Роль и значение «человеческого фактора» в хозяйственной практике организации, примеры использования социально-психологических методо

Автор: A**********@Gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что главной задачей науки управления является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Основные теории и концепции для моделирования
организационного поведения, доктрина человеческих отношений 6
ГЛАВА 2. Психологические типы и категории людей, работников 14
Глава 3. Роль и значение «человеческого фактора» в хозяйственной
практике организации, примеры использования
социально-психологических методов управления 19
3.1 Организационно-правовая характеристика ООО «Стройгаз» 19
3.2 Исследование социально-психологического климата в коллективе,
анализ конфликтных ситуаций на предприятии ООО «Стройгаз» 22
3.3 Причины и формы сопротивления стратегическим изменениям,
методы их преодоления на предприятии ООО «Стройгаз» 27
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Организационное поведение.docx

— 60.17 Кб (Скачать)
>      Управленческая психология – ведущая отрасль современного знания, отражающая междисциплинарное научно-практическое направление, целью которого является психологическое обеспечение решения проблем управленческой деятельности. Управленческая психология изучает личность работника в организации и влияние организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива.

      Каждое  научное направление имело свои ограничения, но в целом способствовало формированию современной концепции  организационного поведения.

     Возникновение школ “человеческих отношений” и  “организационного поведения” –  период попыток понять место людей  в производстве. Ее основоположники  утверждали, что для человека основными  стимулами являются не материальные блага, а моральное удовлетворение, психологический комфорт, самоудовлетворение и другие психологические мотивы. В рамках школы человеческих происходило  становление науки об человеческих ресурсах и управлении персоналом.

     Мэри  Фоллет (Mery Follet) – основоположница  доктрины "человеческих отношений", призывая к "совместной власти" в  противоположность "единоличной власти" предвосхитила – переход к стилям совместного управления. Одна из первых применила приемы психологии и социологию для изучения промышленного предприятия. Ее работы фокусировались на человеческих отношениях внутри индустриальных групп, соотношении рационалистического и гуманистического подходов в управлении людьми. В частности, ее интересовала проблема влияния процесса постановки реальных целей в организации на количество конфликтов. Описала концепцию социальных конфликтов, заключающуюся в непрерывном возникновении конфронтаций и союзов на основе имеющихся желаний людей, которые связаны друг с другом различными отношениями. Ее концепция наделения персонала властью; оказания работникам скорее помощи, нежели осуществление жесткого контроля, предоставление сотрудникам прав независимо от их властных полномочий, работа по ситуации (ситуационный подход), открыли новую эру в теоретических исследованиях.

     Честер  Барнард (Chester Barnard), начавший свою карьеру  в AT&T и закончивший ее президентом New Jersy Bell, был идейным продолжателем Фоллет. В 1938 он опубликовал свою теорию организации, выделяя важность эффективных коммуникаций и кооперативной природы бизнеса. Его теория способствовала коренному изменению представлений о поведении работника в организации в послевоенный период. Одно из важнейших достижений Барнарда – концепция неформальной организации, которая существует в любой организации и образуется естественным образом сложившимися социальными группами. Неформальные отношения могут представлять мощную силу, которую менеджер обязан учитывать. Другой значительный вклад в теорию менеджмента – концепция принятия власти, утверждающая, что обладающие свободой воли индивидуумы имеют право решать, следовать им указаниям менеджера или нет. Основное внимание было уделено функциям организации с выделением аспектов лидерства и мотивации. Выделил проблему неспособности менеджеров-практиков решать задачи, сформулированные с использованием научных терминов. Его работа стала основополагающей для развития теории поведения организаций. Одним из первых сделал попытку построить теорию принятия решений как основной элемент теории администрирования (Barnard, 1938, 68).

     В литературе по теории и истории менеджмента  деятельность Фоллет и Барнарда рассматривается  как правило в русле гуманистического направления менеджмента, приверженцы  которого уделяли основное внимание анализу поведения людей в  процессе труда, их потребностей, отношений  на рабочих местах, а также социальных взаимодействий и групповых процессов. Наиболее часто выделяют три области  гуманистического направления менеджмента: движение человеческих отношений, концепцию  человеческих ресурсов и научный  бихевиоризм.

     Школа "человеческих отношений" в наибольшей степени развилась в 1926 -1950 г.г. В 1930-е годы центр тяжести исследований сместился с индивидуального  труда на работу трудовых коллективов, что было вызвано ростом интенсификацией  производственных конфликтов, критикой иерархической структуры власти и появлением предпосылок для  рождения концепции "менеджмента  участия" или "патисипативного  менеджмента". Рождение школы связывается  с публикацией результатов 6-летних исследований (1927-33 г.г.), проводившихся  г. Хоторн (штат Иллинойс, США) на предприятии Western Electric, которые в значительной степени носили противоречивый характер, но провозгласили принцип увеличения производительности труда при позитивном отношении менеджеров к потребностям работников. По мнению некоторых исследователей неточный анализ результатов этих исследований (Дафт, 2000) инициировал настоящую революцию в отношениях менеджмента и работников в организациях.

     Работы  Фрица Ротлисбергера (Fritz Roethlisberger), Уильяма  Диксона (William Dickson), Элтона Мэйо (Elton Mayo) внесли наибольший вклад в формирование концепции "человеческих отношений" и открыли "дверь" исследователям в области социологии и психологии в область, ранее доступную только экономистам, инженерам и промышленным психологам.

     Ротлисбергер  внес существенный вклад в анализ способов преодоления различных  барьеров на пути коммуникаций в организациях. Труды Ротлисбергера в кооперации с Диксоном ознаменовали смещение интересов  исследований менеджмента с индивидуального  на групповой труд (Roethlisberger, 1939, 1941; Dickson, 1966). Сначала под управлением Мэйо, а затем самостоятельно Ротлисбергер координировал работу "хоторнской группы", результатом которой  стали основополагающие выводы о  свойствах рабочего места как  социальной системы (опубликованы в 1939 г. в виде полного отчета по хоторнским исследованиям).

     Мэйо, опубликовавший первый отчет по хоторнским исследованиям в 1933 г., описал пути улучшения  организации в терминах теории человеческих отношений и мотиваций. Он сформулировал  социальную философию менеджмента  и ввел понятие "точек воздействия, которые изменяют групповую производительность" (Mayo, 1946, 1977ab; Валовой, 1999). В процессе "хоторнских" исследований он озвучил  революционную для того времени  идею о том, что рабочие подвержены влиянию мотиваций в той же мере, что и влиянию технических  аспектов труда. Осознание рабочим  причастности к "команде" или коллективу, который работает в улучшенных условиях или условиях "патронажа" со стороны  администрации предприятия, в значительной степени повышает производительность его труда. Это открытие позже успешно было использовано в Японии при создании "кружков качества", предполагающих активное участие рабочих в обсуждении производственных проблем, а также повсеместно при реализации концепции автоматизированных рабочих мест. Дальнейшее развитие "промышленной психологии" оказало влияние на формирование таких дисциплин как "инженерия человеческих факторов" и эргономика.

     Суть  концепции "человеческих ресурсов" состоит в разработке рабочих  заданий в соответствии с теорией  мотивации, когда работники получают возможность полностью реализовать  свой потенциал и тем самым  удовлетворить свои высшие потребности. Идеи классиков доктрины "человеческих отношений" нашли свое продолжение  в разработке программ участия в  прибылях, концепции "социотехнических систем", концепции "кружков качества" и других аспектов управления, связанных  с демократизацией управления производством.

     Теории  мотивации позволили составить  более сложную картину гармоничных  межличностных отношений в организациях. Особое значение в управленческой науке  приобрели различные теории лидерства  и стилей руководства.

 

     

      Глава 2. Психологические типы и категории людей, работников 

      Способность некоторых компаний выживать и даже преуспевать зависит сегодня  от того, насколько эффективны отношения  руководства и коллектива друг с  другом. Люди —это капитал любой  организации, и для его более  эффективного использования менеджеры  должны быть экспертами в области  человеческих отношений.

      Один  из комплексных подходов к оценке типов личности, получивший признание  специалистов и широко используемый в практической деятельности различных  организаций, получил название «Индикатор типов Майерс — Бригге».

      «Индикатор  типов Майерс — Бриггс» предназначен для выявления индивидуальных предпочтений с целью более конструктивного  использования различий между людьми. Сегодня это один из самых широко используемых в управлении психологических  инструментов.

      Согласно  индикатору Майерс — Бриггс все  многообразие психологических типов  людей описывается сочетанием из четырех пар альтернативных предпочтений. К ним относятся (табл. 1).

      Таблица 1

      Решетка Майерс — Бриггс

      
  Сенсорный (S) Интуитивный(N)
Мыслительный (T) Чувствующий (F) Чувствующий (F) Мыслительный (T)
Интровертный(I) Решающий (K) ISTJ ISFJ INFJ INTJ
Воспринимающий  (P) ISTP ISFP INFP INTP
Экстравертный(E) Воспринимающий  (P) ESTP ESFP ENFP ENTP
Решающий  (K) ESTJ ESFJ ENFJ ENTJ
 

      Каждый  человек по своему психологическому типу может соответствовать одному из типологических профилей в решетке  Майерс —Бриггс. Следует помнить, что  эти восемь определений отражают предпочтения человека. По аналогии можно вспомнить о левшах и правшах.

      Психологические особенности  разных типов личности (по Майерс —  Бриггс).

      Экстраверты и интроверты. Экстраверты и интроверты по-разному относятся к жизни. Экстраверты в значительно большей  степени, чем интроверты, нуждаются в поощрении. Интроверты, наоборот, настораживаются при чрезмерных похвалах.

      Интроверт задумается над тем, зачем нужна  похвала, в то время как выражение «чрезмерная похвала» для экстраверта — логическая несообразность. Вследствие этого начальники-экстраверты имеют тенденцию перехваливать подчиненных; экстраверты-воспринимающие (ЕР) получают от этого удовольствие, а интроверты могут счесть такие похвалы необязательными и даже фальшивыми. Это, в свою очередь, может поставить восхваляющего в неловкое положение и заставить его задуматься над тем, стоило ли вообще хвалить, хотя он и был совершенно искренен. В противоположность этому начальники-интроверты воздерживаются от похвалы (хотя и понимают, что подчиненным было бы приятно услышать о признании их заслуг), потому что боятся показаться неискренними. Это, в свою очередь, дает основание экстраверту-подчиненному чувствовать себя отвергнутым или, в лучшем случае, недооцененным. В соответствии со своими типами оба правы, хотя они и посылают друг другу неправильные сигналы.

      Интуитивный и сенсорный типы. Для интуитивного (N) типа все относительно: все должно иметь смысл. Если человек интуитивного типа ищет что-то конкретное, он может  пройти мимо и не заметить того, что  ищет. Это непостижимо для людей  сенсорного (S) типа. Для них все  реально, существует, находится рядом.

      Разницу между сенсорным и интуитивным  типами можно описать, используя  следующие ключевые слова (табл. 2): 

 

     

      Таблица 2

      Сенсорный и интуитивные типы

      
Сенсорный (S) тип Интуитивный (N) тип
Закономерный

Настоящее

Реалистичный

Упорная работа

Фактический

Земной

Случайный

Будущее

Концептуальный

Вдохновение

Теоретический

Парящий в облаках

Факт

Практичность

Конкретный

Фантазия 

Оригинальность

Общий

 

      Взаимное  непонимание людей сенсорного и  интуитивного типов (S-N дилемма) всегда было предметом шуток и каламбуров. Однако в S-N дилеммах нет ничего смешного, потому что часто трудности общения  начинаются с неправильного восприятия: один видит лес, а другой деревья. Разное восприятие во многом определяется тем, каким образом люди учатся в  школе или получают профессиональное образование. Те, кто относятся к  сенсорному типу, предпочитают учиться  на фактах, которые им преподносятся  последовательно. В противоположность  этому люди интуитивного типа получают знания произвольным путем, иногда «скачками». Даже довольно простые инструкции могут  означать совершенно разные вещи для  сенсорного и интуитивного типов.

      Мыслительный  и чувствующий типы. Очень важно  помнить о том, что мыслительный тип чувствует, а чувствующий  думает. Оба типа могут быть в  равной степени интеллектуальными  и эмоциональными.

      Речь  идет только о процессе, который  каждый из них предпочитает при принятии решений. В худшем случае относящиеся  к мыслительному типу думают, что  у людей чувствующего типа в голове «одна муть», а последние чувствуют, что у первых «холодное сердце». В лучшем случае первые вносят объективность  в процесс принятия какого-то решения, а вторые — понимание того, как  такое решение в конечном итоге  повлияет на остальных.

      Разницу между мыслительным и чувствующим  типами можно описать, используя  следующие ключевые слова (табл. 3)

      Таблица 3

      Мыслительный  и чувствующий типы

      
Мыслительный (T) тип Чувствующий (F) тип
Объективный

Волевой

Законы

Твердость

Справедливость

Четкость

Аналитический

Установка

Беспристрастный

Субъективный

Мягкосердечный

Обстоятельства

Компромисс

Гуманный

Эмоциональность

Чуткий

Общечеловеческие  ценности

Сопричастный

Информация о работе Роль и значение «человеческого фактора» в хозяйственной практике организации, примеры использования социально-психологических методо