Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:22, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является решение задачи подбора и найма специалистов на полиграфическое предприятие. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть роль руководящих кадров в обеспечении эффективности
менеджмента;
2. Рассмотреть организацию деятельности кадровых служб;
3. Рассмотреть различные способы и методы подбора и найма персонала;
4. Определить критерии подбора специалистов на полиграфическое предприятие;
5. Разработать условно деловую ситуацию, связанную с подбором кандидата на свободную вакансию шеф-редактора в компанию ООО «Уолтер Марк».
Введение 3
Глава 1. Сущность управления персоналом 5
1.1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента 5
1.2. Организация деятельности кадровых служб 7
Глава 2. Прецесс подбора и найма персонала 11
2.1. Критерии подбора специалистов 11
2.2. Методы оценки выбора претендентов на вакантное место 18
Глава 3. Разработка условной деловой ситуации, связанной с подбором кандидата на свободную вакансию шеф-редактора в компанию ООО «Уолтер Марк» 22
Заключение 28
Список литературы 30
Основное содержание работы кадровых служб составляют:
• формирование кадров организации (планирование, отбор и наем, -высвобождение, анализ текучести и т.п.);
• развитие работников (профессиональная ориентация и переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижения по службе);
• совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.
В организации должна быть разработана стратегия управления человеческими ресурсами: определены перспективные ориентиры использования персонала, его обновление и совершенствование, развитие мотивации [2].
С учетом изменений в системе управления персоналом выделяют четыре группы факторов.
1. Технико-технологические:
• изменение структуры и форм занятости: дифференциация персонала и формирование "внутренних рынков труда";
• пересмотр организации труда с акцентом на интегрированные трудовые функции и групповую работу;
• непрерывное повышение квалификации и переподготовка персонала;
• создание комплексных систем управления качеством работы.
2. Личностные:
• пересмотр принципов занятости, гибкие, индивидуальные формы работы;
• создание системы непрерывного образования кадров;
• ориентация системы стимулирования на предпринимательство, новаторство, участие в управленческих решениях;
• изменение стиля руководства и повышение роли "корпоративной культуры" в системе управления;
• комплексный подход к воспроизводству человеческих ресурсов в организации, закрепление и развитие ключевых кадров.
3. Экономические и социально-политические:
• аккумулирование передового международного опыта управления кадрами;
• создание новых форм конструктивного сотрудничества работников, профсоюзов и администрации компаний;
• усиление взаимодействия кадровых служб с государственными органами;
• политизация управления трудом.
4. Развитие теории управления:
• формирование целостного "видения" управления персоналом, понимание роли личности в обеспечении эффективной работы организации;
• повышение аналитической обоснованности решений по использованию трудовых ресурсов.
Названные факторы могут быть положены в основу программы, определяющей роль кадровых служб в организации.
Задачи кадровых служб могут быть сформулированы следующим образом:
• всесторонняя поддержка бизнеса;
• формирование политики прогноза персонала, поддержки творческого отношения к делу;
• обеспечение высокого уровня профессионализма и качества экспертизы в кадровых вопросах;
• выявление проблем в сфере использования трудовых ресурсов и привлечение к ним внимания руководителей различного уровня для принятия соответствующих решений;
• создание условий для высокопродуктивной работы и поддержка творчества и новаторства;
• расширение знаний менеджеров организации с целью эффективного использования потенциала сотрудников.
При сохранении прежних функций служб управления персоналом особое значение приобретают тщательная разработка методов стимулирования всех участников трудового процесса, дифференцированный подход к трудовому потенциалу при выработке общих для организации принципов и правил работы с персоналом.
Поэтому с особой остротой стоит вопрос о координации деятельности всех структур организации, проведении единой кадровой политики, о подборе менеджеров, способных возглавить самые сложные и ответственные участки работы в организации [3].
Глава 2. Процесс подбора и найма персонала
2.1 Критерии подбора специалистов
Действенный способ формирования и поддержания квалификации коллектива — это жесткий контроль за принятыми и назначенными на работу на ключевые должности. Хорошие люди, преданные фирме, работают хорошо. Все крупные фирмы посвящают значительное время отбору новых служащих и их адаптации в коллективе.
Порядок и расстановка персонала — одна из наиболее сложных задач для руководителей подразделений. С целью облегчения ее решения нужна регламентация мероприятий по работе с персоналом и оценке делового уровня работников, учету и контролю перемещения персонала [4].
Многоэтапный подбор работника на ответственную должность предполагает несколько этапов собеседования: собеседование с консультантом, подбирающим персонал для фирмы, собеседование с работником службы управления персоналом, собеседование с представителем администрации предприятия, беседа с одним из высших руководителей фирмы, наведение справок о кандидате, проведение свободного времени одного из представителей администрации с кандидатом, направление кандидата для профессиональной оценки к известному специалисту.
Отбор персонала начинается с определения потребности в персонале. Под потребностью в кадрах понимают количество сотрудников, нужных для будущего целенаправленного выполнения задач организации, в количественном, качественном, временном и пространственном отношении.
Процесс определения потребности в персонале носит системный, плановый характер и включает планирование: потребности в персонале, прием на работу, сокращения кадров, затрат на подбор и обучение кадров, профессионального обучения персонала, работы и перспективы развития персонала.
