Рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Задача российских руководителей заключается не в механическом

перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых

решений, практическом применении менеджмента в российских организациях.

Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к руководителям

организаций по сравнению с централизованной как в области экономики, так и

управления, права, психологии, социологии. В России большинство

руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых

странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В

настоящее время возникла тенденция к изменению положения в подготовке

руководящих кадров – создаются различные курсы, проводятся семинары для

руководителей и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта

экономически развитых стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3-4

1. Анализ элементов западного опыта управления………………………………. 5-13

1.1. Модели управления………………………………………………………….. 5-7

1.2. Функции управления………………………………………………………… 7-8

1.3. Организационные структуры………………………………………………... 8-11

1.3.1. Линейно-функциональная организационная структура …………………. 8-9

1.3.2. Программно-целевая (матричная) структура …………………………….. 9-11

1.4. Особенности управления в рамках транснациональных корпораций ……. 11-13

2. Рекомендации по применению элементов западного менеджмента

в российских условиях………………………………………………………………14-15

2.1. Проблема выбора модели управления ………………………………………14

2.2. Рекомендации по выбору организационной структуры…………………… 14-15

Заключение……………………………………………………………………………. 16

Литература…………………………………………………………………………….. 17

Работа содержит 1 файл

реферат Менеджмент.doc

— 170.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

            Стр. 

Введение……………………………………………………………………………..  3-4

1. Анализ элементов  западного опыта управления………………………………. 5-13

   1.1. Модели управления………………………………………………………….. 5-7

   1.2. Функции управления………………………………………………………… 7-8               

   1.3. Организационные структуры………………………………………………... 8-11

   1.3.1. Линейно-функциональная организационная структура …………………. 8-9

   1.3.2. Программно-целевая (матричная) структура …………………………….. 9-11

   1.4. Особенности управления в рамках транснациональных корпораций ……. 11-13

2. Рекомендации  по применению элементов западного  менеджмента

  в российских  условиях………………………………………………………………14-15

      2.1. Проблема выбора модели управления ………………………………………14

      2.2. Рекомендации по выбору организационной структуры…………………… 14-15

Заключение……………………………………………………………………………. 16

Литература…………………………………………………………………………….. 17

                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Теория и практика менеджмента  получили широкое применение в  развитых

странах. В  США  доля  менеджеров  различных  уровней  в  общей  численности

занятых составляет около 30%, а в некоторых  фирмах  она  достигает  70-80%.

Такой высокий  процент менеджеров в  общей  численности  занятых  объясняется

изменением характера  производственного  процесса  в  последние  десятилетия.

Все  больший  приоритет  имеет  умственный  труд.  В   результате   процесса

«информатизации»   общества   сформировалась   особая   социальная   группа,

деятельность  которой основана на использовании «знания о знании».[1]

       Одной  из  важных  проблем,  стоящих  перед  российской   экономикой,

является недостаточный  уровень подготовки управленческих  кадров.  Одним  из

путей решения  этой проблемы  может  быть  разумное  использование  западного

опыта менеджмента.

       До  недавнего  времени   в   отечественной   литературе   преобладали

критические оценки теории и практики западного менеджмента, которые  хотя  и

признавали отдельные  позитивные моменты, но  в  целом  создавали негативный

фон в общественном сознании.

       Понятие «менеджер» в настоящее  время стало вполне  привычным   и  даже

более   употребительным   синонимом    слова    «руководитель».    Изменение

терминологии  связано  с  общеэкономическими  изменениями,  происходящими  в

стране.

       Расширение   контактов   с   капиталистическими   фирмами,   заметное

увеличение  числа  переводных  изданий   видных   специалистов   в   области

управления   западных   стран   позволяют   более   конкретно    представить

конструктивные  элементы  их  практики  управления,   обеспечивающие   более

высокую  эффективность  производства.  Вместе  с  тем,  практика   передовых

российских компаний показала, что  чужой  (в  том  числе,  зарубежный)  опыт

нельзя копировать механически. Организация должна сама  ощутить  потребность

в  изменениях,  необходимости   формирования   своей   собственной   системы

управления. Ведущие  российские  фирмы  не  просто  переняли  опыт  западных

конкурентов,  но  осмыслили  логику  их  действий,   проанализировали   свои

неудачи, разработали  собственный оригинальный путь.

       В мировой практике управления  наблюдается  сосуществование   различных

моделей  управления:  американской,  японской,  западноевропейской,  в   чем

проявляется процесс интернационализации современного  менеджмента.  Часто

истоки тех  или иных новшеств лежат не в национально-культурных  особенностях

той  или  иной  фирмы,  но  предопределяются  объективной  логикой   научно-

технического  прогресса.

       Задача  российских  руководителей заключается не   в   механическом

перенесении  опыта  западного  менеджмента,  а  в  творческом  поиске  новых

решений, практическом  применении  менеджмента  в  российских  организациях.

