Рейтинг высшего учебного заведения как показатель его репутации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические основы формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга;
• дать определение понятию и рассмотреть сущность репутации ВУЗа;
• определить факторы, формирующие репутацию ВУЗа;
• дать определение понятию рейтинга ВУЗа и изучить методики его составления;
• проанализировать рейтинговые показатели ВУЗа как фактора формирования его репутации;
• предложить рекомендации российским вузам для вхождения в международные рейтинги.

Содержание

Введение..................................................................................................................... . 4
I Раздел. Теоретические основы изучения формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга............................................................... . 5
1.1. Понятие и сущность репутации ВУЗа. Факторы, формирующие репутацию ВУЗа.................................................................................................................... .. 5
1.2. Понятие рейтинга ВУЗа. История возникновения рейтингов высших учебных заведений.................................... .................................... .................................... 18
II Раздел. Анализ рейтинговых показателей как фактора формирования
репутации ВУЗа ........................................................................................ . ................ 23
2.1. Рейтинги российских ВУЗов. Методики составления рейтингов в России.................................................................................. ................................................ 23
III Раздел. Рекомендации российским вузам для вхождения в международные рейтинги.............................................................................................. ...... . 59
Заключение......................................................................................................... ....... . 67
Библиографический список ..................................................................................... .. 68
Приложения ............................................................................................................. . . 70

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 537.00 Кб (Скачать)

Репутация преподавателей и студентов вуза – это некий собирательный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты к коим относятся: компетентность, культура, социально-демографический профиль, особенности образа жизни и поведения.

       Компетентность – степень подготовленности человека к различным видам деятельности. Это, своего рода «знания в действии», признаки которых можно заметить в деловом и бытовом поведении человека. Компетентность преподавателей и студентов вуза можно охарактеризовать с точки зрения того объема и класса навыков и умений, которыми они владеют, их уровня, опыта и т.д.

       О культуре преподавателей и студентов можно судить по отдельным, устоявшимся особенностям их поведения: доброжелательности или агрессивности, аккуратности, вежливости, терпимости, толерантности, или, наоборот, хамству, ответственности – безответственности, общим знаниям и т.д.
5. Социальная репутация вуза

Социальная репутация вуза – представления широкой общественности о социальных целях и роли образовательной организации в экономической, социальной и культурной жизни города, региона, страны в целом. Социальный имидж вуза формируется, прежде всего, посредством информирования общественности о важнейших социальных аспектах его деятельности, таких как обучение и воспитание молодежи, осуществление научной деятельности, участие в крупных региональных проектах и т.д., содействие конкретным лицам в решении их социальных проблем.

6. Бизнес –репутация вуза

Бизнес-репутация вуза – представление об этой организации как субъекте определенной коммерческой деятельности. Вуз – это еще и крупная предпринимательская организация, зарабатывающая солидные деньги путем продажи образовательных товаров и услуг. В качестве основных детерминант бизнес-репутации вуза как и у коммерческих организаций выступает деловая активность организации, инновационность образовательных и иных технологий и степень их освоения; разнообразие  предлагаемых образовательных

товаров и услуг.

       Ещё один автор на основе результатов исследования процес­сов формирования репутации высшего учебного заведения определил несколько иные принципы и механизмы развития репутации вуза. Развитие и повыше­ние репутации вуза, по мнению авторов, должно быть основано на следующих принципах: [14]

1.Принцип согласованности и сопряженно­сти целей и задач деятельности при взаимодей­ствии всех структурных подразделений высше­го учебного заведения.

2.Согласно принципу соответствия репута­цию можно определить как корреляцию между представлением, которое учебное заведение хо­чет создать о себе у потенциальных абитуриен­тов и их родителей, и тем мнением о вузе, кото­рое у него существует. В рамках данного подхода в работе по фор­мированию концепции репутации выделяются две части: первая — активные действия вуза по формированию своей репутации и адекватному его восприятию; вторая — собственно «отраже­ние» репутации вуза в «зеркале» клиента. При этом, естественно, представление учебного заве­дения о себе и внешнего его окружения о нём могут не только не совпадать, но и быть крайне далеки друг от друга.

       Репутацию, определенную таким образом, можно представить в виде весов, где оптимум — равновесие. Может перевешивать «чаша высше­го учебного заведения», тогда последнему необ­ходимо вкладывать значительные усилия в по­строение своей репутации. Если же перевешива­ет «чаша клиента», вузу достаточно лишь под­держивать его представление о себе на текущем уровне, что, безусловно, не приносит значитель­ных хлопот и не требует больших затрат при положительном восприятии клиентом репутации.

