Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:38, курсовая работа
Задача российских руководителей заключается не в механическом
перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых
решений, практическом применении менеджмента в российских организациях.
Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к руководителям
организаций по сравнению с централизованной как в области экономики, так и
управления, права, психологии, социологии. В России большинство
руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых
странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В
настоящее время возникла тенденция к изменению положения в подготовке
руководящих кадров – создаются различные курсы, проводятся семинары для
руководителей и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта
экономически развитых стран.
Введение…………………………………………………………………………….. 3-4
1. Анализ элементов западного опыта управления………………………………. 5-13
1.1. Модели управления………………………………………………………….. 5-7
1.2. Функции управления………………………………………………………… 7-8
1.3. Организационные структуры………………………………………………... 8-11
1.3.1. Линейно-функциональная организационная структура …………………. 8-9
1.3.2. Программно-целевая (матричная) структура …………………………….. 9-11
1.4. Особенности управления в рамках транснациональных корпораций ……. 11-13
2. Рекомендации по применению элементов западного менеджмента
в российских условиях………………………………………………………………14-15
2.1. Проблема выбора модели управления ………………………………………14
2.2. Рекомендации по выбору организационной структуры…………………… 14-15
Заключение……………………………………………………………………………. 16
Литература…………………………………………………………………………….. 17
Содержание.
Стр.
Введение…………………………………………………………
1. Анализ элементов
западного опыта управления…………
1.1. Модели
управления……………………………………………………
1.2. Функции
управления……………………………………………………
1.3. Организационные структуры………………………………………………... 8-11
1.3.1. Линейно-функциональная организационная структура …………………. 8-9
1.3.2. Программно-целевая (матричная) структура …………………………….. 9-11
1.4. Особенности управления в рамках транснациональных корпораций ……. 11-13
2. Рекомендации
по применению элементов
в российских
условиях…………………………………………………………
2.1. Проблема выбора модели управления ………………………………………14
2.2. Рекомендации по выбору организационной структуры…………………… 14-15
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых
странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численности
занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%.
Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых объясняется
изменением характера производственного процесса в последние десятилетия.
Все больший приоритет имеет умственный труд. В результате процесса
«информатизации» общества сформировалась особая социальная группа,
деятельность которой основана на использовании «знания о знании».[1]
Одной из важных проблем, стоящих перед российской экономикой,
является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из
путей решения этой проблемы может быть разумное использование западного
опыта менеджмента.
До недавнего времени в отечественной литературе преобладали
критические оценки теории и практики западного менеджмента, которые хотя и
признавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали негативный
фон в общественном сознании.
Понятие «менеджер» в
более употребительным синонимом слова «руководитель». Изменение
терминологии связано с общеэкономическими изменениями, происходящими в
стране.
Расширение контактов с капиталистическими фирмами, заметное
увеличение числа переводных изданий видных специалистов в области
управления западных стран позволяют более конкретно представить
конструктивные элементы их практики управления, обеспечивающие более
высокую эффективность производства. Вместе с тем, практика передовых
российских компаний показала, что чужой (в том числе, зарубежный) опыт
нельзя копировать механически. Организация должна сама ощутить потребность
в изменениях, необходимости формирования своей собственной системы
управления. Ведущие российские фирмы не просто переняли опыт западных
конкурентов, но осмыслили логику их действий, проанализировали свои
неудачи, разработали собственный оригинальный путь.
В мировой практике управления наблюдается сосуществование различных
моделей управления: американской, японской, западноевропейской, в чем
проявляется процесс интернационализации современного менеджмента. Часто
истоки тех или иных новшеств лежат не в национально-культурных особенностях
той или иной фирмы, но предопределяются объективной логикой научно-
технического прогресса.
Задача российских руководителей заключается не в механическом
перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых
решений, практическом применении менеджмента в российских организациях.
Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к руководителям
организаций по сравнению с централизованной как в области экономики, так и
управления, права, психологии, социологии. В России большинство
руководителей
имеет техническое образование,
странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В
настоящее время возникла тенденция к изменению положения в подготовке
руководящих кадров – создаются различные курсы, проводятся семинары для
руководителей и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта
экономически развитых стран.
При написании данной работы были использованы учебники по
менеджменту, изданные в 1994 – 2000 годах. Ситуация в стране за последние
годы несколько изменилась в ту сторону, что понятие «менеджмент» стало
более привычным и некоторые «нововведения» уже не являются столь новыми.
Однако, существенных изменений, исключающих применение данных пособий при
написании работы, не произошло.
В процессе написания работы были использованы также специальные
периодические издания («Менеджмент в России и за рубежом»), кроме того,
переводная литература по менеджменту. Переводные издание написаны несколько
раньше, чем российские, однако общие положения западного опыта управления с
тех пор существенно не менялись, поэтому использование литературы 1990 г.
издания вполне оправдано.
В работе разобраны отдельные аспекты западного опыта менеджмента. В частности, приведены основные системы управления фирмой. Разобран процесс осуществления основных управленческих
функций западными фирмами. Особое внимание уделено функциям планирования и
контроля. Приведены основные положения системы контроллинга, призванной
рационализировать осуществление этих управленческих функций на предприятии.
Часть работы посвящена
собственно возможностям применения
западного опыта в российской
практике.
Процессы, происходящие в управлении в последние годы, называют «тихой
управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого
общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному
направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой
американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому
(бихевиоральному),
нашедшему отражение в
(неформальное) направление, которое называют еще маркетинговым,
индивидуалистическим, информационным.
Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном
убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в
его границах (рациональной организации производства продукции, снижения
издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста
производительности труда и эффективности использования всех ресурсов).
Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи
считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой
стратегии является непрерывный рост и углубление специализации
производства; организационная структура строится по функциональному
принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее
значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами
управления указаний сверху.
Суть японской модели
к тому, что идеальная организация не должна иметь ни официальной
организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще.
Японский тип организации управления, являющийся результатом специфической
культуры и экономической системы, оценивается специалистами как
обеспечивающий наибольшую гармоничность и мобильность организации,
необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы
проявляются в управлении персоналом, производством, сбытом, финансами.
Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и
возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста,
вклада в рационализацию и качество процесса, системы непрерывного обучения
преимущественно на производстве – основные характеристики этой модели
управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как
целостности является определяющим в организации управления производством.
Если сторонники современной японской системы управления доказывают,
что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в
системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях,
задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют
найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск
Информация о работе Рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях