Роль и значение «человеческого фактора» в хозяйственной практике организации, примеры использования социально-психологических методо

Автор: A**********@Gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что главной задачей науки управления является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Основные теории и концепции для моделирования
организационного поведения, доктрина человеческих отношений 6
ГЛАВА 2. Психологические типы и категории людей, работников 14
Глава 3. Роль и значение «человеческого фактора» в хозяйственной
практике организации, примеры использования
социально-психологических методов управления 19
3.1 Организационно-правовая характеристика ООО «Стройгаз» 19
3.2 Исследование социально-психологического климата в коллективе,
анализ конфликтных ситуаций на предприятии ООО «Стройгаз» 22
3.3 Причины и формы сопротивления стратегическим изменениям,
методы их преодоления на предприятии ООО «Стройгаз» 27
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Организационное поведение.docx

— 60.17 Кб (Скачать)

      При исследовании социально-психологического климата (СПК) предприятия ООО «Стройгаз» были получены следующие результаты:

      Все сотрудники работают не меньше 3 лет  на предприятии. Анализируя поведение  испытуемых, их фразы, обращённые друг к другу, можно сказать, что данные о стадиях развития коллектива достоверны и сомнения не вызывают. Известно, что  конфликтные ситуации имеют место  в неразвитых коллективах и с  интенсивным размахом могут усугубляться, не находя разрешения и не допуская компромиссов. Огромную роль в разрешении конфликтов, конечно же, играют лидеры, как формальные, так и неформальные, пользующиеся авторитетом у своих сослуживцев.

      Подразделения оценивали СПК в коллективе. Эти  оценки показывают, что атмосфера  здесь хорошая и стабильная, хотя и не отличная. Но ни один трудовой коллектив  не может похвастаться отличным СПК  – такая ситуация может быть только в идеале. Проведённое исследование доказало, что в хорошо развитом коллективе число конфликтных ситуаций снижается до минимума, а если таковые  всё таки возникают, то группа обладает достаточно большим потенциалом  для возможности быстрого и эффективного урегулирования конфликтных ситуаций. Уровень конфликтности и жизнеспособности в коллективе во многом зависит от стадии его развития, баланса межличностных  отношений и деловой активности, стиля руководства им и степени  удовлетворённости занимаемой деятельностью  и служебными обязанностями каждого  члена группы. Эти данные во многом подтверждаются и адекватной самооценкой  большинства обследованных сотрудников  ООО «Стройгаз».

      В управлении персоналом ООО «Стройгаз» применяются следующие группы методов.

      1. Административно- организационные  методы управления:

      - регулирование взаимоотношений  сотрудников посредством положений  о структурных подразделениях  и должностных инструкций;

      - использование властной мотивации  (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей  деятельностью предприятия;

      - стимулирование труда работников  посредством гарантированного предоставления  социальных гарантий (больничные  листы, выплаты пособий и т.п.), организации праздников для сотрудников  и их детей.

      2. Материальное стимулирование труда  работников: премиальные по результатам  труда; использование для отдельных  категорий работников сдельной  формы оплаты труда;

      3. Социально-психологические методы  управления:

      - развитие у сотрудников чувства  принадлежности к предприятию:  формирование стандартов обслуживания, обеспечение сотрудников фирменной  рабочей одеждой и т.п.

      - стимулирование на основе выражения  общественного признания (доски  почета, награды, вымпелы, публичные  поощрения);

      - оптимизация рабочих мест, создание  комнат отдыха;

      Основной  акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы стимулирования. В соответствии с  Трудовым Кодексом РФ предприятие самостоятельно устанавливает вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и  должностных окладов, а также  формы материального поощрения. Основные правила оплаты труда и  премирования закреплены Положением об оплате труда работников ООО «Стройгаз», утверждаемым приказом директора.

      Анализ  деятельности предприятия показывает, что в ООО «Стройгаз» недостаточно внимание уделяется изысканию внутрипроизводственных резервов стимулирования трудовой активности работников. Реализация некоторых управленческих мер гасит заинтересованность в  полном использовании резервов работников в повышении эффективности труда. Проблемы стимулирования высокопроизводительного  труда касаются:

      Во-первых, слабой роли первичных трудовых коллективов, цехов и участков в повышении  эффективности труда: инициатива и  предприимчивость цехов не поощряются, а часто, наоборот пресекаются; фонд экономического стимулирования в цехах  не образуется, а выделяется им из централизованных источников; цеха не несут экономической  ответственности за эффективность  использования производственных фондов, материальных ресурсов. Во-вторых, оперативным  управлением производственного подразделения занимаются люди, не имеющие специального образования для осуществления данного вида деятельности. 