3.Принцип сочетания конкуренции и коо­перации, сочетания сотрудничества и соперни­чества между высшими учебными заведениями. В совре­менной экономической науке происходит кар­динальное переосмысление категории конкурен­тоспособности организации, связанное с транс­формацией современной системы хозяйствова­ния в грядущую стадию экономического разви­тия общества — экономику знаний.

       Принципиально важным для дальнейшего формирования концептуальных взглядов на раз­витие конкурентоспособности является выделе­ние Г.Б. Клейнером в экономике знаний ряда особенностей, среди которых значимыми явля­ются следующие:

—   сочетание соперничества и сотрудничества между агентами на рынке знаний. Если в эконо­мике материальных благ важна конкурентоспо­собность производителей, то в экономике зна­ний — способность к сотрудничеству, т. е. конкурентоспособность; вместо конкуренции предприятий и кор­поративных конфликтов — «конкуренция» и «кооперация».

—  Применительно к управлению вузом необ­ходимо конкретизировать содержание понятия «конкурентоустойчивость вуза» следующим об­разом: конкурентоустойчивость вуза — его ре­альная и потенциальная способность в течение длительного времени превосходить соперников, постоянно совершенствуя, развивая ключевые бизнес-процессы в соответствии с разработан­ной стратегией и тенденциями конкретного сег­мента рынка, опираясь на эффективное исполь­зование имеющихся ресурсов с учетом изменя­ющихся требований внешней среды (предпочтений потребителей, изменений в законодательстве и т. п.) и долгосрочное сотрудничество с партне­рами).

4.Принцип гибкости вуза как системы, сочета­ющей формы базового, дополнительного и дис­танционного образования с целью удовлетворе­ния текущих потребностей рынка труда.

Современное общество диктует вузам совер­шенно новые условия. Отвечая этим требовани­ям, высшее учебное заведение завоевывает вы­сокие позиции в обществе, тем самым, создавая собственную высокую репутацию.

Речь здесь идет об использовании в вузе наряду с формами базового и дополнительного образования дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными тех­нологиями понимаются образовательные техно­логии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных тех­нологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Целью использования дистанционных обра­зовательных технологий образовательным учреж­дением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных про­грамм непосредственно по месту жительства обу­чающегося или его временного пребывания (на­хождения).

Образовательное учреждение для обеспече­ния использования дистанционных образователь­ных технологий при реализации образователь­ных программ организует повышение квалифи­кации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах).

Принцип комплексности развития показате­лей уровня репутации высшего учебного заведе­ния.

В первую очередь репутация формируется среди абитуриентов, выбирающих будущую alma mater, а также желающих продолжить обучение в другом вузе. Кроме того, репутация вуза фор­мируется и среди работодателей, правительства и самих вузов за счет различных показателей деятельности учебного заведения. Ориентация на группы пользователей определяет значимость именно комплексного развития показателей уров­ня репутации высшего учебного заведения. По­скольку в последнее десятилетие на междуна­родном образовательном рынке усиливается кон­курентная борьба, созданию положительной ре­путации вуза придается все большее значение: учебные заведения ревностно отслеживают свои позиции в рейтингах вузов и стремятся повы­сить показатели, влияющие на их престиж. Ведь от занимаемого в рейтинге места зависит не толь­ко финансовое благополучие учебного заведения, но и уровень его репутации и перспективы раз­вития вуза.

5.Принцип комплексности развития пока­зателей уровня репутации высшего учебного за­ведения.

6.Принцип инновационности образователь­ного процесса , то есть внедрение в него новых обра­зовательных технологий.

Высшие учебные заведения тоже являются организациями, но они имеют свою специфику.

Главная особенность — образовательная де­ятельность, и она накладывает определенные ог­раничения на инновационные изменения.

Инновационная политика в сфере высшего образования отличается от инновационной по­литики в других звеньях образования большой вероятностью коммерциализации инноваций. Вузы, оказывающие образовательные услуги для общественного сектора экономики, и вузы, ока­зывающие образовательные услуги для бизнеса, также находятся не в одинаковом положении с точки зрения инноваций, а значит, будут иметь отличия в осуществлении инновационной поли­тики, в частности для коммерческих проектов.

