Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
формирование среднего класса;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Роль и значение малого предпринимательства стр 4-7
1.2 Развитие малого предпринимательства в России стр 8-12
1.3 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес стр13-15
ГЛАВА 2. Современный уровень развития ООО «Алтай-Аристон»
2.1 Краткая характеристика предприятия стр16 - 17
2.2 Оценка экономической эффективности
функционирования предприятия стр. 17-
2.3 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия
2.4 Экономическая оценка факторов внешней среды
ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения
3.1 Особенности текущего момента
3.2 Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на ООО «Алтай-Аристон»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Итак, кризис может обусловить
значительное количественное сужение
малого бизнеса, то есть уход с рынка
(прежде всего «в тень») части малых
предприятий, вынужденных временно
свернуть или полностью прекратить
свою легальную хозяйственную
Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства (Табл.4).
Таблица 4
Проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства
Категория субъектов малого предпринимательства (МП) |
Проблемные точки |
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг |
отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок |
Субъекты МП, производящие
продукцию для средних и |
снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов |
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги |
снижение спроса на услуги, риск неплатежей |
Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) |
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала – середины года |
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле |
повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе – снижение спроса на продукцию |
Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе |
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта |
снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу |
снижение объемов заказов
в 2009 году, неоплата произведенных работ
в 2008 г., повышение конкуренции за
государственный и |
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, расширение производства |
отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития |
Все субъекты МП |
административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников |
Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер: отсутствие оборотных средств; отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов; отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов; снижение спроса на продукцию при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса; риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».
3.2 Меры, направленные
на снижение воздействия
Для решения указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность исследуемого предприятия должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.
В первую очередь, необходимо максимально сократить затраты. Как не прискорбно, но основной резерв находится в точке личного потребления и нерационального использования трудовых ресурсов.
Как показала практика, рядовому предприятию в провинции особой поддержки от кого-либо из громко обещающих и обнадеживающих, ждать неразумно. Здесь нужно самим искать способы выжить.
ООО «Алтай-Аристон» - предприятие, реализующее продукцию, пик высоких продаж, которой приходится на весенне-летний период, т.е. уже можно подготовиться и провести ряд мероприятий.
В связи с развитием
Интернет-торговли и виртуальных
офисов можно порекомендовать
Виртуальный офис, например, который предлагает одна известная в сети компания, позволяет сотрудникам работать из своего дома. Преимущества очевидны: нет необходимости нести затраты на реальный офис.
Стоит обратить особое внимание на создание Интернет-магазина. Это окажет заметный эффект в конкурентной борьбе.
Расходы на рекламу можно сократить значительно, путем контекстной рекламы в Интернете.
В настоящее время метод прямых продаж также приобретает особую актуальность. Многие компании в мире переходят на данный способ продаж.
Продолжая изучать мировой опыт выхода из кризиса, следует отметить, что набирает обороты дистанционная торговля по каталогам. Потенциальным покупателям рассылаются по почте каталоги, которые позволяют им, в спокойной домашней обстановке выбрать необходимый товар.
Итак, как показывает история, кризис – это новый шанс, это возможность начать новое.
Примером человека, который начал свой бизнес во время кризиса может быть, например, Джеймс А. Райдер, который создал компанию Ryder Systems. В начале большого кризиса 1929 года его уволили с должности инженера. Но, он не пал духом, а купил себе грузовик и стал заниматься вывозом мусора с пляжей Малибу и перевозкой строительных грузов. Спустя два года, Райдер покупает еще несколько грузовиков и начинает сдавать их в аренду компаниям. После того, как кризис закончился, грузовики стали составлять конкуренцию поездам по скорости доставки грузов. На данный момент, стоимость компании Ryder Systems составляет 2,1 млрд. долларов.
Таким образом, данный кризис – не первый и не последний, причем у предприятий малого бизнеса есть одно значительное преимущество - они просто обязаны воспользоваться некоторым снижением активности «акул бизнеса» и перехватить инициативу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данного исследования у всех на слуху. Тема финансового кризиса не покидает СМИ и головы соотечественников. В этой связи, малые предприятия переживают не лучшие времена, поэтому имеет смысл обратиться к их проблемам.
