Реформирование организационной структурной предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть реформирование организационной структуры предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть теоретический аспект организационных структур организаций;
2. провести анализ и реформирование организационной структуры ОАО
«Детский мир - Челябинск».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты организационных структур…………………….5
1.1. Понятие и элементы организационной структуры…………………………...5
1.2. Требования, предъявляемые к организационной структуре…………………7
1.3. Типы организационных структур……………………………………………...9
1.3.1. Бюрократический тип организационных структур………………………..10
1.3.2. Органический тип организационных структур……………………………16
Глава 2. Анализ и реформирование организационной структуры ОАО
«Детский мир - Челябинск»………………………………………………………..23
2.1. Анализ организационной структуры ОАО «Детский мир - Челябинск»…..23
2.2 Реформирование организационной структуры
ОАО «Детский мир – Челябинск»………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованных источников и литературы………………………….......40

Работа содержит 1 файл

Реформирование организационной структуры предприятия.doc

— 301.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….......3

Глава 1. Теоретические  аспекты организационных структур…………………….5

1.1. Понятие и  элементы организационной структуры…………………………...5

1.2. Требования, предъявляемые к организационной  структуре…………………7

1.3. Типы организационных структур……………………………………………...9

1.3.1. Бюрократический тип организационных структур………………………..10

1.3.2. Органический тип организационных структур……………………………16

Глава 2. Анализ и реформирование организационной  структуры ОАО 

«Детский мир - Челябинск»………………………………………………………..23

2.1. Анализ организационной  структуры ОАО «Детский мир  - Челябинск»…..23

2.2 Реформирование  организационной структуры 

ОАО «Детский мир  – Челябинск»………………………………………………...31

Заключение………………………………………………………………………….38

Список использованных источников и литературы………………………….......40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     История развития человеческого общества - это процесс его организационного прогресса, усложнения самой структуры  организации людей. Форма, в которой  и осуществляется данное поступательное движение, представляет собой выделение новых видов деятельности и их обособление в результате развития разделения общественного труда, сопровождаемого ростом его (общественного труда) производительной силы.

     В контексте данной работы нас интересует организационная структура предприятия. Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Важным является место управления в структуре предприятия.

     Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый  для того, чтобы сформулировать и  достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля. Следовательно, чем эффективнее организовано управление предприятием, тем эффективнее работает предприятие. История знает немало случаев, когда неэффективный менеджмент ставил в трудное положение предприятие, работающее в самом благоприятном секторе рынка.

     Организационная структура является ключевым параметром внутренней среды организации. Ее привлекательность  для управления состоит в значительной подконтрольности управлению: организационные структуры создают и изменяют, рассматривают как предпосылку достижения высоких результатов и причину состоявшихся неудач. Представляя собой важнейшую внутреннюю ситуационную переменную, организационная структура выполняет роль несущей конструкции предприятия.

     Таким образом, тема курсовой работы является в настоящее время весьма актуальной, особенно потому что в наследство от «командно-административной системы» нашим предприятиям досталась громоздкая административная система, которую они не спешат модернизировать в силу привычки.

     Предмет работы – организационная структура организации, то есть связи между всеми ее членами.

     Объектом  исследования является – организация ОАО «Детский мир - Челябинск».

      Цель  курсовой работы – рассмотреть реформирование организационной структуры предприятия.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. раскрыть теоретический аспект  организационных структур организаций;

     2. провести анализ и реформирование организационной структуры ОАО

«Детский  мир - Челябинск». 
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты организационных структур

1.1. Понятие и элементы организационной структуры 

     Организационная структура предприятия - это комбинация различных типов департаментизации. Простота и ясность функционирования должны обеспечить ее понимание средой, минимизировать затраты и ориентировать членов организации на результаты деятельности, а не на затрачиваемые усилия. Оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды [1, с. 67].

     Организационная структура управления – это упорядоченная  совокупность устойчиво взаимосвязанных  элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого [14, с. 83].

     Организационная структура - это механизм, призванный обеспечить максимальную эффективность деятельности компании или - иначе - позволяющий оптимальным образом достигать цели компании [2, с. 7].

     Совокупность  управленческих звеньев в организационной структуре управления располагается в строгой соподчиненности и обеспечивает взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.

     Внутренним  выражением организационной структуры  управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

     В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:

  • Звенья (отделы);
  • Уровни (ступени) управления;
  • Связи – горизонтальные и вертикальные.

     К звеньям управления относятся структурные  подразделения, а так же отдельные  специалисты, выполняющие соответствующие  функции управления, либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

     В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

     Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в  вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

     Отношения между элементами поддерживаются благодаря  связям, которые принято подразделять на горизонтальным и вертикальным. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней управления (что характерно для большинства предприятий) [6, с. 208].

     В структуре управления организацией различаются так же линейные и  функциональные связи. Линейные связи - отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между, так называемыми, линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейные и штабные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а так же отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать и помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.

     Между всеми названными выше составляющими  организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (числа элементов или уровней, количества или характера связей или полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

     Увеличение  количества элементов и уровней в организационной структуре неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

     При описании организационной структуры рекомендуется использовать графический подход, как более наглядный и удобный. В рамках такого подхода нужно показать, какие подразделения и должности в компании существуют, а также показать связи подчинения [6, с. 25].  

1.2. Требования, предъявляемые  к организационной  структуре 

      К организационной структуре предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Главные из этих требований к организационной структуре могут быть сформулированы следующим образом:

     1. Оптимальность. Структура управления  признается оптимальной, если  между звеньями и ступенями  управления на всех уровнях  устанавливаются рациональные связи  при наименьшем числе уровней управления.

     2. Оперативность. Суть данного требования  состоит в том, чтобы за время  от принятия решения до его  исполнения в управляемой системе  не успели произойти необратимые  отрицательные изменения, делающие  ненужной реализацию принятых решений.

     3. Надежность. Структура аппарата  управления должна гарантировать  достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих  команд и других передаваемых  данных, обеспечивать бесперебойность  связи в системе управления.

     4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.

     5. Гибкость. Способность изменяться  в соответствии с изменениями внешней среды.

     6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств  при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы  управления и ее элементов.

     Совершенство  организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее построении соблюдались принципы построения:

     1) Целесообразное число звеньев  управления и максимальное сокращение  времени прохождения информации  от высшего руководителя до  непосредственного исполнителя;

     2) Четкое обособление составных частей организационной структуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);

     3) Обеспечение способности к быстрой  реакции на изменения в управляемой  системе;

     4) Предоставление полномочий на  решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;

     5) Приспособление отдельных подразделений  аппарата управления ко всей  системе управления организацией  в целом и к внешней среде  в частности.

     Основными инструментами формирования организационной структуры управления предприятия являются:

     а) Анализ и разделение управленческих и инновационных процессов на отдельные составляющие функции, задания;

     б) Синтез и группировка заданий в однородные группы достаточно устойчивые на протяжении длительности периода деятельности предприятия;

     в) Создание специализированных подразделений и служб путем закрепления за ними однородных групп заданий, объектов, функций управления, состава работников и оборудования;

Информация о работе Реформирование организационной структурной предприятия