Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические основы формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга;
• дать определение понятию и рассмотреть сущность репутации ВУЗа;
• определить факторы, формирующие репутацию ВУЗа;
• дать определение понятию рейтинга ВУЗа и изучить методики его составления;
• проанализировать рейтинговые показатели ВУЗа как фактора формирования его репутации;
• предложить рекомендации российским вузам для вхождения в международные рейтинги.
Введение..................................................................................................................... . 4
I Раздел. Теоретические основы изучения формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга............................................................... . 5
1.1. Понятие и сущность репутации ВУЗа. Факторы, формирующие репутацию ВУЗа.................................................................................................................... .. 5
1.2. Понятие рейтинга ВУЗа. История возникновения рейтингов высших учебных заведений.................................... .................................... .................................... 18
II Раздел. Анализ рейтинговых показателей как фактора формирования
репутации ВУЗа ........................................................................................ . ................ 23
2.1. Рейтинги российских ВУЗов. Методики составления рейтингов в России.................................................................................. ................................................ 23
III Раздел. Рекомендации российским вузам для вхождения в международные рейтинги.............................................................................................. ...... . 59
Заключение......................................................................................................... ....... . 67
Библиографический список ..................................................................................... .. 68
Приложения ............................................................................................................. . . 70
Репутация преподавателей и студентов вуза – это некий собирательный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты к коим относятся: компетентность, культура, социально-демографический профиль, особенности образа жизни и поведения.
Компетентность – степень подготовленности человека к различным видам деятельности. Это, своего рода «знания в действии», признаки которых можно заметить в деловом и бытовом поведении человека. Компетентность преподавателей и студентов вуза можно охарактеризовать с точки зрения того объема и класса навыков и умений, которыми они владеют, их уровня, опыта и т.д.
О культуре преподавателей и студентов можно судить по отдельным, устоявшимся особенностям их поведения: доброжелательности или агрессивности, аккуратности, вежливости, терпимости, толерантности, или, наоборот, хамству, ответственности – безответственности, общим знаниям и т.д.
5. Социальная репутация вуза
Социальная репутация вуза – представления широкой общественности о социальных целях и роли образовательной организации в экономической, социальной и культурной жизни города, региона, страны в целом. Социальный имидж вуза формируется, прежде всего, посредством информирования общественности о важнейших социальных аспектах его деятельности, таких как обучение и воспитание молодежи, осуществление научной деятельности, участие в крупных региональных проектах и т.д., содействие конкретным лицам в решении их социальных проблем.
6. Бизнес –репутация вуза
Бизнес-репутация вуза – представление об этой организации как субъекте определенной коммерческой деятельности. Вуз – это еще и крупная предпринимательская организация, зарабатывающая солидные деньги путем продажи образовательных товаров и услуг. В качестве основных детерминант бизнес-репутации вуза как и у коммерческих организаций выступает деловая активность организации, инновационность образовательных и иных технологий и степень их освоения; разнообразие предлагаемых образовательных
товаров и услуг.
Ещё один автор на основе результатов исследования процессов формирования репутации высшего учебного заведения определил несколько иные принципы и механизмы развития репутации вуза. Развитие и повышение репутации вуза, по мнению авторов, должно быть основано на следующих принципах: [14]
1.Принцип согласованности и сопряженности целей и задач деятельности при взаимодействии всех структурных подразделений высшего учебного заведения.
2.Согласно принципу соответствия репутацию можно определить как корреляцию между представлением, которое учебное заведение хочет создать о себе у потенциальных абитуриентов и их родителей, и тем мнением о вузе, которое у него существует. В рамках данного подхода в работе по формированию концепции репутации выделяются две части: первая — активные действия вуза по формированию своей репутации и адекватному его восприятию; вторая — собственно «отражение» репутации вуза в «зеркале» клиента. При этом, естественно, представление учебного заведения о себе и внешнего его окружения о нём могут не только не совпадать, но и быть крайне далеки друг от друга.
Репутацию, определенную таким образом, можно представить в виде весов, где оптимум — равновесие. Может перевешивать «чаша высшего учебного заведения», тогда последнему необходимо вкладывать значительные усилия в построение своей репутации. Если же перевешивает «чаша клиента», вузу достаточно лишь поддерживать его представление о себе на текущем уровне, что, безусловно, не приносит значительных хлопот и не требует больших затрат при положительном восприятии клиентом репутации.
3.Принцип сочетания конкуренции и кооперации, сочетания сотрудничества и соперничества между высшими учебными заведениями. В современной экономической науке происходит кардинальное переосмысление категории конкурентоспособности организации, связанное с трансформацией современной системы хозяйствования в грядущую стадию экономического развития общества — экономику знаний.
Принципиально важным для дальнейшего формирования концептуальных взглядов на развитие конкурентоспособности является выделение Г.Б. Клейнером в экономике знаний ряда особенностей, среди которых значимыми являются следующие:
— сочетание соперничества и сотрудничества между агентами на рынке знаний. Если в экономике материальных благ важна конкурентоспособность производителей, то в экономике знаний — способность к сотрудничеству, т. е. конкурентоспособность; вместо конкуренции предприятий и корпоративных конфликтов — «конкуренция» и «кооперация».
— Применительно к управлению вузом необходимо конкретизировать содержание понятия «конкурентоустойчивость вуза» следующим образом: конкурентоустойчивость вуза — его реальная и потенциальная способность в течение длительного времени превосходить соперников, постоянно совершенствуя, развивая ключевые бизнес-процессы в соответствии с разработанной стратегией и тенденциями конкретного сегмента рынка, опираясь на эффективное использование имеющихся ресурсов с учетом изменяющихся требований внешней среды (предпочтений потребителей, изменений в законодательстве и т. п.) и долгосрочное сотрудничество с партнерами).
4.Принцип гибкости вуза как системы, сочетающей формы базового, дополнительного и дистанционного образования с целью удовлетворения текущих потребностей рынка труда.
Современное общество диктует вузам совершенно новые условия. Отвечая этим требованиям, высшее учебное заведение завоевывает высокие позиции в обществе, тем самым, создавая собственную высокую репутацию.
Речь здесь идет об использовании в вузе наряду с формами базового и дополнительного образования дистанционных образовательных технологий.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Целью использования дистанционных образовательных технологий образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
Образовательное учреждение для обеспечения использования дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах).
Принцип комплексности развития показателей уровня репутации высшего учебного заведения.
В первую очередь репутация формируется среди абитуриентов, выбирающих будущую alma mater, а также желающих продолжить обучение в другом вузе. Кроме того, репутация вуза формируется и среди работодателей, правительства и самих вузов за счет различных показателей деятельности учебного заведения. Ориентация на группы пользователей определяет значимость именно комплексного развития показателей уровня репутации высшего учебного заведения. Поскольку в последнее десятилетие на международном образовательном рынке усиливается конкурентная борьба, созданию положительной репутации вуза придается все большее значение: учебные заведения ревностно отслеживают свои позиции в рейтингах вузов и стремятся повысить показатели, влияющие на их престиж. Ведь от занимаемого в рейтинге места зависит не только финансовое благополучие учебного заведения, но и уровень его репутации и перспективы развития вуза.
5.Принцип комплексности развития показателей уровня репутации высшего учебного заведения.
6.Принцип инновационности образовательного процесса , то есть внедрение в него новых образовательных технологий.
Высшие учебные заведения тоже являются организациями, но они имеют свою специфику.
Главная особенность — образовательная деятельность, и она накладывает определенные ограничения на инновационные изменения.
Инновационная политика в сфере высшего образования отличается от инновационной политики в других звеньях образования большой вероятностью коммерциализации инноваций. Вузы, оказывающие образовательные услуги для общественного сектора экономики, и вузы, оказывающие образовательные услуги для бизнеса, также находятся не в одинаковом положении с точки зрения инноваций, а значит, будут иметь отличия в осуществлении инновационной политики, в частности для коммерческих проектов.
Внутренняя инновационная политика должна формироваться и осуществляться на основе следующих принципов: [14]
— непрерывное развитие инновационного потенциала организации, необходимого для реализации инноваций;
— комплексное осуществление инноваций, при которой все виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой и взаимно продвигают друг друга;
— создание структурного подразделения, отвечающего за формирование и реализацию инновационной политики, стратегии;
— мобилизация персонала, максимальное использование финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов для реализации инновации;
— материальное, моральное и социальное стимулирование инновационной активности;
— учет рисков.
Инновационная политика как инструмент управления развитием любой организации является решающим фактором инновационной деятельности, одним из важных элементов инновационного процесса в организациях. Она должна способствовать раскрытию инновационного потенциала, созданию инновационно активного поведения персонала.
7.Принцип систематического повышения квалификации работников аппарата управления вуза и профессорско-
Система повышения квалификации руководящих кадров вузов должна служить тому, чтобы вузовские руководители соответствовали тем требованиям, которые предъявляет рыночная экономика к руководящим кадрам вузов.
В переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров наметилась ориентация на следующие важнейшие типы целевых учебных программ:
— должностное обучение — подготовка специалистов к процессам принятия решений, организации деятельности самостоятельных звеньев, трудовых коллективов;
— функциональное обучение — подготовка работников к выполнению специальных функций управления;
— специализированное обучение — продвижение и освоение конкретных новых методов управления, удовлетворение производственных и научных интересов специалистов.
Взаимодействие всех видов обучения позволяет обеспечить возможности для непрерывного повышения образования каждого работника, своевременно регулировать соответствие между числом работников и профессионально-квалификацион
8. Принцип стратегической направленности системы управления высшим учебным заведением.
Система управления вузом должна ориентироваться на создание долгосрочных конкурентных преимуществ и достижение конкурентоспособности. Это говорит о том, что все мероприятия, проводимые в рамках системы, должны оцениваться с точки зрения стратегической эффективности, показывая, увеличилась ли конкурентоспособность вуза в целом на рынке образовательных услуг. Особая значимость стратегического управления заключается в возникновении у учебного заведения возможности ускоренной адаптации к особенностям рынка на основе прогнозирования будущих проблем и возможностей.
Таким образом, было рассмотрено две модели создания благоприятной репутации вуза, и в обоих случаях действие всех обозначенных механизмов управления репутацией вуза направлено на трансформацию ее в конкурентное преимущество. Однако было бы большим заблуждением полагать, что проблема управления репутацией актуальна только для вузов, находящихся в начале своего становления. Она касается и уже сложившихся брендов в связи с обострением конкуренции на современном рынке образовательных услуг. В настоящее время каждому вузу необходимо:
реализовывать и совершенствовать коммуникативную политику ВУЗа;
формировать корпоративный имидж ВУЗа и корпоративную культуру ВУЗа; создать эффективные модели имиджа для различных целевых аудиторий;
формировать и продвигать бренд ВУЗа;
укреплять известность и продвижение бренда ВУЗа с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций;
планировать и организовывать коммуникационные кампании, направленные на формирование имиджа и репутации университета;
планировать и реализовывать PR-программы, направленные на развитие корпоративной культуры ВУЗа;
организовывать выставочную деятельность университета.
А так же не забывать про:
улучшение материально-технической базы высшего учебного заведения;
содействие студентам по трудоустройству;
поддержку инноваций в образовательном процессе.
1.2. Понятие рейтинга ВУЗа и методики его составления
Рейтинг - показатель популярности какого-нибудь лица, а также фильма, представления, периодического издания и т.д.; степень такой популярности [11].
Рейтинг (Rating — оценка, порядок, классификация): 1) субъективная оценка какого-либо плохо измеримого явления по заданной [21].
Рейтинг - (от англ. rating - оценка, положение, ранг ) числовой показатель уровня оценок деятельности учреждения, организации или отдельной личности [22].
Информация о работе Рейтинг высшего учебного заведения как показатель его репутации