Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические основы формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга;
• дать определение понятию и рассмотреть сущность репутации ВУЗа;
• определить факторы, формирующие репутацию ВУЗа;
• дать определение понятию рейтинга ВУЗа и изучить методики его составления;
• проанализировать рейтинговые показатели ВУЗа как фактора формирования его репутации;
• предложить рекомендации российским вузам для вхождения в международные рейтинги.
Введение..................................................................................................................... . 4
I Раздел. Теоретические основы изучения формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга............................................................... . 5
1.1. Понятие и сущность репутации ВУЗа. Факторы, формирующие репутацию ВУЗа.................................................................................................................... .. 5
1.2. Понятие рейтинга ВУЗа. История возникновения рейтингов высших учебных заведений.................................... .................................... .................................... 18
II Раздел. Анализ рейтинговых показателей как фактора формирования
репутации ВУЗа ........................................................................................ . ................ 23
2.1. Рейтинги российских ВУЗов. Методики составления рейтингов в России.................................................................................. ................................................ 23
III Раздел. Рекомендации российским вузам для вхождения в международные рейтинги.............................................................................................. ...... . 59
Заключение......................................................................................................... ....... . 67
Библиографический список ..................................................................................... .. 68
Приложения ............................................................................................................. . . 70
Данная курсовая работа посвящена изучению рейтинга вуза как показателя его репутации.
В рамках первой главы работы раскрываются понятия репутации организации, репутации высшего учебного заведения, рейтинга, а так же истории возникновения международных и российских рейтингов.
Проводится анализ теоретических аспектов данной проблемы, исследуются рейтинги вузов различных источников.
В рамках третьей главы курсовой работы даются рекомендации для вхождения российских вузов в международные рейтинги, а также приводятся разработки российских учёных по усовершенствованию методики составления международных рейтингов.
Содержание
Введение...................... | 4 |
I Раздел. Теоретические основы изучения формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга...................... |
5 |
1.1. Понятие и сущность репутации ВУЗа. Факторы, формирующие репутацию ВУЗа.......................... |
5 |
1.2. Понятие рейтинга ВУЗа. История возникновения рейтингов высших учебных заведений..................... |
18 |
II Раздел. Анализ рейтинговых показателей как фактора формирования репутации ВУЗа .............................. |
23 |
2.1. Рейтинги российских ВУЗов. Методики составления рейтингов в России........................ |
23 |
III Раздел. Рекомендации российским вузам для вхождения в международные рейтинги...................... |
59 |
Заключение.................... |
67 |
Библиографический список .............................. | 68 |
Приложения .............................. | 70 |
Введение
Данная работа рассматривает проблематику составления рейтингов ВУЗов России, и влияние рейтингов на репутацию ВУЗа. Сейчас это очень актуальный вопрос, так как, в связи с демографическим кризисом количество выпускников школ уменьшается с каждым годом, поэтому ВУЗам приходится предпринимать всё больше усилий для привлечения новых студентов. В последнее время появилось много различных рейтингов ВУЗов, так какой же из них наиболее точно отражает способность ВУЗа выпустить высококвалифицированных специалистов, способных выдержать жестокую конкуренцию на современном рынке труда? Каким образом рейтинг влияет на привлекательность ВУЗа среди потребителей образовательных услуг и его репутацию?
Целью данной курсовой работы является изучение формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга;
дать определение понятию и рассмотреть сущность репутации ВУЗа;
определить факторы, формирующие репутацию ВУЗа;
дать определение понятию рейтинга ВУЗа и изучить методики его составления;
проанализировать рейтинговые показатели ВУЗа как фактора формирования его репутации;
предложить рекомендации российским вузам для вхождения в международные рейтинги.
Предметом исследования являются проблемы формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга.
Объект исследования – высшие учебные заведения, функционирующие на современном этапе развития системы образования.
Раздел I. Теоретические основы изучения формирования репутации ВУЗа на основе составления его рейтинга
1.1. Понятие и сущность репутации ВУЗа. Факторы, формирующие репутацию ВУЗа
Репутация – общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого\чего-нибудь [11].
Один из аспектов восприятия и оценки организации является впечатление, которое она производит, ее имидж (образ). Вот некоторые определения, которые могут дать понятие об предмете темы: Имидж – это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица (толковый словарь Вебстера). Имидж является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, целенаправленно формирующимся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды. Имидж – это впечатление, производимое человеком, компанией или институтом на одну или несколько групп общественности. Он не рисунок, не калька, не разработанное в мельчайших деталях, точное изображение, а скорее несколько деталей, оказывающих эмоциональное воздействие[7]. К понятию имидж очень близко понятие репутация. Не всегда просто определить, где мы имеем дело с репутацией, а где говорим об имидже. Назначение имиджа – создавать и поддерживать необходимое впечатление о фирме, товаре, личности у клиентов и другой целевой аудитории. Имидж - это внешность, фасад, "вывеска". Это бизнес, увиденный глазами клиента. Имидж – это впечатление, которое вспоминают люди, когда они думают о вас. Ключевое определение, которое можно использовать в совокупности с имиджем – образ. Одно из определений понятия "репутация" обозначает это понятие так – это совокупность мнений о достоинствах и недостатках компании. Это бизнес, увиденный глазами коллег, которых трудно обмануть или ввести в заблуждение. Отсюда репутация фирмы может и не соответствовать ее имиджу. Имидж – это образ, созданный для публики, а репутация рождается среди профессионалов. Имидж и репутация относятся друг к другу как форма и содержание. Задачи имиджа и репутации сходны. Они состоят в том, чтобы помогать компании успешно продавать товары или услуги, привлекать надежных партнеров, обеспечивать защиту от конкурентов, содействовать выведению на рынок новых товаров или услуг и т.д. Покупатель готов платить дороже за изделия компаний с устойчивой репутацией (или удачно сформированным имиджем), хотя можно купить такой же качественный товар дешевле у менее известной компании – это уже правило. В западных компаниях в настоящее время понятие "имидж" используют реже. Важнее становится то, что кампании реально делают, а не что и как говорят о себе. Термин "репутация" стал одним из важнейших в словаре PR-специалистов. Профессионалы нередко заменяют им маркетинговое понятие "брэндинг". Репутацией озабочены, в первую очередь, банки и страховые общества и несколько недостаточно – производители. Есть и еще одна проблема: менеджеры хотят управлять своей репутацией, но не знают, как это сделать. Механизм формирования репутации достаточно сложен и не слишком изучен. Известно, что усилия по формированию имиджа и репутации постоянно пересекаются. Есть наблюдения, что успешность компании на рынке в большей степени определяется деятельностью по созданию имиджа (внешней атрибутикой, имиджевой рекламой, акциями по продвижению и т.д.), а участие в профессиональном сообществе - это работа на репутацию. Какие основные компоненты в процессе формирования репутации необходимо учитывать:
отношение к клиентам (взаимоотношения с клиентами);
политика компании (этические нормы и правила);
позиционирование компании на рынке (внешняя атрибутика, участие в профессиональных сообщества);
психологический климат в коллективе (наличие доверия, удовлетворенности и степени участия в делах компании);
сотрудники (самое главное, авторитет первых лиц);
практика работы на рынке (история компании и ее бизнес-опыт);
финансовая стабильность, размеры и динамика развития компании;
участие в общественно значимых акциях (благотворительность, спонсорство);
интеллектуальный и научный потенциал [20].
Репутация ВУЗа – устойчивое мнение о ВУЗе у группы людей на основе сформированного у них образа данной организации, возникшего либо вследствие прямого контакта с ВУЗом, либо на основе информации, полученной об этом ВУЗе из других источников. (резник)
Репутация всегда влияла на отношение к организации, в том числе и вузу, целевых аудиторий. Как заметил Честерфилд, репутация наша обязательно нас опережает. Репутация появляется у каждой организации, самое позднее, с первых дней существования.
Репутация ВУЗа складывается из нескольких составляющих:
1.Корпоративный имидж и корпоративная репутация вуза
Корпоративный имидж вуза – это общее представление, состоящее из набора убеждений и ощущений, которое складывается у потребителей (реальных и потенциальных) образовательных товаров и услуг об учебной организации.
Корпоративная репутация вуза – ценностные характеристики, вызываемые корпоративным имиджем вуза, сложившимся у потребителей (реальных и потенциальных) образовательных товаров и услуг.
Репутация любой организации в целом и вуза, в частности, есть целостное восприятие (понимание и оценка) оценки различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности вуза: обучающей, научной, воспитательной, общественной и т.п. Другими словами, содержание понятия репутации вуза включает в себя две составляющие: описательную (информационную) составляющую, которая представляет собой образ вуза, или совокупность всех представлений (знаний) об организации. И составляющую, связанную с отношением, или оценочную составляющую. Оценочная составляющая существует в силу того, что хранящаяся в памяти информация не воспринимается безразлично, а пробуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа организации могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Люди оценивают высшее учебное заведение через призму своего прошлого и сегодняшнего опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм и моральных принципов.
Основные составляющие корпоративной репутации вуза: [2]
1) Нельзя забывать, что вся информация, которую вуз посылает во внешнюю среду, в той или иной степени, является имиджевой.
2) Важными составляющими репутации вуза являются его миссия и история.
Руководитель вуза, его ректор, его заместители по различным направлениям деятельности – проректора, если мы рассматриваем их как аргумент в пользу вуза и «транслируем» во внешнюю среду, и сотрудники (их поведение, внешний вид, компетентность, манера общения, стиль одежды), и даже клиенты, а это студенты, которых можно рассматривать как временный, но очень значимый для имиджа вуза персонал – все работает на репутацию вуза. Каналы доставки информации о вузе – это всевозможные СМИ, разнообразные акции, рабочие встречи, даже слухи, т.н. «сарафанная почта», формирующая устойчивые и неустойчивые мифы и легенды о вузе, его работниках, студентах и т.д. Если мы обратимся к различным типам информации, которые используются для формирования имиджа и репутации вуза, то станет ясно, что широко применяемые стратегии его формирования, а именно реклама, корпоративная символика, сами по себе недостаточны для того, чтобы создать вузу хорошую корпоративную репутацию. За последние пять лет высшее образование РФ понесли колоссально пострадали от потери репутации. Репутация, которую вуз имеет в глазах людей, является прямым результатом всей его деятельности.
Репутация образовательного учреждения складывается годами, десятилетиями, иногда – столетиями. Чем сильнее становится репутация и чем более уникальные черты она приобретает, тем труднее ее изменить. Если репутация хорошая, то она может быть для вуза ценнейшим активом, помогающим гораздо легче приобретать различные ресурсы для себя и тем самым повышать качество своей работы. Когда люди придерживаются высокого мнения о возможностях вуза, у него появляется больше возможностей, его деятельность становится все более эффективной. Плохая же репутация вуза может иметь противоположный эффект – потенциальные потребители не доверяют ему, его образовательным товарам и услугам, тому, что говорят его руководители. Тем самым резко снижается и качественный потенциал в деятельности вуза.
Структура репутации вуза:
Рассмотрим детально различные элементы структуры репутации, определяющие восприятие вуза реальными и возможными потребителями его образовательных товаров и услуг. Структуру репутации вуза составляют представления людей относительно этой организации, которые можно условно разделить на восемь групп [3].
1. Репутация образовательного товара (услуги)
Репутация образовательного товара (услуги) составляют представления людей относительно уникальных характеристик, которыми по их мнению, обладает товар или услуга, предоставляемая вузом. В качестве функциональной ценности образовательного товара или услуги может рассматриваться получаемая специальность, имеющая государственную лицензию, аттестованная и акредитованная государственными органами, возможность выпускника устроится на работу по специальности, сделать карьеру, качество знаний и умение использовать их в практической профессиональной деятельности, повышающую конкурентоспособность выпускника на рынке труда, насыщенная образовательная среда, предоставляющая потребителям образовательных товаров (услуг) возможности для собственной самореализации, благоприятный психологический климат, мощная социальная защищенность студентов и профессорско-
Дополнительные образовательные услуги – то, что обеспечивает образовательному товару отличительные свойства:
- необходимые атрибуты: благозвучное название, гимн, герб, флаг, месторасположение и архитектурный облик здания, дизайн помещений, просторность и удобство аудиторий, вежливость обслуживающего персонала и т.п.;
- подкрепляющие атрибуты: условия платы (если есть), возможность переподготовки и повышения квалификации после окончания вуза, социальные гарантии, возможности для рекреации и другое.
2. Внутренняя репутация вуза
Под внутренней репутацией вуза понимают представления его сотрудников и студентов о своей организации. Весь персонал вуза рассматривается здесь не только как фактор конкурентоспособности организации, но и как важный источник информации о своем вузе для различных внешних аудиторий. То, что говорят о своем вузе студенты, преподаватели, менеджеры является очень важным для формирования и поддержания репутации вуза.
Основными детерминантами внутренней репутации вуза являются организационная культура, управление персоналом, образовательная среда и ее социально-психологический климат.
3. Репутация руководителя вуза
Репутация основателя и/или основных руководителей (речь идет об индивидуальной репутации каждого руководителя) вуза включает представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориентациях и психологических характеристиках основателя (руководителей) на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик, таких как внешность, социально-демографическая принадлежность, особенности вербального и невербального поведения, поступки, хобби и другие параметры неосновной деятельности.
4. Репутация преподавателей и студентов вуза
Информация о работе Рейтинг высшего учебного заведения как показатель его репутации