Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
формирование среднего класса;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Роль и значение малого предпринимательства стр 4-7
1.2 Развитие малого предпринимательства в России стр 8-12
1.3 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес стр13-15
ГЛАВА 2. Современный уровень развития ООО «Алтай-Аристон»
2.1 Краткая характеристика предприятия стр16 - 17
2.2 Оценка экономической эффективности
функционирования предприятия стр. 17-
2.3 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия
2.4 Экономическая оценка факторов внешней среды
ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения
3.1 Особенности текущего момента
3.2 Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на ООО «Алтай-Аристон»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам). Собственные и заемные средства и их соотношение: эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирование бюджета, планирование прибыли.
Рис. 3 Факторы внутренней среды ООО «Алтай-Аристон»
В ходе проведенного исследования
выявлены следующие сильные и
слабые стороны фирмы ООО «Алтай-
Сильные стороны:
Дилерская сеть в различных районах края
Наличие квалифицированного сбытового персонала
Наличие хорошей производственной базы (складские и офисные площади
Широкая номенклатура продукции
Высокое качество представляемой на рынок продукции
Эксклюзивное
Умеренная цена
Слабые стороны:
Недостаточная степень "регуляризации" управления при росте объемов и сложности задач
Отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом
Недостаток сбытовых сотрудников требуемой квалификации
Отсутствие интегрированной корпоративной информационной системы
Трудности подтверждения и обоснования качественных характеристик продукции
Отсутствие целенаправленной стратегии
Не использование
Слабая ответственность и мотивация менеджеров направлений за результаты.
2.4 Экономическая оценка факторов внешней среды
Внутренние факторы в
основном являются результатом управленческих
решений, в то время как внешние
факторы являются факторами среды,
находящиеся вне предприятия, которые
оказывают серьезное влияние
на его успех. К ним следует
отнести крупных конкурентов, источники
получения техники и
Рис. 4. Структура внешней и внутренней среды предприятия ООО «Алтай-Аристон»
На рис. 5 приведены результаты предварительной оценки степени влияния основных факторов внешнего воздействия на предприятие, полученные путем качественного анализа особенностей функционирования предприятия в условиях стабильной внешней и внутренней среды. Необходимо отметить, что степень влияния факторов внешнего воздействия на предприятие в значительной мере определяется типом внешнего окружения, видом реализуемой продукции, принятыми управленческими решениями.
Рис. 5. Степень влияния факторов внешнего воздействия на предприятие
Менеджеры ООО «Алтай-Аристон» учитывают действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер выявляет существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирает методы и способы реагирования на внешнее воздействие. Организация вынуждена приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:
Взаимосвязь факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других.
Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;
Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.
Неопределенность внешней среды – соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределенней внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.
Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Рис. 6. Факторы внешней среды ООО «Алтай-Аристон»
Итак, рассмотрим существующие на данном этапе положительные и отрицательные моменты внешнего окружения ООО «Алтай-Аристон».
- Угрозы во внешнем окружении
Политика
Неблагоприятные изменения в торговой политике иностранных государств
Сопоставляемые факторы внутренней среды:
Устойчивые связи с большим числом клиентов// /Сильная сторона
Ориентация в основном на зарубежных поставщиков // /Слабая сторона
Недиверсифицированная деятельность// /Слабая сторона
Увеличение таможенных пошлин
Сопоставляемые факторы внутренней среды:
Ориентация в основном на зарубежных поставщиков// /Слабая сторона
Экономика
Возможный спад в российской промышленности и замедление роста рынка
Сопоставляемые факторы внутренней среды:
Понимание руководством значения и необходимости "регулярного менеджмента"// /Сильная сторона
Отсутствие целенаправленной стратегии// /Слабая сторона
Не использование
Отсутствие интегрированной корпоративной информационной системы// /Слабая сторона
Недиверсифицированная деятельность// /Слабая сторона
Неблагоприятные изменения в обменных курсах валют
Сопоставляемые факторы внутренней среды:
Достаточный оборотный капитал из-за льготных условий основного поставщика// /Сильная сторона
Не использование
Технология
Рост количества "суррогатов" продукции
Сопоставляемые факторы внутренней среды:
Широкая номенклатура продукции// /Сильная сторона
Высокое качество представляемой на рынок продукции// /Сильная сторона
Умеренная цена// /Сильная сторона
Трудности подтверждения и обоснования качественных характеристик продукции// /Слабая сторона
