Рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Задача российских руководителей заключается не в механическом

перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых

решений, практическом применении менеджмента в российских организациях.

Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к руководителям

организаций по сравнению с централизованной как в области экономики, так и

управления, права, психологии, социологии. В России большинство

руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых

странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В

настоящее время возникла тенденция к изменению положения в подготовке

руководящих кадров – создаются различные курсы, проводятся семинары для

руководителей и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта

экономически развитых стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3-4

1. Анализ элементов западного опыта управления………………………………. 5-13

1.1. Модели управления………………………………………………………….. 5-7

1.2. Функции управления………………………………………………………… 7-8

1.3. Организационные структуры………………………………………………... 8-11

1.3.1. Линейно-функциональная организационная структура …………………. 8-9

1.3.2. Программно-целевая (матричная) структура …………………………….. 9-11

1.4. Особенности управления в рамках транснациональных корпораций ……. 11-13

2. Рекомендации по применению элементов западного менеджмента

в российских условиях………………………………………………………………14-15

2.1. Проблема выбора модели управления ………………………………………14

2.2. Рекомендации по выбору организационной структуры…………………… 14-15

Заключение……………………………………………………………………………. 16

Литература…………………………………………………………………………….. 17

Работа содержит 1 файл

реферат Менеджмент.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

наиболее подходящих  кандидатов  на  конкретную  должность,  иными  словами,

людей приспосабливают  к системе.

       Суть новой «философии» управления определяется следующими моментами:

       - ставка делается на человека  самореализующегося;

       - фирма рассматривается как   живой  организм,  состоящий   из  людей,

         объединенных совместным ценностями, как «клан»;

       -  фирме должно  быть  присуще постоянное  обновление,  питающееся

         внутренним стремлением и нацеленное  на  приспособление  к  внешним

         факторам, главным из которых  является потребитель.

       Признаки, характеризующие различные  модели  управления  организацией,

приведены в  таблице.

       Новая  философия  управления  основана  на  системном,   ситуационном

подходе. Фирма  – открытая система. Главные предпосылки  ее  успеха  лежат  не

внутри,  а  вне  нее.  Успех  связывается  с  тем,  насколько удачно  фирма

вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую,  социально-

политическую) и  приспосабливается к ней. Все  внутреннее  построение  системы

является ответом  на воздействия внешней среды.

       Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем

и выработке  новых решений.

       Воплощением нового подхода стало  стратегическое  управление,  которое

предполагает  дополнение  планирования  потенциала  фирмы  планированием  ее

стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды.  Изменение  ситуации

вызывает изменение  стратегии.  Новая  концепция  управления  требует  новых

установок персоналу, новой управленческой культуры  –  готовности  к  риску,

ориентации на освоение новых возможностей и т.д.

                                                                   

.

                                 Характеристика основных типов организаций. 
 

Американская  модель  Японская  модель       Индивидуалистическая

(информационная)   модель  

1. Найм  работников на относительно короткое время 1. Пожизненный  найм работников 1. Долгосрочный  найм
2. Индивидуальное    принятие решений 2. Коллективное       принятие решений 2. Коллективное  принятие решений
3. Индивидуальная    ответственность 3. Коллективная       ответственность 3. Индивидуальная  ответственность
4. Быстрое  развитие и продвижение 4. Медленное  развитие и продвижение 4. Медленное  развитие и продвижение
5. Механизмы явного точного контроля 5. Механизмы  косвенного контроля с точными  формализованными критериями 5. Косвенный,  неформальный контроль
6. Создание  условий для специализированной  карьеры работников (по вертикали) 6. Создание условий  для неспециализированной карьеры  работников (диверсифицированный подход) 6. Умеренно специализированная  карьера работников
7. Избирательное  (дифференцированное) отношение к  работнику как таковому 7. Холистический  (целостный) подход к работнику  как личности 7. Холистический  подход, включая семью
 
 
 
 

Специалисты  считают,  что  не  существует  идеальной   модели   управления,

поскольку каждая фирма  уникальна.  Фирма  должна  искать  свою  собственную

модель. К факторам, определяющим выбор управленческой модели, относятся:

       - размер фирмы;

       - характер продукции;

       - характер внешней среды.

      С точки зрения  последнего  фактора   выделяют   следующие   модели

управления:

       -  модель  рационального  внутрифирменного  управления  в  спокойной

         внешней среде;

       -  модель   управления   в   условиях   достаточно   динамичного   и

         разнообразного рынка;

       - модель в условиях динамичного  научно-технического прогресса;

       - модель приспособления  к   спонтанно,  неожиданно  возникающим   под

         воздействием внешней среды, проблемам.