Начало данной курсовой работы
посвящено теоретическим
Во второй главе глубоко
изучена деятельность ООО «Алтай-Аристон».
На основании производственных показателей
оценена экономическая
Основной проблемой текущего периода является мировой кризис в экономике, с началом которого, региональные предприятия не до конца понимали, каким образом – это может отразиться на них. Но любое, даже самое малое предприятие, является частью мировой финансовой системы. Таким образом, основной целью данной работы было выявить и осветить особенности малых предприятий в текущий момент. Малый бизнес, конечно, не так богат как крупный, но он более гибок.
Изучив конкретное предприятие, в третьей главе предложены меры по снижению влияния кризисных явлений и дальнейшему развитию именно этого субъекта малого предпринимательства.
Итак, возрожденная форма
хозяйствования – малое предприятие
– в постсоветской России во второй
половине 80-х годов XX века, убедительно
доказывает свою эффективность, так
как обеспечивает работой широкие
слои населения; организационно-технологически
мобильна; имеет возможность высокими
темпами внедрять инновации; проводит
активную конкурентную политику; не имеет
жесткой бюрократической
даёт возможность государству получать
доход от его налогообложения.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2.О государственной регистрации юридических лиц: федеральный закон: принят Гос. Думой 8 августа 2001 г.
3.О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон: принят Гос. Думой 25 сентября 1998 г.
4.О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): федеральный закон: принят Гос. Думой 8 августа 2001 г.
5.Постановление Правительства Российской Федерации. О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ официальный текст: [принят Гос. Думой 11 мая 1993 г.]
6.Бусыгин, А.В. Предпринимательство .учебник / А.В. Бусыгин. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. – М.: Дело, 2002. – 640 с.
7.Горфинкель, В.Я., Поляк Г.Б., Швандар А. Предпринимательство. учебник / В.Я. Горфинкель. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 581 с.
8.Коноплев, В.А. Основы предпринимательской деятельности и бизнеса: учебное пособие / В.А. Коноплев. ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 328 с.
9.Лапуста, М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай А.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2000.-448 с.
10.Муравьев, А.И., Игнатьев А.М, Крутик А.Б. Предпринимательство: учебник / А.И. Муравьев. – СПб.: Лань, 2001. – 696 с.
11.Пелих, А.С. Основы предпринимательства: учебник / А.С. Пелих. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.
12. Предпринимательство: от идеи до воплощения. Практическое пособие. Часть 1. / Отв.ред. В.А.Кузнецов, Барнаул, 2007. - 187 с.
13. Предпринимательство. Вопросы теории и практики. Учебное пособие / Под общей ред. Локтева С.А., Барнаул: Азбука, 2007. -557 с.
14. Дадашев, А. Ресурсная
эффективность малых
15. Калугина, З. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. – 2008. – №2. – С. 105-127.
16. Карачаровский, В. Развитие малого высокотехнологичного бизнеса в России // ЭКО. – 2004. - №9. – С. 68-80.
17.Литвак Е. Малый бизнес во время кризиса: проблемные точки и «лекарство» для выживания // b-port/ 22.01.2009
18.Орлов, А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? //Вопросы экономики. – 2008. - №10. – С. 70-79.
19.Орлов, А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – 2008. - №7. – С. 119-126.
20.Ушаков, Д. Административные барьеры в сфере российского малого предпринимательства: оценка временных и денежных издержек их преодоления // РЭЖ. – 2005. - №3. – С. 92-95.
21.Царев, И. Малое предпринимательство – дело за малым // ЭКО. – 2004. - №1. – С. 117-123.
22.Шестоперов А. Большое сжатие малого бизнеса // SmartMoney.- 2009 г.
gks - Официальный сайт Федеральной Службы Статистики
businesspress - Портал электронных СМИ для предпринимателей
mirkrizis – Финансово-аналитический блог
regnum - «Регионы России
в условиях финансового