Рыночное окружение
Применяемые российскими производителями-конкурентами формы неденежной оплаты, трудновыполнимые для компании
Сопоставляемые факторы внутренней среды:
Хорошая постановка и компьютеризация бухгалтерского учета// /Сильная сторона
Не использование
Отсутствие интегрированной корпоративной информационной системы// /Слабая сторона
Возможность проникновения на рынок западных компаний в случае изменения их ценовой политики
Сопоставляемые факторы внутренней среды:
Дилерская сеть в различных регионах// /Сильная сторона
Высокое качество представляемой на рынок продукции// /Сильная сторона
Наличие квалифицированного сбытового персонала// /Сильная сторона
Наличие хорошей производственной базы (производственные и офисные площади)// /Сильная сторона
Устойчивые связи с большим числом клиентов// /Сильная сторона
Известность торговой марки// /Сильная сторона
Отсутствие целенаправленной стратегии// /Слабая сторона
Недостаточная степень "регуляризации" управления при росте объемов и сложности задач// /Слабая сторона
Не использование
Отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом// /Слабая сторона
Недостаток сбытовых сотрудников требуемой квалификации// /Слабая сторона
Отсутствие интегрированной корпоративной информационной системы// /Слабая сторона
Существующие на данном рынке неэкономические методы конкуренции
Сопоставляемые факторы внутренней среды:
Дилерская сеть в различных регионах// /Сильная сторона
Наличие квалифицированного сбытового персонала// /Сильная сторона
Наличие хорошей производственной базы (производственные и офисные площади)// /Сильная сторона
Эксклюзивное
Шестилетний опыт работы на рынке// /Сильная сторона
Недостаточная степень "регуляризации" управления при росте объемов и сложности задач// /Слабая сторона
Не использование
Слабая ответственность и мотивация менеджеров направлений за результаты// /Слабая сторона
Отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом// /Слабая сторона
Недостаток сбытовых сотрудников требуемой квалификации// /Слабая сторона
Таким образом, торговая фирма ООО «Алтай-Аристон» имеет ряд преимуществ перед конкурентами на рынке, но и отмеченные негативные стороны дают менеджменту предприятия пищу для размышления и показывают направления для дальнейшего развития.
ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения
3.1 Особенности текущего момента
Малый бизнес до недавнего
времени был одной из самых
динамичных составляющих российской экономики.
В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста
объемов оборота и инвестиций
в основной капитал на малых предприятиях
в целом по России составляли 15-20%.
Это можем наблюдать на примере
ООО «Алтай-Аристон» - типичном представителе
малого предпринимательства во второй
главе данного исследования. По предварительным
итогам 2008 г. - уже 5-7%, а в 2009 г. показатели
развития малого бизнеса уйдут в
минус. В большей степени от кризиса
страдают промышленные и строительные
компании, а также малые предприятия,
оказывающие бизнес-услуги. При углублении
кризиса более половины из них (то
есть 10% от общего числа малых предприятий
в России) будут вынуждены заморозить
свою деятельность и уйти с рынка.
Малые предприятия в сфере
торговли, общественного питания
и производства товаров потребления
(на них в общей сложности
Государство в борьбе за выживание не помощник. Скорее наоборот. Малые предприятия вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов. В частности, в конце 2008 — начале 2009 г., по данным опроса НИСИПП1, более чем в 2 раза увеличился прессинг налоговых органов, стремящихся выполнить свой план и взять все до последней копейки с тех, с кого легче всего «стрясти». Например: Предприниматели - матери-одиночки с малолетними детьми, доход, которых не позволяет получать даже мизерное пособие, но вынужденные выплачивать необходимое государству. Сыт ли при этом ребенок – уже проблема матери.
Теневые издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, по экспертным оценкам, и так уже составляют порядка 6-7% от выручки предприятия, а в условиях ужесточения административного прессинга они будут только увеличиваться. Возможная помощь от государства в объеме 30-50 млрд руб. вряд ли сможет снизить негативное влияние кризиса. Просто потому, что не дойдет до получателей. Так, в 2008 г. при выделении 9 млрд. руб. лишь около 6000 малых предприятий из 1 млн (то есть 0,6%) смогли получить какую-то поддержку. Вряд ли в условиях кризиса механизм помощи малому бизнесу будет более эффективным. Заставить банки кредитовать малые предприятия тоже вряд ли получится.
Спасаясь от административного давления и кризиса, предприятия уходят в тень. По данным НИСИПП, доля теневой активности малых предприятий до кризиса составляла порядка 30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что из-за кризиса в этом году цифра может увеличиться до 60%. Малый бизнес и так ожидает резкий спад, а из-за столь массированного ухода в тень официальная статистика может и вовсе показать коллапс этого сектора экономики.
Вновь входит в практику
давно забытая «бартеризация». В
условиях отсутствия оборотных средств
и живых денег малые