       Фирмы  находятся  в  процессе   постоянного   поиска   своей   модели

управления. Это  непрерывный процесс, так как  постоянно  изменяются  и  сама

фирма, и  внешняя  среда.  Большинство  американских  компаний  осуществляют

организационные изменения не  реже  раза  в  год,  а  крупные реорганизации

проводят каждые 4-5 лет.

       Современная система управления  должна  быть  простой  и   гибкой.  Ее

главным     критерием     является     обеспечение      эффективности      и

конкурентоспособности. По мнению специалистов, она  должна  иметь  следующие

характеристики:

       -  небольшие  подразделения,   укомплектованные   квалифицированными

         специалистами;

       - небольшое число уровней управления;

       - ориентация всей деятельности  фирмы на потребителя. 

    1. Функции управления.
 
 

       Под   функциями   менеджмента   (управления)   понимаются   несколько

обособленные  процессы  направления  деятельности   менеджера,   позволяющие

осуществлять  управляющее воздействие.

Выделение  функций  менеджмента  происходит  в   результате   разделения   и

специализации труда в сфере управления, а  это  одновременно  означает,  что

они постоянно  модифицируются и углубляются.

Различные авторы классифицируют  функции  управления  несколько  по-разному.

Например, Мескон и  др.  выделяют  планирование,  организацию,  мотивацию и

контроль, И.  Герчикова  выделяет  маркетинг,  планирование,  организацию  и

контроль.  Авторы  «Книги  делового   человека»   различают   семь   функций

управления: целеполагание, организацию, стимулирование, планирование,  учет,

контроль и  регулирование. Ю. Кузнецов предлагает выделять следующие  функции

менеджмента:[2]

       - планирование;

       - организацию;

       - руководство (директирование);

       - контроль.

       Можно заметить,  что  все   авторы  выделяют  функции планирования  и

контроля. Таким  образом, можно сделать вывод  о  приоритетной  важности  этих

функций менеджмента  и невозможности их совмещения с  другими функциями.

       Ниже будет более  подробно  рассмотрен  процесс  налаживания   функций

планирования  и контроля в  западных  фирмах  с  целью  анализа  возможностей

применения  такого  опыта  в  российских  условиях.  На  Западе  разработана

система поддержки  указанных функций менеджмента, называемая контроллингом. 
 
 

    1. Организационные структуры.
 

       Эффективность достижения целей  организации, реализации ее  стратегии,

взаимодействия  с  внешней   средой   в   значительной   мере   определяются

правильностью построения структуры организации.

       Структура организации должна  быть  ориентирована  на  реализацию  ее

стратегии.  Так  как  периодически  стратегия  и  планы   меняются,   то   и

организационная  структура  требует   адекватных   изменений.   Сущность   и

содержание системы  управления проявляются в ее функциях,  а  форма  –  в ее

организационной структуре.

       Выполнение функций управления  возможно  при  использовании   различных

организационных форм, типов, структур. Важно, чтобы  они  наилучшим  образом

соответствовали содержанию и методам выполнения работ  и  способствовали  их

эффективности. 

      1. Линейно-функциональная организационная структура.
 

       В рамках средних и крупных  фирм не используются  простые   линейная  и

функциональная  организационные структуры. Самой  простой  из  организационных

структур, применяемых  такими фирмами, является линейно-функциональная.

       В процессе развития  линейное  управление  органически  сочетается  с

функциональным  и появляется линейно-функциональная (штабная) форма связей  в

структуре управления, свободная от недостатков, присущих  отдельно  линейной

и функциональной  структурам.  При  линейно-функциональной  форме  связей  у

линейного  руководителя  появляется  штаб,   состоящий   из   функциональных

органов, ячеек  управления (отделов, бюро,  групп,  отдельных  специалистов),

которые соответствуют  определенной конкретной функции управления.

       Линейно-функциональная форма связи   в  структуре  управления  требует

создания специальных  советов,  коллегий,  в  которых  линейные  руководители

совместно с  функциональными руководителями и экспертами могут  согласовывать

свои  действия  и  решения.  Но  линейно-функциональной  структуре   присущи

следующие недостатки: иногда наблюдается искусственное  расширение  аппарата

управления, его  отрыв от производства, неоправданное увеличение расходов  на

управление и  т.д.

       В   настоящее   время   линейное   управление,    не    подкрепленное

функциональным  управлением (штабом), стало сравнительно редким  явлением.  В

чистом  виде  линейное  управление  сохраняется  в   руководстве   участком,

бригадой, а также  в очень мелких фирмах.

       Соотношение между линейными  и функциональными связями определяет  меру

сочетания   управления,   раздробленного   по   функциям,   и   комплексного

управления, охватывающего  все функции.

       Общей тенденцией является расширение  роли функционального  управления

Информация о работе Рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях