Развитие малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
формирование среднего класса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Роль и значение малого предпринимательства стр 4-7
1.2 Развитие малого предпринимательства в России стр 8-12
1.3 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес стр13-15
ГЛАВА 2. Современный уровень развития ООО «Алтай-Аристон»
2.1 Краткая характеристика предприятия стр16 - 17
2.2 Оценка экономической эффективности
функционирования предприятия стр. 17-
2.3 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия
2.4 Экономическая оценка факторов внешней среды
ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения
3.1 Особенности текущего момента
3.2 Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на ООО «Алтай-Аристон»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая(развитие малых предприятий).docx

— 143.63 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы малого предпринимательства  

1.1 Роль и значение малого  предпринимательства    стр 4-7

1.2 Развитие малого предпринимательства  в России           стр 8-12

1.3 Влияние кризисных явлений  в экономике на малый бизнес           стр13-15

ГЛАВА 2. Современный уровень  развития ООО «Алтай-Аристон»

2.1 Краткая характеристика  предприятия          стр16 - 17

2.2 Оценка экономической  эффективности 

функционирования предприятия                                                            стр. 17-

2.3 Факторы внутренней  среды, влияющие на функционирование  предприятия

2.4 Экономическая оценка  факторов внешней среды

ГЛАВА 3. Финансовый кризис и  малые предприятия: проблемы и решения

3.1 Особенности текущего  момента

3.2 Меры, направленные на  снижение воздействия кризисных  явлений на ООО «Алтай-Аристон» 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без  которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого предпринимательства  несет в себе множество важных преимуществ:

формирование среднего класса;

рост доли экономически активного  населения;

создание новых рабочих  мест;

трудоустройство высвобождаемых в госсекторе работников;

разработка и внедрение  технологических, технических и  организационных новшеств;

косвенная стимуляция эффективности  производства крупных компаний;

ликвидация монополий  производителей, создание конкурентной среды;

мобилизация и эффективное  использование материальных, финансовых и природных ресурсов;

улучшение взаимосвязи между  различными секторами экономики.

В России, несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор  не созданы условия, действительно  способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и  их эффективному развитию, которое  протекает замедленно и противоречиво.Нельзя сказать, что проблемы малого предпринимательства  находятся вне государственного внимания (в прошлом году вступил  в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  РФ», новым президентом подписан Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при  осуществлении предпринимательской  деятельности»), но проблемы остаются, появляются новые и решать многие из них приходится предпринимателям самостоятельно.

 

 

В настоящее время предпринимательство  нуждается в серьезной государственной  поддержке. Содействие малому бизнесу  должны оказывать как государственные  органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для  этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную  политику в отношении малого бизнеса.

Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное  регулирование малого бизнеса, а  на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.

В развитых странах давно  поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. Также  трудно переоценить значимость развития малого бизнеса и для нашей  страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных  вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг  с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить  позитивную альтернативу криминальному  бизнесу.

Таким образом, проблема функционирования малых предприятий является для  России очень актуальной.

Цель данной курсовой работы изучить развитие малого предпринимательства в нашей стране, а именно организацию малых предприятий, их функционирование и эффективность.Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  основы малого предпринимательства;

- проследить эволюцию  предпринимательства в России;

- осуществить анализ экономической  эффективности конкретного предприятия;

- на основе изучения  факторов внутренней и внешней  среды предприятия дать рекомендации  для дальнейшего развития и  повышения эффективности функционирования.

Объектом исследования в  данной работе является малое предпринимательство  Российской федерации. Субъектом изучения стало Общество с ограниченной ответственностью «Алтай-Аристон» г.Барнаул.Работа состоит из трех глав, введения, заключения и двух приложений.Источниками информации для представленного исследования послужили: отчетность ООО «Алтай-Аристон», научная и учебно-методическая литература, нормативные акты и средства массовой информации.

ГЛАВА 1. Теоретические  основы малого предпринимательства

1.1 Роль и значение  малого предпринимательства

 

Впервые понятие «предпринимательство»  употребил английский экономист Ричард Кантильон в конце 17 – начале 18 в.в. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французский  экономист Ж.Б. Сэй в книге «Трактат политической экономии» сформулировал определение предпринимательской деятельности «как соединения, комбинацию 3 классических факторов производства – земли, капитала, труда». Основной тезис Ж.Б. Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Ж.Б. Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции. Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берет на свой страх и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

На сегодняшний день в  мире не существует общепринятого определения  предпринимательства. Американский ученый Роберт Хизрич определяет предпринимательство “как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью», а «предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения. Например, английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».

 

 

Предпринимательство – это особый вид экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов  организации производства или новых  технологий - это тоже инновационные  моменты.

Для изучения предпринимательства  также необходимо выделить его существенные признаки и реализуемые им цели, к которым относятся:

- во-первых, предпринимательство  – вид рисковой человеческой  деятельности, связанный со свободой  выбора направлений и методов  деятельности, самостоятельности и  ответственности в принятии решений.  При этом следует отметить  в виду то обстоятельство, что,  рискуя, предприниматель в рыночной  системе хозяйствования не обходится  без банкротства и множества  негативных последствий;

- во-вторых, предпринимательство  – это деятельность, направленная  на получение прибыли, успеха, наилучшего конечного результата. Качествами предпринимателя обладают  люди не только в материальном  производстве, но и занимающиеся  творческим трудом, достигая не  материального успеха, а признания;

- в-третьих, цивилизованная  предпринимательская деятельность  позволит не только получить  прибыль, либо успех, но и  решает социальные проблемы общества;

- в-четвертых, сущность  явления предпринимательства раскрывается  в его функциях:

Экономическая функция предпринимательства  заключается в том, что она  обеспечивает непрерывное институциональное  изменение и развитие всей экономической  системы общества, постоянно обновляет  инновациями среду, открывает дорогу разнообразным преобразованиям. Экономическая  функция предпринимательства способствует повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению  достижений научно-технического прогресса  и др.

 

 

Социальная функция предпринимательства  заключается в том, что она  смягчает стихийное воздействие  рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей. Эта функция способствует росту  культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.Уже сегодня  актуальна и будет актуализироваться  и далее экологическая функция  предпринимательства, которая уже  имеет место в странах с  развитой рыночной экономикой.

Законодательно в России субъекты малого предпринимательства  определены Федеральным законом  от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в РФ», вступившим в силу 1 января 2008 года. В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К  ним относятся внесенные в  ЕГРЮЛ потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных  унитарных предприятий), а также  физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Чтобы  считаться малым или средним  предприятием, доля государственной  собственности, иностранных учредителей  или общественных организаций в  уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов  инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось  и в Законе № 88-ФЗ.

Второй критерий - средняя  численность работников. В категорию  малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с  количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к  категории малых. Средней считается  фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность  работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в  том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного  времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий - выручка  от реализации товаров, работ, услуг  и (или) балансовая стоимость активов  за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета  НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин будет определять Правительство  РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий - раз в год). Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом  качественных особенностей:

В первую очередь стоит  отметить единство права собственности  и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика –  так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений  между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и  более высокой степени его  удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать  сколько-нибудь серьезное влияние  на цены и общий отраслевой объем  реализации товара.

Четвертая – персонифицированный  характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малое предприятие  рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятая – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью  ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс  и все связанное с его организацией.

Информация о работе Развитие малых предприятий