Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть реформирование организационной структуры предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть теоретический аспект организационных структур организаций;
2. провести анализ и реформирование организационной структуры ОАО
«Детский мир - Челябинск».
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты организационных структур…………………….5
1.1. Понятие и элементы организационной структуры…………………………...5
1.2. Требования, предъявляемые к организационной структуре…………………7
1.3. Типы организационных структур……………………………………………...9
1.3.1. Бюрократический тип организационных структур………………………..10
1.3.2. Органический тип организационных структур……………………………16
Глава 2. Анализ и реформирование организационной структуры ОАО
«Детский мир - Челябинск»………………………………………………………..23
2.1. Анализ организационной структуры ОАО «Детский мир - Челябинск»…..23
2.2 Реформирование организационной структуры
ОАО «Детский мир – Челябинск»………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованных источников и литературы………………………….......40
г)
Разработка должностных инструкций и
положений об отделах, службах, подразделениях
для документального фиксирования принятой
организационной структуры управления
[4, с. 157].
1.3.
Типы организационных
структур
Выделяют
два типа управления организациями:
бюрократический и
Таблица 1 - Характеристики типов структур управления
Бюрократический тип | Органический тип |
Четко определенная иерархия | Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем |
Система обязанностей и прав | Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований |
Разделение каждой задачи на ряд процедур | Процессный подход к решению проблем |
Обезличенность во взаимоотношениях | Возможность самовыражения, саморазвития |
Жесткое разделение трудовых функций | Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами |
1.3.1.
Бюрократический тип
организационных структур
К структурам бюрократического типа относят: линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную и дивизиональную структуры.
Линейная
организационная структура
Минусы: чрезмерная нагрузка на высший уровень управления; отсутствие вспомогательных служб; отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями; высокая зависимость от личных качеств менеджеров любого уровня [12, с. 6].
Рис.
1. Линейная организационная структура
Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления. Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.2).
Д - директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Рис. 2. Функциональная
структура управления1
Структура нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Используются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к научно-техническому прогрессу. Преимущества функциональной структуры:
Недостатки структуры:
Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов (Рис. 3).
Д - директор;
ФН - функциональный начальники; ФП – функциональные
подразделения; ОП - подразделения основного
производства.
Рис. 3. Линейно-функциональная
структура управления
Руководители функциональных подразделений осуществляют влияние на производственные подразделения формально. Как правило, они не имеют право самостоятельно отдавать им распоряжения, роль функциональных служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства.
К достоинствам линейно-функциональной структуры относят:
Недостатки структуры:
Линейно-функциональные организационные структуры являются наиболее распространенными в настоящее время. Они удачно сочетают линейные (производственные) подразделения, выполняющие весь объем основной производственной деятельности, с отделами и службами, реализующими конкретные функции управления в масштабах всей организации (планирование, финансы, бухгалтерия, маркетинг, кадры). Оформленные по линейно-функциональному принципу организации, сохранив жесткость и простоту линейных структур, приобрели высокопроизводительный, специализированный управленческий потенциал.
Аналогичные характеристики имеет и так называемая линейно-штабная структура управления, тоже построенная по принципу функционального разделения управленческого труда, используемого в штабных службах разных уровней. Главная задача линейных руководителей здесь - координировать действия функциональных служб и направлять их в русло общих интересов организации.
Линейно-штабная структура включает в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением (Рис. 4).
Рис. 4. Линейно-штабная
структура управления
Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Штабная структура включает штабных специалистов при высших менеджерах.
К штабным подразделениям относят службу контроллинга, отделы координации и анализа, группу сетевого планирования, социологическую, юридические службы. Создание штабных структур – шаг в сторону разделения труда менеджеров. Часто менеджеры штабных подразделений наделяются правами функционального руководства. К ним относят планово-экономический отдел, бухгалтерию, отдел маркетинга, отдел управления персоналом.
Достоинства структуры состоят в следующем:
Недостатки структуры:
Еще одной разновидностью бюрократического типа является структура, которая в зарубежной литературе получила название дивизиональной. Дивизиональные структуры - структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли (рис. 5) [3, с. 27].
Рис. 5. Дивизиональная
структура управления
Достоинства дивизиональной структуры:
Недостатки дивизиональной структуры:
Различные
модификации иерархических структур,
использовавшиеся за рубежом и в нашей
стране, не позволили решать проблемы
координации функциональных звеньев по
горизонтали, повышения ответственности
и расширения полномочий руководителей
низовых и средних уровней, освобождения
высшего эшелона от оперативного контроля.
Требовался переход к более гибким структурам,
лучше приспособленным к динамичным изменениям
и требованиям производства [11, с. 48].
1.3.2.
Органический тип организационных
структур
Органический тип организационных структур управления или, как его еще называют, адаптивный является гибким, т. е. организационные структуры этого типа способны быстро приспосабливаться к быстро меняющимся внешним и внутренним условиям [9, с. 17].
Органический тип структуры управления характеризуют следующие его черты. Во-первых, решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях. Во-вторых, обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции. В-третьих, главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации. В-четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией. В-пятых, правила работы формулируются в виде принципов, а не установок. В-шестых, распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем. В-седьмых, имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений [16, с. 82].
Разновидностями структур органического типа являются проектные, матричные и бригадные формы организации управления.
Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей (рис. 6). После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.
Информация о работе Реформирование организационной структурной предприятия