3.3 Причины и формы сопротивления стратегическим изменениям, методы их преодоления на предприятии ООО «Стройгаз» 

      Люди  в организации (по крайней мере, некоторая  их часть) сопротивляются изменениям. В таком сопротивлении нет  ничего удивительного и тем более  патологического: большинство людей  стремятся к стабильности и предсказуемости  своего существования и опасаются  революционных ломок привычного образа жизни, а также имеют свое собственное представление о  том, как надо осуществлять стратегию.

      Группы, поставленные перед необходимостью изменений, сталкиваются с перспективой изменения неформальных связей, каналов  общения, поведенческих стереотипов  и норм. Следовательно, они легко  реагируют на призывы к сопротивлению  изменениям. Сопротивление изменениям со стороны индивидов и групп  нередко может быть единственной, но мощной силой, сдерживающей развитие организации. Угроза со стороны этой силы зависит от разных причин, но главными являются структура и культура организации.

      Наиболее  легко преодолеть сопротивление  стратегическим изменениям в организациях, имеющих иерархическую линейную структуру и, как следствие, культуру бюрократического типа. Такие организации  представляют собой очень формализованное  место работы. Тем, что делают люди, в подобных организациях управляют  разработанные процедуры. К таким  организациям относятся правительственные  органы, многие крупные фирмы. Как  правило, для таких организаций  критически важным является поддержание  плавного хода деятельности организации. Долгосрочные заботы организации состоят  в обеспечении стабильности. Успех  определяется в терминах надежности поставок, плавных календарных графиков и низких затрат. Управление наемными работниками озабочено гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика, для нее свойственны жесткое разделение функций, повиновение приказам, централизация власти. Такого рода бюрократические организации могут обладать достаточными средствами преодоления сопротивления стратегическим изменениям, чтобы вообще не обращать на эту проблему внимания: при линейной иерархической структуре любое распоряжение свыше воспринимается как прямое указание и не обсуждается.

      Однако  такого рода ситуации скорее исключение, чем правило. Поэтому в большинстве  организаций, независимо от их размера, приходится принимать меры и учитывать  последствия сопротивлений и  пути их нейтрализации для того, чтобы изменения были эффективными.

      Американские  исследователи Дж. Коттер и Л. Шлезингер  предложили систематизацию причин сопротивления, позволяющую в первом приближении  выяснить, какие группы и индивиды будут сопротивляться стратегическим изменениям, и выявить причины  этого сопротивления:

      1. Эгоистический интерес является  основной причиной того, что люди  сопротивляются изменению на  уровне организации: люди, вследствие  своей человеческой природы, ставят  свои собственные интересы выше  интересов организации. Такое  поведение, вследствие его универсальности  и естественности, не очень опасно, однако его развитие может  привести к возникновению неформальных  групп, политика которых будет  направлена на то, чтобы предложенное  изменение не было осуществлено.

      2. Неправильное понимание целей  стратегии обычно возникает из-за  того, что люди не в состоянии  оценить последствия осуществления  стратегии. Часто причиной здесь  является отсутствие достаточной  информированности относительно  целей и путей реализации стратегии.  Эта ситуация характерна для  организаций, где степень доверия  к действиям менеджеров низка.

      3. Различная оценка последствий  осуществления стратегии связана  с различным восприятием стратегических  целей и планов. Менеджеры и  служащие могут по-разному воспринимать значение стратегии как для организации, так и для отдельных групп, сложившихся внутри нее. При этом «стратеги» часто ошибочно считают, что служащие видят преимущества реализации стратегии так же, как и они, и что каждый обладает соответствующей информацией, чтобы убедиться в преимуществах как для организации, так и для каждого служащего реализации избранной стратегии.

      4. Некоторые люди обладают низкой  терпимостью к любым изменениям  из-за опасения, что они не смогут  обучиться требуемым новым навыкам  или новой работе. Такое сопротивление  характерно для случаев внедрения  новых технологий, новых методов  продажи, новых форм отчетности  и т.п.

      Когда менеджер сталкивается с поведением, которое ему представляется сопротивлением осуществлению стратегии, он должен разобраться в различных вариантах  и нюансах такого поведения. Для  этого полезно выявить формы  сопротивления на следующих организационных  уровнях: организационный уровень; уровень группы; уровень индивида.

      Понимание того, на каком уровне возникает  сопротивление и чем оно характеризуется, позволяет менеджеру направить  усилия в нужном направлении. Рассмотрим особенности сопротивления на этих уровнях.

