Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
формирование среднего класса;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Роль и значение малого предпринимательства стр 4-7
1.2 Развитие малого предпринимательства в России стр 8-12
1.3 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес стр13-15
ГЛАВА 2. Современный уровень развития ООО «Алтай-Аристон»
2.1 Краткая характеристика предприятия стр16 - 17
2.2 Оценка экономической эффективности
функционирования предприятия стр. 17-
2.3 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия
2.4 Экономическая оценка факторов внешней среды
ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения
3.1 Особенности текущего момента
3.2 Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на ООО «Алтай-Аристон»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Роль и значение малого предпринимательства стр 4-7
1.2 Развитие малого
1.3 Влияние кризисных явлений
в экономике на малый бизнес
ГЛАВА 2. Современный уровень развития ООО «Алтай-Аристон»
2.1 Краткая характеристика предприятия стр16 - 17
2.2 Оценка экономической эффективности
функционирования предприятия
2.3 Факторы внутренней
среды, влияющие на
2.4 Экономическая оценка факторов внешней среды
ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения
3.1 Особенности текущего момента
3.2 Меры, направленные на
снижение воздействия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
формирование среднего класса;
рост доли экономически активного населения;
создание новых рабочих мест;
трудоустройство высвобождаемых в госсекторе работников;
разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний;
ликвидация монополий производителей, создание конкурентной среды;
мобилизация и эффективное использование материальных, финансовых и природных ресурсов;
улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
В России, несмотря на, казалось
бы, принимаемые меры, до сих пор
не созданы условия, действительно
способствующие не только увеличению
количества малых предприятий, но и
их эффективному развитию, которое
протекает замедленно и противоречиво.Нельзя
сказать, что проблемы малого предпринимательства
находятся вне государственного
внимания (в прошлом году вступил
в силу Федеральный закон от 24
июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и
среднего предпринимательства в
РФ», новым президентом подписан
Указ «О неотложных мерах по ликвидации
административных ограничений при
осуществлении
В настоящее время
Государственную политику необходимо
направлять не на административно-директивное
регулирование малого бизнеса, а
на создание необходимой рыночной инфраструктуры,
системы государственной и
В развитых странах давно
поняли, насколько важную роль играет
малый бизнес в их экономике. Также
трудно переоценить значимость развития
малого бизнеса и для нашей
страны, где оно способно коренным
образом и без существенных капитальных
вложений расширить производство многих
потребительских товаров и
Таким образом, проблема функционирования малых предприятий является для России очень актуальной.
Цель данной курсовой работы изучить развитие малого предпринимательства в нашей стране, а именно организацию малых предприятий, их функционирование и эффективность.Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические
основы малого
- проследить эволюцию предпринимательства в России;
- осуществить анализ
- на основе изучения
факторов внутренней и внешней
среды предприятия дать
Объектом исследования в данной работе является малое предпринимательство Российской федерации. Субъектом изучения стало Общество с ограниченной ответственностью «Алтай-Аристон» г.Барнаул.Работа состоит из трех глав, введения, заключения и двух приложений.Источниками информации для представленного исследования послужили: отчетность ООО «Алтай-Аристон», научная и учебно-методическая литература, нормативные акты и средства массовой информации.
ГЛАВА 1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Роль и значение малого предпринимательства
Впервые понятие «предпринимательство» употребил английский экономист Ричард Кантильон в конце 17 – начале 18 в.в. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.
Позже известный французский экономист Ж.Б. Сэй в книге «Трактат политической экономии» сформулировал определение предпринимательской деятельности «как соединения, комбинацию 3 классических факторов производства – земли, капитала, труда». Основной тезис Ж.Б. Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Ж.Б. Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции. Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берет на свой страх и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый Роберт Хизрич определяет предпринимательство “как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью», а «предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения. Например, английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».
Предпринимательство – это особый вид экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.
Для изучения предпринимательства также необходимо выделить его существенные признаки и реализуемые им цели, к которым относятся:
- во-первых, предпринимательство
– вид рисковой человеческой
деятельности, связанный со свободой
выбора направлений и методов
деятельности, самостоятельности и
ответственности в принятии
- во-вторых, предпринимательство
– это деятельность, направленная
на получение прибыли, успеха,
наилучшего конечного
- в-третьих, цивилизованная
предпринимательская
- в-четвертых, сущность
явления предпринимательства
Экономическая функция предпринимательства
заключается в том, что она
обеспечивает непрерывное институциональное
изменение и развитие всей экономической
системы общества, постоянно обновляет
инновациями среду, открывает дорогу
разнообразным преобразованиям. Экономическая
функция предпринимательства
Социальная функция
Законодательно в России
субъекты малого предпринимательства
определены Федеральным законом
от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого
и среднего предпринимательства
в РФ», вступившим в силу 1 января
2008 года. В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ
определены понятия субъектов малого
и среднего предпринимательства. К
ним относятся внесенные в
ЕГРЮЛ потребительские
Первый критерий - состав
учредителей юридических лиц. Чтобы
считаться малым или средним
предприятием, доля государственной
собственности, иностранных учредителей
или общественных организаций в
уставном капитале не должна превышать
25 процентов (за исключением активов
инвестиционных фондов). Не больше четверти
акций (долей) может принадлежать иным
юрлицам, не являющимся малыми предприятиями.
Аналогичное условие
Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий - раз в год). Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей:
В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный
характер отношений между
Пятая – ключевая роль руководителя
в жизни предприятия: он полностью
ответственен за результаты хозяйствования
не только из-за имущественного рынка,
но и вследствие своей непосредственной
включенности в производственный процесс
и все связанное с его