Рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Задача российских руководителей заключается не в механическом

перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых

решений, практическом применении менеджмента в российских организациях.

Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к руководителям

организаций по сравнению с централизованной как в области экономики, так и

управления, права, психологии, социологии. В России большинство

руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых

странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В

настоящее время возникла тенденция к изменению положения в подготовке

руководящих кадров – создаются различные курсы, проводятся семинары для

руководителей и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта

экономически развитых стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3-4

1. Анализ элементов западного опыта управления………………………………. 5-13

1.1. Модели управления………………………………………………………….. 5-7

1.2. Функции управления………………………………………………………… 7-8

1.3. Организационные структуры………………………………………………... 8-11

1.3.1. Линейно-функциональная организационная структура …………………. 8-9

1.3.2. Программно-целевая (матричная) структура …………………………….. 9-11

1.4. Особенности управления в рамках транснациональных корпораций ……. 11-13

2. Рекомендации по применению элементов западного менеджмента

в российских условиях………………………………………………………………14-15

2.1. Проблема выбора модели управления ………………………………………14

2.2. Рекомендации по выбору организационной структуры…………………… 14-15

Заключение……………………………………………………………………………. 16

Литература…………………………………………………………………………….. 17

Работа содержит 1 файл

реферат Менеджмент.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

по мере подъема  к более высоким ступеням управления.

       Линейно-функциональные  связи   в   структуре   управления   особенно

эффективны при  решении  повторяющихся,  неизменных  в  течение  длительного

времени  задач.  Они  обеспечивают  максимальную  стабильность  организации,

создают  наиболее  благоприятную   основу   для   формальной   регламентации

полномочий,  ответственности  и   характера   взаимодействия   руководителей

подразделений  и   отдельных   работников.   Однако   линейно-функциональные

структуры не всегда обладают необходимой гибкостью  и приспособляемостью  при

возникновении новых  задач.  Они  затрудняют  межфункциональную  координацию

деятельности  по  внедрению  новых  программ.  В  связи  с  этим   возникает

потребность «горизонтальной» межфункциональной  координации  в  деятельности

отделов и подразделений  аппарата управления для  достижения  особых,  иногда

внеплановых целей  с помощью программно-целевой или матричной структуры.

       Простую  линейно-функциональную  организационную  структуру   называют

также традиционной.

      Прохождение организацией этапа, соответствующего использованию  традиционных

структур, обязательно. Этот период  может  быть  коротким  или  длинным,  но

«перепрыгивание»  через  него  лишает  организацию   возможности   отработки

отношений «начальник  –  подчиненный»  и  выведения  их  на  уровень,  когда

внешняя среда  потребует использования более  сложных и эффективных структур.

       Более сложной разновидностью  линейно-функциональной  организационной

структуры является дивизиональная структура.

       Дивизиональная  организация   возникает   тогда,   когда   за   основу

разделения берется  какой-либо конечный результат: продукт,  потребитель или

рынок.   Поэтому   данная   структура   широко   используется   в    условия

многопродуктового  производства  или  в  многонациональных  компаниях,   где

территориальная  разобщенность   вынуждает   автономизировать   региональные

отделения. Также  широко  она  используется  в  построении  государственного

аппарата и  общественных организаций.

       Президент   концерна   «Дженерал   моторз»   А.    Слоун    определил

дивизиональную  структуру  как  «скоординированную  децентрализацию».  Высший

уровень в организации  централизует  планирование  и  распределение  основных

ресурсов, принимает  стратегические решения, в  то  время  как  подразделения

принимают оперативные  решения и ответственны за получение  прибыли.

       Дивизиональная  структура  имеет  большие  преимущества  в  различных

отраслях промышленности.  Особенно  эффективна  она  там,  где  производство

слабо  подвержено  колебаниям  рыночной  конъюнктуры  и  мало   зависит   от

технологических нововведений.

       В целом  дивизиональная  структура организации позволяет последней

продолжать свой рост и эффективно управлять разными  видами деятельности  на

разных  рынках.   Руководители   производственных   отделений   координируют

деятельность  не только «по линии», но и «по функциям» и развивают тем  самым

в себе требуемые  качества  общего  руководства,  создавая  хороший  кадровый

резерв  для  стратегического  уровня  организации.  Разделение  решений   по

уровням ускоряет их принятие и повышает качество.

       Недостатком дивизиональной структуры  является  «укорачивание»  целей

внутри  производственных  отделений,  возникающее  из-за   быстрого   метода

обратной  связи  в  виде  денежной  компенсации  и  системы  бонусов.   Рост

управленческого аппарата за счет отделений  увеличивает  накладные  расходы.

Так как главные  ресурсы централизованы, в  случае  их  недостатка  возникает

возможность  конфликта   между   отделениями.   В   больших   дивизиональных

организациях  затруднена межотделенческая карьера. 

      1. Программно-целевая (матричная) структура.
 

       Цель программно-целевой структуры  – устранение проблем, повторяющихся

в процессе координации  деятельности функциональных звеньев (органов).

       Матричная   структура   не   отрицает    линейно-функциональную,    а

сосуществует  с ней. Для этого в аппарате  управления  временно  назначается

ответственный руководитель, создается координирующий  орган,  работающий  по

определенной  программе. Задача органа – обеспечение  в короткий срок  решения

конкретно  поставленной  задачи,  проблемы  путем  рациональной  координации

деятельности  соответствующих функциональных отделов. В координирующий  орган

направляются  специалисты из разных функциональных отделов. После  достижения

цели и  окончания  работы  по  специальной  программе  координирующий  орган

расформировывается,  а   его   работники   возвращаются   в   функциональные

подразделения, в которых работали ранее.

       Для обеспечения взаимодействия  и координации функциональных  отделов,

органов   необходимо   учитывать   их   компетентность   и    соответственно

классифицировать  их задачи, права и  обязанности,  а  также  согласованность

между задачами, правами и обязанностями с  учетом декомпозиции этих  задач  в

управлении.

       Использование  программно-целевого  управления  предполагает  решение

следующих задач:

- своевременную   эффективную  реализацию  научно-технических   разработок  в

   производстве  и управлении;

-  освобождение   вышестоящих   руководителей   от   функций   оперативного

   руководства  этими разработками, программами;

- решение территориально-производственных задач;

- повышение  оперативности текущего руководства  выполнением  программ  путем

   приближения  органов управления  программами   к  исполнителям  и  создания

   прямых  «горизонтальных» связей между  ними, минуя вышестоящее руководство;

-  обеспечение   более  устойчивого  функционирования  всей  системы  и   ее

   развития;

- обеспечение  более эффективной системы контроля  за ходом выполнения  работ

   по программе  и  материального  стимулирования  за  более  качественное  и

   своевременное  выполнение работ.

       Программно-целевое управление позволяет  обеспечить больший динамизм  и

адаптируемость   организационной   структуры   управления   к   потребностям

производства  и управления.

       Элементы матричной организации, а в  отдельных  случаях  –  матричная

департаментизация   в   целом   впервые   были   применены   в   электронной

промышленности  и  в  отраслях  с  так  называемой  высокой  технологией.  Ее

применение   было   обусловлено   необходимостью   быстрых   технологических

изменений на основе максимально  эффективного  использования  рабочей  силы.

Первенство в  широком использовании на  практике  матричной  структуры  и  ее

элементов принадлежит  американской корпорации «IBM”.[3]

       Матричная структура предусматривает, что ей приходится иметь  дело  с

гораздо большим  объемом информации и принятых решений, чем в  существовавших

до  нее   организационных   системах.   Необходимо   было   создать   больше

коммуникационных  каналов  и  центров   принятия   решений,   чтобы   решать

масштабные и  сложные задачи по интеграции  различных  видов  деятельности  в

организации. В  этих же целях применялись  разные  координационные  элементы:

специальные  координаторы,  целевые  и  комплексные  коллективы,  автономные

группы,  руководители  по  продукту  и  по   проекту,   варьирующие   сметы,

планирование  карьеры, информационные сети и т.д.  Матричные  организационные

структуры отличаются  сложностью,  однако  они  в  гораздо  большей  степени

отвечают происходящим в обществе изменениям.

       Активное  использование  различного  рода  полуавтономных  групп   или

коллективов  является  важной  частью  матричной   структуры.   Эти   группы

создаются  под  цель  или  под  проект  для  решения  какой-либо  конкретной

проблемы и  пользуются  при  этом  определенной  свободой  организации  своей

работы.

       Они   могут   самостоятельно   приобретать   полученные   ресурсы   и

распределять  полученную  продукцию,  определять  все,   что   относится   к

организации труда, качеству продукции, содержанию  оборудования,  проведению

изменений, приему на работу и  иногда  выбору  руководителя.  Наличие  таких

групп позволяет  упростить иерархию в организации  и сделать  структуру  более

динамичной.  Наиболее  передовой  опыт  имеется  в  этой  области  в  рамках

комплексных  производственных  бригад  на   заводах   «Вольво»,   собирающих

«тележечным»  методом автомобиль  от  начала  до  конца,  включая  размещение

заказов на детали и узлы среди поставщиков и  продажу автомобиля  конкретному

потребителю.  Все  расчеты  с  поставщиками  и  заводом  бригада  ведет   из

заработанных  средств, а разницу делит между  работниками.

       Создание целевых групп как  важного элемента матричной организации   на

практике  редко  связано  с  помещением  этих  групп  в  структурные   схемы

организации. В  силу временной природы и  высокой  степени  динамичности  эти

группы часто  не включаются в формальные структуры.

       Эффективное использование групп  в организации предполагает наличие   у

руководителей знаний и умений в области управления людскими ресурсами.

       В использовании групп как  элемента матричного построения  организации

имеются  и  негативные  стороны.  Такие  группы  не   являются   устойчивыми

образованиями. Их интенсивное использование лишает работников  своего  места

Информация о работе Рекомендации по применению элементов западного менеджмента в российских условиях