      Организационный уровень - структурные и культурные факторы могут способствовать широкому распространению сопротивления: например устаревшие системы не в состоянии  справиться с быстрыми и радикальными стратегическими изменениями. Существующие структура и культура не могут  приспособиться к новым стратегическим требованиям и не желают изменяться сами, их изменения невозможно провести быстро, они требуют значительного  времени и больших затрат человеческих ресурсов. Один из путей уменьшения сопротивления – это комплексный, системный подход к изменению. Сложности: для понимания организации как  системы взаимосвязанных элементов  и частей необходимо учитывать поведение  всех подразделений, таких как финансы, производство, сбыт и снабжение, человеческие ресурсы и многое другое. Системный  подход предусматривает рассмотрение организации как единого целого. Такой подход к организации сложен, но может привести к успеху в реализации стратегии.

      Уровень группы. При проектировании осуществления  стратегии необходимо иметь в  виду, что корпорация как система  состоит из формальных групп и  неформальных. Широкое освещение  стратегического замысла и консультации перед осуществлением стратегии (на стадии планирования) могут помочь уменьшить сопротивление со стороны  групп и выявить, что же действительно  беспокоит людей в предложенной стратегии. Привлечение на свою сторону  влиятельных и авторитетных неформальных групп в организации оказывает  положительное влияние.

      Уровень индивида. Формальные и неформальные группы, к которым принадлежат  сотрудники, придерживающиеся определенных взглядов относительно стратегии, решающим образом влияют на позицию индивида - члена группы, которую он будет  занимать и отстаивать при проектировании и проведении стратегических изменений. Однако если группа, к которой принадлежит  индивид, даже поддерживает перспективу  изменения, некоторые сотрудники могут  таить в себе свое личное беспокойство относительно влияния изменения  на их будущее положение в организации, возможностей карьеры, реализации устремлений  и перспектив повышения по службе. Чтобы помочь сотруднику приобрести новое понимание происходящего  и пересмотреть свое отношение к  изменению, чаще всего требуется  индивидуальная работа менеджера с  ним по разъяснению выгод и  преимуществ, которые он получит  в результате реализации стратегии.

      Поддающееся четкому распознаванию сопротивление  реализации стратегии встречается  не так уж часто. Гораздо чаще возникает  необходимость иметь дело с потенциальными конфликтами и «тупиковыми ситуациями»  на всех уровнях. Они возникают вследствие того, что разные группы пытаются отстоять свои собственные интересы, используя  в данных целях сам процесс  изменения. Менеджеры должны с осторожностью  подходить к различным реакциям на изменения и к явному сопротивлению.

      Методы снижения сопротивления стратегическим изменениям ООО «Стройгаз»

      Каким образом разработать стратегию  преодоления сопротивления изменениям? Рассмотрим методы, предложенные американскими  исследователями Дж. Коттером и Л. Шлезингером в табл. 4.

      Таблица 4

      Методы  преодоления сопротивления изменениям

Подход Этот подход обычно используется в ситуациях: Преимущества (достоинства) Недостатки
Информирование  и общение При недостаточном  объеме информации или неточной информации в анализе Если удалось  убедить людей, то они часто будут  помогать при осуществлении изменений Подход может  требовать очень много времени, если вовлекается большое количество людей
Участие и вовлеченность Когда инициаторы изменения не обладают всей информацией, необходимой для планирования изменения, и когда другие имеют значительные силы для сопротивления Люди, которые  принимают участие, будут испытывать чувство ответственности за осуществление  изменения, и любая соответствующая  информация, которой они располагают, будет включаться в план изменения Этот подход может потребовать много времени
Помощь  и поддержка Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации  к новым условиям Ни один другой подход не срабатывает так хорошо при решении проблем адаптации  к новым условиям Подход может  быть дорогостоящим и требовать  большого количества времени и тем  не менее может потерпеть неудачу
Переговоры  и соглашения Когда отдельный  служащий или группа явно теряют что-либо при осуществлении изменений Иногда это  является сравнительно простым (легким) путем избежать сильного сопротивления Подход может  стать слишком дорогостоящим, если он ставит целью добиться согласия только путем переговоров
Манипуляции и кооптации Когда другие тактики  не срабатывают или являются слишком  дорогостоящими Может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем сопротивления Этот подход может порождать дополнительные проблемы, если у людей возникнет  чувство, что ими манипулируют
Явное и неявное принуждение Когда необходимо быстрое осуществление изменений  и инициаторы изменений обладают значительной силой Отличается  быстротой и позволяет преодолеть любой вид сопротивления Рискованный способ, если люди остаются недовольными инициаторами изменений

Информация о работе Роль и значение «человеческого фактора» в хозяйственной практике организации, примеры использования социально-психологических методо