Рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Задача российских руководителей заключается не в механическом

перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых

решений, практическом применении менеджмента в российских организациях.

Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к руководителям

организаций по сравнению с централизованной как в области экономики, так и

управления, права, психологии, социологии. В России большинство

руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых

странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В

настоящее время возникла тенденция к изменению положения в подготовке

руководящих кадров – создаются различные курсы, проводятся семинары для

руководителей и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта

экономически развитых стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3-4

1. Анализ элементов западного опыта управления………………………………. 5-13

1.1. Модели управления………………………………………………………….. 5-7

1.2. Функции управления………………………………………………………… 7-8

1.3. Организационные структуры………………………………………………... 8-11

1.3.1. Линейно-функциональная организационная структура …………………. 8-9

1.3.2. Программно-целевая (матричная) структура …………………………….. 9-11

1.4. Особенности управления в рамках транснациональных корпораций ……. 11-13

2. Рекомендации по применению элементов западного менеджмента

в российских условиях………………………………………………………………14-15

2.1. Проблема выбора модели управления ………………………………………14

2.2. Рекомендации по выбору организационной структуры…………………… 14-15

Заключение……………………………………………………………………………. 16

Литература…………………………………………………………………………….. 17

Работа содержит 1 файл

реферат Менеджмент.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

не в самом  лучшем смысле  этого  слова.  Известно,  что  в  России  в  таких

компаниях  эксплуатация  работников  значительно  более   жесткая,   чем   в

аналогичных компаниях на Западе, а социальных гарантий в них  меньше.  Таким

образом, в этих фирмах реализуется американская  модель  управления:  каждый

работник рассматривается  как человек, способный занимать конкретное  рабочее

место. В таких  фирмах работник  может  быстро  сделать карьеру,  однако  он

часто не имеет  никаких гарантий своей занятости  через  некоторый  промежуток

времени. Отсутствие стабильности  может  отрицательно  влиять  на  мотивацию

работника (хотя бывает и наоборот).

       В мелких фирмах один  работник  часто вынужден  выполнять множество

функций, часто  ему не свойственных. В таких фирмах речь  не  идет  о  какой-

либо модели управления. Существующая  ситуация  весьма  далека  от  японской

модели,  хотя  отдельные  элементы  присутствуют   –медленное   продвижение,

например. При  этом часто нестабильность положения  работника такая же, как  и

в крупных  компаниях.  Руководство  мелких  фирм  часто  пытается  формально

использовать  элементы  американской  модели   управления   (жесткий   отбор

потенциальных работников по ряду существенно  завышенных  критериев).  Такой

подход часто  не оправдывает себя и снижает  эффективность управления фирмой.

       В идеале можно рекомендовать  небольшим фирмам  использовать  в  своей

деятельности  индивидуалистическую модель управления, однако,  в  современных

условиях немногие фирмы способны реально  следовать  подобной  рекомендации.

Многие  элементы  этой  модели  зависят  от  законодательной   базы   и   от

общеэкономической ситуации в стране. 
 

           2.2. Рекомендации по выбору организационной структуры. 

       Интересен   западный   опыт   применения   разновидностей    линейно-

функциональной   организационной   структуры.   На   крупных    предприятиях

эффективно использовать дивизиональную структуру.

       Матричная структура используется  в основном на крупных  предприятиях,

осуществляющих  разработку  масштабных  проектов,  неоднородных   по   своей

природе.  Например,   она   может   применяться   в   крупных   строительных

организациях,  в  производственных  организациях,  в   которых   нет   узкой

специализации  по  продукту  или  по   потребителю.   Иногда   целесообразно

использовать  отдельные элементы матричной  структуры  –  автономные  группы.

Например, фирма  может их применять при разработке нового продукта,  сохраняя

в целом свою прежнюю  структуру.  На  небольших  предприятиях  использование

матричной  организационной  структуры  затруднено  из-за  высоких  накладных

расходов.

       Организационная  структура   предприятия   не   является   постоянной.

Руководство  фирмы  должно  периодически   проводить   анализ   существующей

структуры с  целью выявления целесообразности ее дальнейшего  применения.  На

протяжении жизненного цикла фирмы организационная  структура может  несколько

раз  быть изменена.  Общей закономерностью является  переход от  простых

структур к  более сложным.