Внутренняя инновационная политика дол­жна формироваться и осуществляться на основе следующих принципов: [14]

—    непрерывное развитие инновационного потенциала организации, необходимого для реа­лизации инноваций;

—    комплексное осуществление инноваций, при которой все виды инноваций тесно взаимо­связаны между собой и взаимно продвигают друг друга;

—  создание структурного подразделения, от­вечающего за формирование и реализацию ин­новационной политики, стратегии;

—  мобилизация персонала, максимальное ис­пользование финансовых, материальных и ин­теллектуальных ресурсов для реализации инно­вации;

—    материальное, моральное и социальное стимулирование инновационной активности;

—  учет рисков.

Инновационная политика как инструмент управления развитием любой организации яв­ляется решающим фактором инновационной де­ятельности, одним из важных элементов инно­вационного процесса в организациях. Она дол­жна способствовать раскрытию инновационного потенциала, созданию инновационно активного поведения персонала.

7.Принцип систематического повышения ква­лификации работников аппарата управления вуза и профессорско-преподавательского состава в связи с изменяющимися экономическими усло­виями функционирования учебного заведения.

Система повышения квалификации руково­дящих кадров вузов должна служить тому, что­бы вузовские руководители соответствовали тем требованиям, которые предъявляет рыночная экономика к руководящим кадрам вузов.

В переподготовке и повышении квалифика­ции управленческих кадров наметилась ориен­тация на следующие важнейшие типы целевых учебных программ:

—  должностное обучение — подготовка спе­циалистов к процессам принятия решений, орга­низации деятельности самостоятельных звеньев, трудовых коллективов;

—   функциональное обучение — подготовка работников к выполнению специальных функ­ций управления;

—   специализированное обучение — продви­жение и освоение конкретных новых методов уп­равления, удовлетворение производственных и научных интересов специалистов.

Взаимодействие всех видов обучения позво­ляет обеспечить возможности для непрерывного повышения образования каждого работника, сво­евременно регулировать соответствие между чис­лом работников и профессионально-квалифика­ционной структурой персонала. Только система­тическое повышение квалификации руководящих кадров может способствовать формированию по­ложительной репутации вуза, гарантировать его конкурентоспособность, достижение учебным за­ведением поставленных целей на длительный срок.

8. Принцип стратегической направленности системы управления высшим учебным заведе­нием.

       Система управления вузом должна ориенти­роваться на создание долгосрочных конкурент­ных преимуществ и достижение конкурентоспо­собности. Это говорит о том, что все мероприя­тия, проводимые в рамках системы, должны оце­ниваться с точки зрения стратегической эффек­тивности, показывая, увеличилась ли конкурен­тоспособность вуза в целом на рынке образо­вательных услуг. Особая значимость стратеги­ческого управления заключается в возникно­вении у учебного заведения возможности ус­коренной адаптации к особенностям рынка на основе прогнозирования будущих проблем и возможностей.

       Таким образом, было рассмотрено две модели создания благоприятной репутации вуза, и в обоих случаях действие всех обозначенных механизмов управления репутацией вуза направлено на трансформацию ее в конкурент­ное преимущество. Однако было бы большим заб­луждением полагать, что проблема управления репутацией актуальна только для вузов, находя­щихся в начале своего становления. Она касает­ся и уже сложившихся брендов в связи с обо­стрением конкуренции на современном рынке образовательных услуг. В настоящее время каждому вузу необходимо:

  реализовывать и совершенствовать коммуникативную политику ВУЗа;

  формировать корпоративный имидж ВУЗа и корпоративную культуру ВУЗа; создать эффективные модели имиджа для различных целевых аудиторий;

  формировать и продвигать бренд ВУЗа;

  укреплять известность и продвижение бренда ВУЗа с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций;

  планировать и организовывать коммуникационные кампании, направленные на формирование имиджа и репутации университета;

  планировать и реализовывать PR-программы, направленные на развитие корпоративной культуры ВУЗа;

  организовывать выставочную деятельность университета.

А так же не забывать про:

   улучшение материально-технической базы высшего учебного заведения;

   содействие студентам по трудоустройству;

   поддержку инноваций в образователь­ном процессе.

 

1.2. Понятие рейтинга ВУЗа и методики его составления

       Рейтинг - показатель популярности какого-нибудь лица, а также фильма, представления, периодического издания и т.д.; степень такой популярности [11].

       Рейтинг (Rating — оценка, порядок, классификация): 1) субъективная оценка какого-либо плохо измеримого явления по заданной [21].

       Рейтинг - (от англ. rating - оценка, положение, ранг ) числовой показатель  уровня оценок деятельности учреждения, организации или отдельной личности [22].

Информация о работе Рейтинг высшего учебного заведения как показатель его репутации