Развитие малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
формирование среднего класса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Роль и значение малого предпринимательства стр 4-7
1.2 Развитие малого предпринимательства в России стр 8-12
1.3 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес стр13-15
ГЛАВА 2. Современный уровень развития ООО «Алтай-Аристон»
2.1 Краткая характеристика предприятия стр16 - 17
2.2 Оценка экономической эффективности
функционирования предприятия стр. 17-
2.3 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия
2.4 Экономическая оценка факторов внешней среды
ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения
3.1 Особенности текущего момента
3.2 Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на ООО «Алтай-Аристон»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая(развитие малых предприятий).docx

— 143.63 Кб (Скачать)

Финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам). Собственные и заемные средства и их соотношение: эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирование бюджета, планирование прибыли.

 

 

Рис. 3 Факторы внутренней среды ООО «Алтай-Аристон»

 

В ходе проведенного исследования выявлены следующие сильные и  слабые стороны фирмы ООО «Алтай-Аристон»:

Сильные стороны:

Дилерская сеть в различных  районах края

Наличие квалифицированного сбытового персонала

Наличие хорошей производственной базы (складские и офисные площади

Широкая номенклатура продукции

Высокое качество представляемой на рынок продукции

Эксклюзивное представительство  крупного столичного поставщика

Умеренная цена

 

 

Слабые стороны:

Недостаточная степень "регуляризации" управления при росте объемов  и сложности задач

Отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом

Недостаток сбытовых сотрудников  требуемой квалификации

Отсутствие интегрированной  корпоративной информационной системы

Трудности подтверждения  и обоснования качественных характеристик  продукции

Отсутствие целенаправленной стратегии

Не использование нестандартных  финансовых инструментов

Слабая ответственность  и мотивация менеджеров направлений  за результаты.

 

2.4 Экономическая  оценка факторов внешней среды

Внутренние факторы в  основном являются результатом управленческих решений, в то время как внешние  факторы являются факторами среды, находящиеся вне предприятия, которые  оказывают серьезное влияние  на его успех. К ним следует  отнести крупных конкурентов, источники  получения техники и технологии, социальные факторы, государственное  регулирование и другие изменения. Хотя внешние факторы находятся  вне контроля руководства, но в тоже время руководство ООО «Алтай-Аристон» стремится сделать так, чтобы  их предприятие реагировало на изменения  в конкретной внешней среде, так  как предприятие намеревается достичь  поставленных целей. На рис. 4 представлена структура и место внешнего и  внутреннего окружения предприятия.

 

Рис. 4. Структура внешней  и внутренней среды предприятия  ООО «Алтай-Аристон»

 

На рис. 5 приведены результаты предварительной оценки степени  влияния основных факторов внешнего воздействия на предприятие, полученные путем качественного анализа  особенностей функционирования предприятия  в условиях стабильной внешней и  внутренней среды. Необходимо отметить, что степень влияния факторов внешнего воздействия на предприятие  в значительной мере определяется типом  внешнего окружения, видом реализуемой  продукции, принятыми управленческими  решениями.

 

Рис. 5. Степень влияния  факторов внешнего воздействия на предприятие

 

Менеджеры ООО «Алтай-Аристон» учитывают действие факторов, находящихся  вне организаций, поскольку организация  как открытая система зависит  от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер выявляет существенные факторы  в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирает методы и способы реагирования на внешнее  воздействие. Организация вынуждена  приспосабливаться к среде, чтобы  выжить и сохранить эффективность.

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:

Взаимосвязь факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других.

Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.

 

Неопределенность внешней среды – соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределенней внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Среда прямого воздействия  включает факторы, которые влияют на деятельность организации. К ним  относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.

Под средой косвенного воздействия  понимают факторы, которые могут  не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются  на ее функционировании. Речь идет о  таких факторах, как состояние  экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения влияние групповых  интересов и существенные для  организации события в других странах.

 

Рис. 6. Факторы внешней  среды ООО «Алтай-Аристон»

Итак, рассмотрим существующие на данном этапе положительные и  отрицательные моменты внешнего окружения ООО «Алтай-Аристон».

 

 

- Угрозы во  внешнем окружении

Политика

Неблагоприятные изменения  в торговой политике иностранных  государств

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

Устойчивые связи с  большим числом клиентов// /Сильная  сторона

Ориентация в основном на зарубежных поставщиков // /Слабая сторона

Недиверсифицированная деятельность// /Слабая сторона

Увеличение таможенных пошлин

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

Ориентация в основном на зарубежных поставщиков// /Слабая сторона

Экономика

Возможный спад в российской промышленности и замедление роста  рынка 

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

Понимание руководством значения и необходимости "регулярного  менеджмента"// /Сильная сторона

Отсутствие целенаправленной стратегии// /Слабая сторона

Не использование нестандартных  финансовых инструментов// /Слабая сторона

Отсутствие интегрированной  корпоративной информационной системы// /Слабая сторона

Недиверсифицированная деятельность// /Слабая сторона

Неблагоприятные изменения  в обменных курсах валют 

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

Достаточный оборотный капитал  из-за льготных условий основного  поставщика// /Сильная сторона

Не использование нестандартных  финансовых инструментов// /Слабая сторона.

 

Технология

Рост количества "суррогатов" продукции 

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

Широкая номенклатура продукции// /Сильная сторона

Высокое качество представляемой на рынок продукции// /Сильная сторона

Умеренная цена// /Сильная  сторона

Трудности подтверждения  и обоснования качественных характеристик  продукции// /Слабая сторона

Рыночное окружение

Применяемые российскими  производителями-конкурентами формы  неденежной оплаты, трудновыполнимые для компании

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

Хорошая постановка и компьютеризация  бухгалтерского учета// /Сильная сторона

Не использование нестандартных  финансовых инструментов// /Слабая сторона

Отсутствие интегрированной  корпоративной информационной системы// /Слабая сторона

Возможность проникновения  на рынок западных компаний в случае изменения их ценовой политики

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

Дилерская сеть в различных  регионах// /Сильная сторона

Высокое качество представляемой на рынок продукции// /Сильная сторона

Наличие квалифицированного сбытового персонала// /Сильная сторона

Наличие хорошей производственной базы (производственные и офисные  площади)// /Сильная сторона

Устойчивые связи с  большим числом клиентов// /Сильная  сторона

Известность торговой марки// /Сильная сторона

Отсутствие целенаправленной стратегии// /Слабая сторона

Недостаточная степень "регуляризации" управления при росте объемов  и сложности задач// /Слабая сторона

Не использование нестандартных  финансовых инструментов// /Слабая сторона

Отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом// /Слабая сторона

Недостаток сбытовых сотрудников  требуемой квалификации// /Слабая сторона

Отсутствие интегрированной  корпоративной информационной системы// /Слабая сторона

Существующие на данном рынке  неэкономические методы конкуренции 

Сопоставляемые факторы  внутренней среды:

Дилерская сеть в различных  регионах// /Сильная сторона

Наличие квалифицированного сбытового персонала// /Сильная сторона

Наличие хорошей производственной базы (производственные и офисные  площади)// /Сильная сторона

Эксклюзивное представительство  завода-поставщика// /Сильная сторона

Шестилетний опыт работы на рынке// /Сильная сторона

Недостаточная степень "регуляризации" управления при росте объемов  и сложности задач// /Слабая сторона

Не использование нестандартных  финансовых инструментов// /Слабая сторона

Слабая ответственность  и мотивация менеджеров направлений  за результаты// /Слабая сторона

Отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом// /Слабая сторона

Недостаток сбытовых сотрудников  требуемой квалификации// /Слабая сторона

Таким образом, торговая фирма  ООО «Алтай-Аристон» имеет ряд  преимуществ перед конкурентами на рынке, но и отмеченные негативные стороны дают менеджменту предприятия  пищу для размышления и показывают направления для дальнейшего  развития.

ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения

3.1 Особенности  текущего момента 

Малый бизнес до недавнего  времени был одной из самых  динамичных составляющих российской экономики. В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста  объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%. Это можем наблюдать на примере  ООО «Алтай-Аристон» - типичном представителе  малого предпринимательства во второй главе данного исследования. По предварительным  итогам 2008 г. - уже 5-7%, а в 2009 г. показатели развития малого бизнеса уйдут в  минус. В большей степени от кризиса  страдают промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес-услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий  в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере  торговли, общественного питания  и производства товаров потребления (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) только начали ощущать кризисные  явления, но уже готовятся к большему спаду — не менее чем на 20-25% по итогам 2009 г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение имеют  малые предприятия, производящие недорогую  продукцию и предлагающие услуги населению. Уже сейчас они активно  наращивают долю дешевого продукта для  замещения дорожающих импортных  товаров. Всем остальным за жизнь  придется бороться, не брезгуя никакими средствами.

Государство в борьбе за выживание не помощник. Скорее наоборот. Малые предприятия вынуждены  преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих  и контролирующих органов. В частности, в конце 2008 — начале 2009 г., по данным опроса НИСИПП1, более чем в 2 раза увеличился прессинг налоговых органов, стремящихся выполнить свой план и взять все до последней копейки  с тех, с кого легче всего «стрясти». Например: Предприниматели - матери-одиночки с малолетними детьми, доход, которых  не позволяет получать даже мизерное пособие, но вынужденные выплачивать  необходимое государству. Сыт ли при этом ребенок – уже проблема матери.

Теневые издержки бизнеса  на преодоление административных барьеров, по экспертным оценкам, и так уже  составляют порядка 6-7% от выручки предприятия, а в условиях ужесточения административного  прессинга они будут только увеличиваться. Возможная помощь от государства  в объеме 30-50 млрд руб. вряд ли сможет снизить негативное влияние кризиса. Просто потому, что не дойдет до получателей. Так, в 2008 г. при выделении 9 млрд. руб. лишь около 6000 малых предприятий  из 1 млн (то есть 0,6%) смогли получить какую-то поддержку. Вряд ли в условиях кризиса механизм помощи малому бизнесу будет более эффективным. Заставить банки кредитовать малые предприятия тоже вряд ли получится.

Спасаясь от административного  давления и кризиса, предприятия  уходят в тень. По данным НИСИПП, доля теневой активности малых предприятий  до кризиса составляла порядка 30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что  из-за кризиса в этом году цифра  может увеличиться до 60%. Малый  бизнес и так ожидает резкий спад, а из-за столь массированного ухода  в тень официальная статистика может  и вовсе показать коллапс этого  сектора экономики.

Вновь входит в практику давно забытая «бартеризация». В  условиях отсутствия оборотных средств  и живых денег малые предприятия  переходят на взаимные расчеты путем  обмена товарами и услугами. В регионах уже начинают создаваться так  называемые антикризисные расчетно-товарные центры, действующие по сетевому принципу и специализирующиеся на обмене товаров  и неплатежей. Конечно, вряд ли доля бартера в товарообороте малых  предприятий достигнет уровня, зафиксированного во время кризиса 1998 г. (около 70-80%), но очевидно, что она резко увеличится. Наблюдается тенденция увеличении количества фирм-однодневок, специально создаваемых для манипуляции  активами и сокрытия доходов. Собственники малого предприятия могут регистрировать новую организацию и переводить туда все ценные активы прежней организации, оставляя за последней все долги  и обязательства. Кредиторы же предприятия  в данной ситуации останутся ни с  чем. Таким образом, всеобщее «затемнение» ведет, может быть, к самому опасному — полной потере доверия предпринимателей друг к другу.

Информация о работе Развитие малых предприятий