       Рациональная организационная структура   является  одним  из  основных

факторов достижения фирмой успеха и реализации поставленных перед ней  целей

и задач. Такая структура позволяет избежать  завышения  расходов  на  оплату

труда,  тем  самым,  помогая  снизить  себестоимость  продукции  и  получить

большую прибыль. Другим аспектом использования рациональной  организационной

структуры является материальное и моральное поощрение работников,  осознание

работниками  ответственности  за  порученное  им  дело,  и,  таким  образом,

улучшение социально-психологического климата в коллективе. 

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

       Проблема использования  опыта,  накопленного  зарубежными  фирмами   в

области менеджмента, в последние годы стала особенно  актуальной.  В  России

традиционно  ведутся  споры,  использовать  ли  ей  опыт  Запада  или   идти

собственным  путем.  Однозначного  ответа  на  этот  вопрос  не  существует.

Вероятно, следует  в разумных соотношениях использовать обе стратегии.

       Однако не вызывает сомнения  тот факт, что  западный  опыт  управления

необходимо  тщательно  изучать.  Без  понимания   результатов,   накопленных

зарубежными  специалистами  в  области   управления,   невозможно   создание

собственной современной  школы управления.

       Безусловно, у России существует  и собственный опыт, и  его   также  не

стоит  забывать.  Однако,  этот  опыт  несколько  специфичен  ввиду   особых

экономических  условий,  в  которых  долгие   годы   находились   российские

руководители,  поэтому  нельзя  слепо   применять   накопленные   знания   в

современных условиях.

       Транснациональные корпорации являются «двигателями» мировой экономики

в целом. Именно они определяют  общие  направления  мирового  экономического

развития. Поэтому  для  того  чтобы  понять  закономерности  этого  развития,

необходимо   изучение   деятельности   транснациональных    корпораций.    В

современных  условиях  практически  невозможно  решить  некоторые  проблемы,

возникающие в  мире, без объединения представителей разных стран.

       Особенностью современного производства  стал переход к  информационным

технологиям. Информация является основным  товаром  на  мировом  рынке.  Все

стадии производственного  процесса по большей части сводятся  к  получению  и

обработке  информации.  Информационные  потоки   также   легче   отслеживать

корпорации, объединяющей несколько стран.

       В данной работе рассмотрены   отдельные  элементы  управления

фирмой,  используемые  на  Западе.

       В работе разобраны проблемы  налаживания на предприятии управленческих

функций планирования и  контроля.  Тема  рассмотрена  с  практической  точки

зрения применения в российских условиях.

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература. 

1. Акапов В.С., Борисов Д.А. Менеджмент в России и за рубежом №4, 2000.  

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов.  –

   М.: Высшая  школа, 1994.

3. Горбунова М.В. Специфика системы управления бизнесом в России. // Менеджмент в России и за рубежом. - №3. - 2000.

4.  Владимирова   И.Г.   Организационные   формы   международного   бизнеса:

   российская  практика. / « Менеджмент в России и за рубежом» №1, 1998.

5. Владимирова И.Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной

   экономике. / «Менеджмент в России и за  рубежом» №2, 1998.

6. Кузнецов Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента.  СПб:  Издательство

   Санкт-Петербургского  университета, 1994.

7. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И.  Основы  менеджмента.  Издательство  ОЛБИС,

   1997.

8. Международные экономические отношения. Учебное пособие.  Сост.  Авдокушин

   Е.Ф. –  М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1996.

9. Менеджмент и рынок: германская модель: Учебное пособие/Пер. с нем.;  Под

   ред. У.  Рора и С. Долгова.- М.: Изд-во  Бек,1995.

10. Р.Манн, Э.Майер. Контроллинг для начинающих. - М.: Финансы и статистика,

   1995.

11. Харрингтон Дж. Управление качеством в  американских  корпорациях.  –  М.:

   Экономика, 1990. 
 

-----------------------

[1] Кузнецов Ю.В.  Проблемы теории и практики  менеджмента. СПб:  Издательство

Санкт-Петербургского университета, 1994. С.8.

[2] Кузнецов Ю.В.  Проблемы теории и практики менеджмента. СПб:  Издательство

Санкт-Петербургского университета, 1994. С.105.

[3] Виханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник  для экон. спец. вузов.

– М.: Высшая школа, 1994. С. 128-135

[4] Владимирова  И.Г. Роль и место транснациональных корпораций в

современной экономике. / «Менеджмент в России и за рубежом» №2, 1998. С.36-

42

[5] Менеджмент  и рынок: германская модель: Учебное  пособие/Пер. с нем.; Под

ред. У. Рора и  С. Долгова.- М.: Изд-во Бек,1995. С.241 
 

Информация о работе Рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях