании. В данном случае
генеральный директор - отправитель,
у которого зародилась идея; информация
о состоянии и улучшении качества торговли
- сообщения; совещание — это канал
информации; получатели — менеджеры
магазинов, которые интерпретируют сообщение
и при помощи этого же совещания дают обратную
связь генеральному директору.1
При организации
коммуникационных сетей на предприятии
необходимо учитывать специфику различных
типов и каналов коммуникаций на каждом
из этапов коммуникационного процесса.
Формирование коммуникационных процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента.
Коммуникационные решения, содержащие
регламент коммуникационных процедур,
должны устанавливаться для каждого иерархического
уровня менеджмента и доводиться до конкретного
должностного лица.
1.3. Информации в коммуникационном
процессе.
Информация - предмет труда в процессе управления; является средством коммуникации между людьми. Информация, используемая для коммуникационного управления, подразделяется на:
Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на:
По аспектам коммуникационного
управления информация
классифицируется на:
Развитие информационных потребностей
организаций существенно видоизменило
требования к информационному
обеспечению коммуникационных процессов.
1.4.
Межличностные и организационные
коммуникации, понятие,
преграды, и их характеристика.
Межличностные коммуникации - это коммуникации, протекающие между людьми.
Организационные коммуникации - это коммуникации, протекающие внутри организации между ее сотрудниками.
Межличностные коммуникации могут быть как между сотрудниками одной фирмы, так и между сотрудниками различных фирм, например, фирм-партнеров.
Организационные коммуникации затрагивают только одну конкретную фирму и включают в себя часть межличностных коммуникаций, которые возникают между сотрудниками данной фирмы. В тоже время межличностные коммуникации включают в себя организационные коммуникации.
Таким образов, преграды, возникающие при межличностных и организационных коммуникациях, по своей сути практически ничем не отличаются друг от друга. Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает её содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель, т. е. менеджер. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация.
Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называются коммуникационными барьерами (преградами).2
Различают коммуникационные
барьеры макро - и микроуровня.
Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом.
К таким барьерам относятся:
· перегрузка
информационных сетей и искажение
информации;
· потребность во всё более
сложной информации;
· интернационализация деловых
контактов и возрастание роли иностранных
языков и т.п.
Микробарьеры коммуникаций препятствуют
успешной коммуникации в конкретных узких
сферах. К ним относятся:
· отношение
источника (отправителя) информации к
получателю (адресату);
· отношение адресата к источнику
информации;
· восприятие получателем
информации многозначных слов;
· отсутствие обратной связи.
Все преграды,
возникающие в процессе межличностных
и организационных коммуникаций также
можно представить в виде схемы.
Затрудняют коммуникации также предвзятые представления людей, отвергающие новые идеи в силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной или в силу устойчивого мнения, порожденного определенными условиями (стереотипы). В результате искажается восприятие сообщения, замедляется и искажается процесс обратной связи, снижается результативность данного сообщения.
Эффективность коммуникаций указанных в 2.1. видов различна. Данные зарубежных исследований показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90 %, вертикальных - 20-25 %, (т. е. такое количество исходящей от дирекции информации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.
Недостаточную эффективность вертикальных как восходящих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а управляющий цехом – около 40%. Коммуникации снизу вверх ещё более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Это убедительно свидетельствует о существующих неиспользованных резервах в организации коммуникаций, возможностях их качественного улучшения.
Успех коммуникационных процессов органически связан с нормами этического поведения, как со стороны получателя, так и со стороны отправителя информации. Также особую роль в эффективности коммуникаций играет построение сообщений. Необходимо соблюдать при построении сообщения такую последовательность: от внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от них – к возражениям и вопросам, далее к заключению и призыву к действию.3
Чтобы избежать ситуации быть непонятым собеседником, следует стремиться к простоте сообщения, использовать словарный состав повседневной речи даже при общении с образованным и проницательным человеком. Одновременно надо учитывать, что доверие к себе можно подорвать, если привести только один ложный или искаженный факт из ста, хотя 99 могут соответствовать действительности.
Российские менеджеры
выделяют десять заповедей
успешной коммуникации:
1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание.
2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.
3. Проанализируйте всё физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.
4. Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации.
5. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.
6. Воспользуйтесь возможностями, когда они представляются, включить в сообщение
нечто полезное и ценное для его получателя.
7. Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация.
8. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.
9. Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам.
10. Учитесь
умению слушать другого.
Следует отметить, что неудовлетворительное состояние внутриорганизационных коммуникаций чревато серьезными последствиями, в частности, психологического характера и для администрации, и для рядовых работников. Опыт выдающихся менеджеров, практика функционирования преуспевающих компаний свидетельствует о том, что эффективное управление невозможно без отлаженных коммуникаций. Принятие решений, инновационная политика, создание благоприятного психологического климата, стимулирование людей - всё это требует детальной информации. И когда её нет, когда воцаряется информационный хаос, организации грозит крах.
Неоднократно проведенными социологическими исследованиями установлено, что люди, повседневно занимающиеся управленческой деятельностью, от 50 до 90 % всего своего времени затрачивают на коммуникации. На первый взгляд это может показаться невероятным, но становится хорошо понятным, если учесть, что руководитель должен быть постоянно включен в коммуникационные процессы, чтобы реализовать свои роли и задачи в межличностных отношениях, в информационном обмене со множеством людей, в процессе принятия решений, не говоря уже о чисто управленческих функциях, воплощаемых в планировании, организации, мотивации деятельности и контроле за нею. Вследствие этого коммуникация является основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности.4
Коммуникация (от лат. - сообщение, передача) - это процесс обмена сообщениями, информацией между различными личностями, их социальными группами, общностями, организациями.
Коммуникация
между отдельными людьми, их группами,
организациями, государствами, культурами
осуществляется в процессе общения как
обмен специальными знаковыми образованиями
(сообщениями), в которых отображены мысли,
идеи, знания, опыт, навыки, ценностные
ориентации, программы деятельности общающихся
сторон.