Качественный аспект процесса набора состоит в том, чтобы найти кандидатов, имеющих необходимую для работы квалификацию.
Здесь нужно дать полную характеристику свободных мест, содержащую информацию о фирме, характеристику, вакансий, оценочные критерии личности претендента, преимущества и льготы фирмы, условия приема.
Таблица 1
Процесс отбора персонала
Потребность в персонале |
|
Критерии оценки: личности, работы | Нормы поведения |
Характеристика профессиональных навыков | |
Экспертная оценка | Подбор текстов, задач и упражнений |
Наблюдение и отчет | Приглашение претендентов |
Тестирование и проведение интервьюирования | |
Оценка | Критерии оценки кандидатов |
Описание полученных результатов | |
Обратная связь | Принятие решения: 1. Принять; 2. дополнительное тестирование; 3. не подходит |
Характеристика профессиональных навыков |
В процедуре привлечения персонала используется внешний и внутренний рынок рабочей силы, т.е. привлекаются либо работники своей организации, либо со стороны.
Набор кадров как внутри организации, так и за её пределами имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществами набора кадров организации являются возможность продвижение, незначительные расходы при наборе, значение производства и сотрудников, их возможностей, быстрое замещение должности, свободные места для молодежи. Недостатки: сокращается возможность выбора, высоки расходы на повышение квалификации, разочарование коллег, возможны кадровые ошибки.
Преимущества набора кадров вне организации: большая возможность выбора, новый импульс для предприятия, непосредственно удовлетворяются спрос и предложение. К недостаткам следует отнести большие расходы при приеме, рост текучести кадров, отрицательное воздействие на климат в коллективе, незнание производства, много времени затрачивается на испытательный срок.
Однако в обоих случаях оценка претендентов производится по стандартным критериям оценки, которые включают образование и производственный опыт, поведение (манера держаться), целеустремленность, интеллектуальные способности, манеру разговора, профессиональную пригодность.
Удовлетворение потребностей компании в трудовых ресурсах на длительную перспективу во многом зависит от внешних и внутренних факторов, влияющих на ее деятельность, и от модели управления трудовыми ресурсами. В то же время общим для всех компаний требованием при оформлении ресурсов является ориентация не только на текущие потребности, но и на длительную перспективу. Это требование касается всех видов ресурсов, в том числе и человеческих [2].
Ответственность за подбор, подготовку и расстановку сотрудников несет начальник подразделения, однако у него могут быть специально подготовленные помощники.
При приеме работника необходимы следующие действия:
• предварительная беседа поступающего на работу и руководителя подразделения;
• изучение и проверка объективных данных кандидата на вакансию;
• беседа с начальником отдела кадров для оценки правомерности приема на работу;
• инструктаж поступающего на работу в отделе кадров;
• подготовка трудового договора;
• согласование условий договора;
• подготовка приказа о зачислении на работу;
• инструктаж по технике безопасности;
• контроль в период испытательного срока.
В беседе с кандидатом следует: побуждать собеседника к разговору, слушать собеседника, делать правильные выводы из услышанного.
При постановке вопросов следует учитывать, что косвенные вопросы действуют более эффективно, ставить вопросы следует, связывая их друг с другом, тематика вопроса предполагает развернутый ответ. Собеседник часто стремится предугадать выгодный для себя ответ, поэтому следует избегать односложных ответов.
Ход беседы следует строить по заранее подготовленному плану. Остановка в беседе вызывает чувство неуверенности, поэтому недопустимы длительные паузы. Желательно избегать помех во время беседы (присутствие посторонних, телефонные звонки, шум, беспорядок).
Для выпускника вуза, поступающего на работу, опорными сведениями являются: полученная специальность, базовые изученные дисциплины, место в группе по успеваемости, средний балл за время обучения, время и место учебной практики, тема дипломного проекта, зарубежные учебные стажировки, участие в студенческих научных конкурсах. Если претендент имеет опыт работы, то необходимо выяснить причины увольнения с предыдущего места работы, время работы на предыдущих должностях, полученное после окончания вуза дополнительное образование, имеющийся практический опыт, недостатки здоровья, желания по производственной карьере [5].
Реальное знакомство с будущей работой позволяет избежать разочарования в будущем и сократить текучесть кадров.
Лучше избегать преждевременных оценок. Постараться отбросить факторы, не относящиеся к последующей работе кандидата, выделить сильные стороны характера кандидата и сравнить их с отрицательными.
Ряд предприятий используют компьютерные системы тестирования кандидатов.
Личный листок по учету кадров обычно включает следующие данные:
• фамилия, имя, отчество;
• год, число и месяц рождения;
• место рождения;
• образование (детальные сведения);
• название высшего или среднего специального учебного заведения (время обучения, специальность по диплому);
• повышение квалификации или переподготовка (учебное заведение, учебный курс, время обучения, полученная специальность);
• ученая степень, звание;
• основные научные труды, публикации;
• владение иностранными языками;
• дополнительные навыки, умения (компьютер, специальная техника);
• выполняемая ранее работа (месяц и год поступления и ухода, учреждение и место его нахождения, должность);
• пребывание за границей (время, страна, цель пребывания);
• отношение к воинской службе;
• семейное положение (члены семьи);
Информация о работе Решение задачи подбора и найма специалистов на полиграфическое предприятии