Рыночная  экономика  предъявляет  повышенные  требования   к   руководителям

организаций по сравнению с централизованной как  в области экономики,  так  и

управления,   права,   психологии,   социологии.   В   России    большинство

руководителей имеет техническое образование,  в  то  время  как  в развитых

странах руководители проходят  специальную  профессиональную  подготовку.  В

настоящее время  возникла  тенденция  к  изменению  положения  в  подготовке

руководящих кадров – создаются  различные  курсы,  проводятся  семинары  для

руководителей  и  т.д.  При  этом  важную   роль   играет   изучение   опыта

экономически  развитых стран.

       При написании данной работы были  использованы  учебники  по

менеджменту, изданные в 1994 – 2000 годах. Ситуация в стране  за  последние

годы несколько  изменилась в  ту  сторону,  что  понятие  «менеджмент»  стало

более привычным  и некоторые «нововведения» уже  не  являются  столь  новыми.

Однако, существенных изменений, исключающих применение  данных  пособий  при

написании работы, не произошло.

       В процессе  написания  работы  были  использованы  также  специальные

периодические издания («Менеджмент в России  и  за  рубежом»),  кроме  того,

переводная литература по менеджменту. Переводные издание  написаны  несколько

раньше, чем российские, однако общие положения западного опыта управления  с

тех пор существенно  не менялись, поэтому использование  литературы  1990  г.

издания вполне оправдано.

       В работе  разобраны отдельные аспекты западного  опыта  менеджмента.  В  частности,  приведены  основные   системы управления фирмой. Разобран процесс  осуществления  основных  управленческих

функций западными  фирмами. Особое внимание уделено функциям  планирования  и

контроля. Приведены  основные  положения  системы  контроллинга,  призванной

рационализировать осуществление этих управленческих функций на  предприятии.

          Часть  работы   посвящена   собственно возможностям  применения  западного  опыта  в  российской   практике.                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  западного опыта менеджмента.
 
    1. Модели  управления.
 

       Процессы, происходящие в управлении  в последние годы, называют «тихой

управленческой  революцией».  Ее  начало  совпало  со  вступлением  развитого

общества  в  информационную  стадию.   На   смену   старому,   традиционному

направлению  в  менеджменте,  нашедшему  свое  отражение  в  так  называемой

американской  модели  менеджмента,  и  относительно  новому,  поведенческому

(бихевиоральному), нашедшему отражение в  японской  модели,  приходит  новое

(неформальное)   направление,   которое    называют    еще    маркетинговым,

индивидуалистическим, информационным.

       Суть  американской  модели  менеджмента   заключается  в   изначальном

убеждении, что  успех фирмы зависит, прежде всего,  от  факторов,  лежащих  в

его границах  (рациональной  организации  производства  продукции,  снижения

издержек  за   счет   выявления   внутрипроизводственных   резервов,   роста

производительности  труда  и  эффективности  использования  всех  ресурсов).

Фирма рассматривается  как закрытая система. При таком подходе цели и  задачи

считаются заданными  и стабильными в  течение  длительного  времени;  основой

стратегии   является   непрерывный   рост   и    углубление    специализации

производства;  организационная   структура   строится   по   функциональному

принципу (с четким разделением аппарата  управления  по  службам);  решающее

значение имеет  контроль всех видов деятельности, четкое  выполнение  кадрами

управления указаний сверху.

       Суть японской модели менеджмента  и организации деятельности  сводится

к  тому,  что  идеальная  организация  не  должна   иметь   ни   официальной

организационной  структуры,  ни  какой-либо  формальной  структуры   вообще.

Японский тип  организации управления,  являющийся  результатом  специфической

культуры   и   экономической   системы,   оценивается   специалистами    как

обеспечивающий   наибольшую   гармоничность   и   мобильность   организации,

необходимую в  современном  динамичном  мире.  Особенности  японской  системы

проявляются  в  управлении  персоналом,  производством,  сбытом,  финансами.

Система пожизненного найма и продвижения в  зависимости  от  выслуги  лет  и

возраста, организация  групповой работы,  оплата  труда  с  учетом  возраста,

вклада в рационализацию и качество процесса, системы непрерывного  обучения

преимущественно  на  производстве  –  основные  характеристики  этой  модели

управления. Принцип  оптимизации работы  всей  производственной  системы  как

целостности является определяющим в организации управления производством.

       Если сторонники современной  японской системы  управления  доказывают,

что в  японских  фирмах  организацию  приспосабливают  под  человека,  то  в

системе управления американской фирмы, напротив, представления  о  функциях,

задачах и должностных обязанностях, правах  и  взаимодействиях  предшествуют

найму  работников.  По  сформулированным  требованиям   производится   поиск

Информация о работе Рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях