Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:38, курсовая работа
Задача российских руководителей заключается не в механическом
перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых
решений, практическом применении менеджмента в российских организациях.
Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к руководителям
организаций по сравнению с централизованной как в области экономики, так и
управления, права, психологии, социологии. В России большинство
руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых
странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В
настоящее время возникла тенденция к изменению положения в подготовке
руководящих кадров – создаются различные курсы, проводятся семинары для
руководителей и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта
экономически развитых стран.
Введение…………………………………………………………………………….. 3-4
1. Анализ элементов западного опыта управления………………………………. 5-13
1.1. Модели управления………………………………………………………….. 5-7
1.2. Функции управления………………………………………………………… 7-8
1.3. Организационные структуры………………………………………………... 8-11
1.3.1. Линейно-функциональная организационная структура …………………. 8-9
1.3.2. Программно-целевая (матричная) структура …………………………….. 9-11
1.4. Особенности управления в рамках транснациональных корпораций ……. 11-13
2. Рекомендации по применению элементов западного менеджмента
в российских условиях………………………………………………………………14-15
2.1. Проблема выбора модели управления ………………………………………14
2.2. Рекомендации по выбору организационной структуры…………………… 14-15
Заключение……………………………………………………………………………. 16
Литература…………………………………………………………………………….. 17
не в самом лучшем смысле этого слова. Известно, что в России в таких
компаниях эксплуатация работников значительно более жесткая, чем в
аналогичных компаниях на Западе, а социальных гарантий в них меньше. Таким
образом, в этих фирмах реализуется американская модель управления: каждый
работник рассматривается как человек, способный занимать конкретное рабочее
место. В таких фирмах работник может быстро сделать карьеру, однако он
часто не имеет никаких гарантий своей занятости через некоторый промежуток
времени. Отсутствие стабильности может отрицательно влиять на мотивацию
работника (хотя бывает и наоборот).
В мелких фирмах один работник часто вынужден выполнять множество
функций, часто ему не свойственных. В таких фирмах речь не идет о какой-
либо модели управления. Существующая ситуация весьма далека от японской
модели, хотя отдельные элементы присутствуют –медленное продвижение,
например. При этом часто нестабильность положения работника такая же, как и
в крупных компаниях. Руководство мелких фирм часто пытается формально
использовать элементы американской модели управления (жесткий отбор
потенциальных работников по ряду существенно завышенных критериев). Такой
подход часто не оправдывает себя и снижает эффективность управления фирмой.
В идеале можно рекомендовать небольшим фирмам использовать в своей
деятельности индивидуалистическую модель управления, однако, в современных
условиях немногие фирмы способны реально следовать подобной рекомендации.
Многие элементы этой модели зависят от законодательной базы и от
общеэкономической
ситуации в стране.
2.2. Рекомендации по выбору организационной
структуры.
Интересен западный опыт применения разновидностей линейно-
функциональной организационной структуры. На крупных предприятиях
эффективно использовать дивизиональную структуру.
Матричная структура
осуществляющих разработку масштабных проектов, неоднородных по своей
природе. Например, она может применяться в крупных строительных
организациях, в производственных организациях, в которых нет узкой
специализации по продукту или по потребителю. Иногда целесообразно
использовать отдельные элементы матричной структуры – автономные группы.
Например, фирма может их применять при разработке нового продукта, сохраняя
в целом свою прежнюю структуру. На небольших предприятиях использование
матричной организационной структуры затруднено из-за высоких накладных
расходов.
Организационная структура предприятия не является постоянной.
Руководство фирмы должно периодически проводить анализ существующей
структуры с
целью выявления
протяжении жизненного цикла фирмы организационная структура может несколько
раз быть изменена. Общей закономерностью является переход от простых
структур к более сложным.
Рациональная организационная
факторов достижения фирмой успеха и реализации поставленных перед ней целей
и задач. Такая структура позволяет избежать завышения расходов на оплату
труда, тем самым, помогая снизить себестоимость продукции и получить
большую прибыль. Другим аспектом использования рациональной организационной
структуры является материальное и моральное поощрение работников, осознание
работниками ответственности за порученное им дело, и, таким образом,
улучшение социально-психологического
климата в коллективе.
Заключение.
Проблема использования опыта,
области менеджмента, в последние годы стала особенно актуальной. В России
традиционно ведутся споры, использовать ли ей опыт Запада или идти
собственным путем. Однозначного ответа на этот вопрос не существует.
Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии.
Однако не вызывает сомнения тот факт, что западный опыт управления
необходимо тщательно изучать. Без понимания результатов, накопленных
зарубежными специалистами в области управления, невозможно создание
собственной современной школы управления.
Безусловно, у России существует и собственный опыт, и его также не
стоит забывать. Однако, этот опыт несколько специфичен ввиду особых
экономических условий, в которых долгие годы находились российские
руководители, поэтому нельзя слепо применять накопленные знания в
современных условиях.
Транснациональные корпорации являются «двигателями» мировой экономики
в целом. Именно они определяют общие направления мирового экономического
развития. Поэтому для того чтобы понять закономерности этого развития,
необходимо изучение деятельности транснациональных корпораций. В
современных условиях практически невозможно решить некоторые проблемы,
возникающие в мире, без объединения представителей разных стран.
Особенностью современного
технологиям. Информация является основным товаром на мировом рынке. Все
стадии производственного процесса по большей части сводятся к получению и
обработке информации. Информационные потоки также легче отслеживать
корпорации, объединяющей несколько стран.
В данной работе рассмотрены отдельные элементы управления
фирмой, используемые на Западе.
В работе разобраны проблемы
налаживания на предприятии
функций планирования и контроля. Тема рассмотрена с практической точки
зрения применения в российских условиях.
Литература.
1. Акапов В.С., Борисов
Д.А. Менеджмент в России и за рубежом №4,
2000.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. –
М.: Высшая школа, 1994.
3. Горбунова М.В. Специфика системы управления бизнесом в России. // Менеджмент в России и за рубежом. - №3. - 2000.
4. Владимирова И.Г. Организационные формы международного бизнеса:
российская практика. / « Менеджмент в России и за рубежом» №1, 1998.
5. Владимирова И.Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной
экономике. / «Менеджмент в России и за рубежом» №2, 1998.
6. Кузнецов Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб: Издательство
Санкт-Петербургского университета, 1994.
7. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. Издательство ОЛБИС,
1997.
8. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Сост. Авдокушин
Е.Ф. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1996.
9. Менеджмент и рынок: германская модель: Учебное пособие/Пер. с нем.; Под
ред. У. Рора и С. Долгова.- М.: Изд-во Бек,1995.
10. Р.Манн, Э.Майер. Контроллинг для начинающих. - М.: Финансы и статистика,
1995.
11. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. – М.:
Экономика,
1990.
-----------------------
[1] Кузнецов Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб: Издательство
Санкт-Петербургского университета, 1994. С.8.
[2] Кузнецов Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб: Издательство
Санкт-Петербургского университета, 1994. С.105.
[3] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов.
– М.: Высшая школа, 1994. С. 128-135
[4] Владимирова
И.Г. Роль и место
современной экономике. / «Менеджмент в России и за рубежом» №2, 1998. С.36-
42
[5] Менеджмент и рынок: германская модель: Учебное пособие/Пер. с нем.; Под
ред. У. Рора и
С. Долгова.- М.: Изд-во Бек,1995. С.241
Информация о работе Рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях