Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
формирование среднего класса;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Роль и значение малого предпринимательства стр 4-7
1.2 Развитие малого предпринимательства в России стр 8-12
1.3 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес стр13-15
ГЛАВА 2. Современный уровень развития ООО «Алтай-Аристон»
2.1 Краткая характеристика предприятия стр16 - 17
2.2 Оценка экономической эффективности
функционирования предприятия стр. 17-
2.3 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия
2.4 Экономическая оценка факторов внешней среды
ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения
3.1 Особенности текущего момента
3.2 Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на ООО «Алтай-Аристон»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Предпринимательство всегда развивается в определенной исторической и социальной среде, включено в систему национальных ценностей и традиций. Крупные радикальные перемены в обществе возможны, если оно ставит перед собой масштабную цель, способную объединить и возвысить нацию, общество. Нам нужна высоко эффективная экономика, способная дать людям высокое качество жизни.
1.2 Развитие малого предпринимательства в России
В российской практике существование
малого предпринимательства было разрешено
в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное
общественно-политическое и социально-экономическое
явление малое
Рис. 1 Общее количество малых предприятий на 100 000 жителей в РФ в период с 1999 по 2006 гг.
Как видно из приведенной диаграммы, до 2001 года наблюдалось снижение количества малых предприятий, и с 2002 года наблюдается устойчивый рост их числа, связанный со стабилизацией экономики страны, а также с претворением в жизнь государственных программ по развитию малого бизнеса.
В 1995-2005 гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического отдела управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласно принятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ, изменились критерии отнесения предприятий к малым, что и «сократило» количество тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Снизилась максимальная численность работников малого предприятия. Данные по количеству малых предприятий в целом по РФ и по регионам даны в приложении 1. Как видно из приведенной таблицы, число малых предприятий, в период с 2002 по 2006 год, за исключением некоторых регионов, неуклонно растет. Как и следовало ожидать, распределение количества малых предприятий по территории РФ чрезвычайно неравномерное, это связано с особенностями экономического и географического положения регионов. Также наблюдается неравномерность в темпах развития, увеличения количества малых предприятий. Во многих регионах, при общей тенденции к увеличению количества малых предприятий, наблюдается снижение их количества.
В целом, темпы роста количества
малых предприятий достаточно низкие,
несмотря на общую стабилизацию экономики
страны. Если же смотреть на количество
рабочих мест приходящихся на малые
предприятия, то складывается иная картина.
Эти данные приведены в приложении
2. Хотя во многих регионах, наблюдается
значительный рост рабочих, занятых
на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский
показатель по росту количества занятых
на данных предприятиях отстает от
роста количества самих предприятий,
а в последний год наблюдается
даже спад. Это говорит о том, что
преимущественно создаются
Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Если посмотреть на распределение малых предприятий по отраслям экономики в России, приведенное на рис.2, то можно увидеть, что малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность (около 30%), а это – торговля и общественное питание. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора, малый бизнес перейдет и в другие более привлекательные для страны сферы. Но при слабой поддержке государства этот переход может не произойти, поскольку переход в другие сферы связан со значительными затратами и риском.
Рис.2. Распределение малых предприятий России по отраслям экономики в 2006 г.
Как видно на приведенной диаграмме, практически половина предприятий малого бизнеса относится к сфере торговли и общественного питания. Также, достаточно много предприятий в промышленности и строительстве. Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.
В тоже время субъектам
малого бизнеса свойственны и
определенные недостатки, среди которых
следует выделить самые существенные:
более высокий уровень риска,
поэтому высокая степень
Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки.
Как уже отмечалось выше,
с 1 января 2008 года вступил в силу
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ
"О развитии малого и среднего
предпринимательства в
В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.
Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.
В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.
Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.
Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.
В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).
Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено,
что финансовая поддержка субъектам
малого и среднего предпринимательства
и организациям, образующим инфраструктуру
поддержки, осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов путем
предоставления субсидий, бюджетных
инвестиций, государственных и
Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.
Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.
Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.
Законом также предусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в областях:
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
инноваций и промышленного производства;
ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.
1.3 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес
Как уже указывалось выше,
в 2006–2008 годах была активизирована
государственная политика по созданию
благоприятных условий для
Итоги активизации показывают данные Федеральной службы государственной статистики, число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1,1 млн., а индивидуальных предпринимателей – 3,4 млн. человек. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких лет.
Однако положительные тенденции развития малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и России. К общим негативным факторам можно отнести, например, снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие.
Во-первых, это резкое
сокращение доступа к
Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штата, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
В-третьих, для малого бизнеса
станет нецелесообразным использование
при работе с крупными производителями
и поставщиками схемы "предоплата
за продукцию – отгрузка продукции",
поскольку из-за кризиса ликвидности
и затруднения доступа к
В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги некоторые организации могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех из них, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг. Например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.
В-пятых, кризисные явления
могут спровоцировать уход в теневой
сектор малых предприятий. В условиях
отсутствия средств и платежеспособного
спроса субъекты малого предпринимательства
будут вынуждены сокращать