Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:05, курсовая работа
Цель курсовой– изучение основных понятий стратегического менеджмента для дальнейшего применения на практике в различных отраслях и сферах деятельности, а также построение стратегии развития на примере предприятия ПАО "Машиностроительный завод"
Задачи курсовой:
1 теоретическое исследование понятия «стратегический менеджмент»;
2 изучение предприятия и определение главных проблем;
3 оценка ресурсов предприятия, его бизнес процессов;
4 определение и построение стратегии на примере предприятия
Введение….………………………………………………………………………3
1 Развитие, сущность и особенности стратегического менеджмента как науки
1.1 Сущность и понятие стратегического менеджмента………………………..5
1.2 Особенности стратегического менеджмента………………………….……11
1.3 Четыре этапа развития стратегического менеджмента……………………14
2 Анализ предприятия ПАО «Дружковский машзавод»
2.1 ТЭП (факторный анализ)
2.2 Анализ существующей стратегии
SWOT – анализ ПАО «Дружковский машзавод»……………………….….
Предложения по совершенствованию стратегии на предприятии
3.1 Построение (разработка) матрицы модели для предприятия
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………
Сущность стратегического менеджмента
заключается в ответе на три важнейших вопроса:
1. В
каком положении находится
2 В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять
лет?
3 Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны прежде всего детально
изучить текущую ситуацию, в которой находится предприятие, а затем
принять решение, куда двигаться дальше. Для этого необходима
соответствующая информация, обеспечивающая процесс принятия
стратегических решений, позволяющих осуществить анализ прошлых,
настоящих и будущих ситуаций.
Второй вопрос отражает ориентацию стратегического менеджмента на
будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться,
какие цели ставить.
Отвечая на третий вопрос стратегического менеджмента, необходимо
указать, с помощью каких инструментов может быть реализована выбранная стратегия, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
Следует отметить, что, обращаясь к базисным процессам на предприятии
и вне его, стратегический менеджмент уделяет внимание не столько наличным
ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического
потенциала
предприятия. [5.20-27]
Основные определения стратегического менеджмента.
В научной и методической литературе представлено достаточное
количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые
акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного
управленческого процесса. Однако все они сводятся к одному из трех
подходов или их комбинации:
1) подход, акцентирующий внимание на параметрах организационного
окружения (анализ окружения);
2) подход, основывающийся на определении долгосрочных целей
предприятия и путей их достижения (цели и средства);
3) подход,
ставящий во главу угла
(деятельный подход).
Рассмотрим содержание этих подходов.
1. Анализ окружения. Примером такого подхода может служить
определение, предложенное А. Раувом с соавторами, согласно которому
стратегический менеджмент является «процессом принятия решений, который
объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и
благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой».
Этот подход тесно связан с методами стратегического планирования,
привлекателен своей простотой в понимании последовательности действий
менеджеров – разработчиков стратегии. Однако при его использовании
имеется опасность, что внутренние возможности предприятия останутся вне сферы анализа, хотя во многих случаях они могут успешно нейтрализовать угрозы, исходящие из внешней среды.
2. Цели и средства. Такое понимание природы стратегического
менеджмента представлено в определении У. Глука и Л. Джоуха, согласно
которому стратегический менеджмент – это «направление в теории принятия
решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии для оказания
содействия в достижении корпоративных целей». В данном случае использование слова «направление» в связи с теорией принятия решений
показывает, что стратегический менеджмент ставит своей целью разработку решений разного уровня, между которыми существует взаимосвязь: решения организованы в соответствии с иерархией их важности для достижения целей.
К этому подходу можно отнести и определение А. Томпсона и А.
Стрикленда, которые определяют стратегический менеджмент как план
управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение
потребителей и достижение поставленных целей.
3. Деятельный подход. Этот подход акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления.
Поэтому он объединяет два предшествующих. Так, например, Г. Джонсон и К.
Скулз выделяют следующую последовательность действий стратегического
менеджмента:
– стратегический анализ для понимания текущего положения предприятия
в конкурентной среде;
– стратегический выбор, который предполагает разработку и оценку
альтернатив
стратегического поведения
– стратегическое осуществление – процесс реализации выбранной
стратегии .
На этапе анализа деятельность руководителей направлена на выяснение
внешних обстоятельств, которые важны для разработки стратегии, что вполне
согласуется с первой из перечисленных выше позиций (анализом окружения).
Этап стратегического выбора соответствует логическому анализу
ситуации при принятии решений, выдвижению целей, что отчасти
соответствует второму подходу (цели и средства). В этой модели
рассматриваются также и действия, которые означают разработку средств для
осуществления стратегии.
Существуют и другие подходы к пониманию стратегического
менеджмента, в которых возможны различные комбинации и добавления новых акцентов, позволяющие расширить понимание этого сложного явления.
Так, например, О.С. Виханский в своем определении объединяет второй и
третий подходы, подчеркивая значение человеческих ресурсов в
стратегическом управлении: «Стратегическое управление – это такое
управление
организацией, которое опирается
на человеческий потенциал как
на основу организации, ориентирует
производственную деятельность
на запросы потребителей, осуществляет
гибкое регулирование и своевременные
изменения в организации, отвечающие
вызову со стороны окружения
и позволяющие добиваться конкурентных
преимуществ, что в совокупности
позволяет организации выживать
и достигать своей цели в
долгосрочной перспективе». [6.32-34]
2. Особенности стратегического менеджмента
Стратегическое управление - это процесс поэтапной постановки стратегических целей, выработки стратегии, организации ее реализации и коррекции. Составляющими стратегического управления являются- стратегическое планирование, стратегический маркетинг, стратегический контроллинг.
Цикл
стратегического менеджмента
определение бизнеса и миссии предприятия;
представление о роли предприятия;
разработка его долгосрочных и краткосрочных целей;
разработка стратегии предприятия;
реализация стратегии.
Видение- концепция развития организации, разрабатываемая ее собственниками (акционерами) на максимальный стратегический горизонт (10-15 лет). Формируя Видение, собственники отвечают на важнейшие, для выработки стратегии, вопросы:
- каковы важнейшие ценности и деловые принципы компании?
- кто клиент компании, и какие ценности мы ему предлагаем?
- каков желаемый масштаб бизнеса, его структура и территориальная локализация?
- какова модель создания добавленной стоимости в компании?
- каковы факторы стратегического контроля?
Главной из основных функций менеджмента является функция прогнозирования и планирования. Рассмотрим следующие составляющие этой функции на конкретных примерах. Процесс начинается с определения миссии и роли предприятия.
Миссия - это основное предназначение предприятия, четко выраженная причина его существования, на основе которой разрабатывается дерево целей предприятия. Концепция организации миссии отражает существующие на рынке возможности удовлетворения конкретных потребностей, поставляя данный вид продукции для данной категории потребителей в условиях конкурентной борьбы.
При планировании, очевидно, надо исходить из того, для чего предназначена фирма, в чем состоит ее «миссия» в мире бизнеса. Например, миссия фирмы «Украинский государственный институт электроники и математики» - готовить студентов и аспирантов в традициях украинской системы образования (по соответствующим специальностям).
В наиболее общих терминах стратегический менеджмент - средство обеспечения выполнения фирмой своей миссии. Целеполагание - самый трудный и ответственный этап планирования. Сформулировать миссию фирмы - наиболее важное решение для ее основателей и высших менеджеров. Изменение миссии фактически означает закрытие прежней фирмы и открытие на ее месте новой, пусть даже под тем же названием. Миссия - стержень фирмы, наиболее устойчивая часть ее организма.
Стратегические цели - это система взаимосвязанных долгосрочных задач и соответствующих показателей по их достижению.
Конкретизацией миссии фирмы являются ее стратегические цели, т.е. цели на долгосрочный период, скажем, на 10 лет. Так, для фирмы «Украинский государственный институт электроники и математики» стратегическими целями могут являться:
-повышение высокого научного уровня преподавательского состава (а для этого развитие научных исследований в вузе на мировом уровне), овладения им современными технологиями преподавания, снабженными методическими материалами на бумажных и электронных носителях;
-организация набора хорошо подготовленных абитуриентов, способных овладеть специальностями, преподаваемыми в институте, на уровне, который дает выпускникам необходимую конкурентоспособность на рынке труда;
-создание
и поддержание материально-технической
базы, необходимой для осуществления высококачественного
учебного процесса;
обеспечение необходимого контроля за качеством работы преподавателей и студентов, и др.
Задачи. Следующим уровнем конкретизации являются задачи, которые должны быть решены для достижения той или иной стратегической цели. Например, для фирмы «Украинский государственный институт электроники и математики» задачами могут являться:
Информация о работе Развитие, сущность и особенности стратегического менеджмента как науки