Развитие малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
формирование среднего класса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Роль и значение малого предпринимательства стр 4-7
1.2 Развитие малого предпринимательства в России стр 8-12
1.3 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес стр13-15
ГЛАВА 2. Современный уровень развития ООО «Алтай-Аристон»
2.1 Краткая характеристика предприятия стр16 - 17
2.2 Оценка экономической эффективности
функционирования предприятия стр. 17-
2.3 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия
2.4 Экономическая оценка факторов внешней среды
ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения
3.1 Особенности текущего момента
3.2 Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на ООО «Алтай-Аристон»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая(развитие малых предприятий).docx

— 143.63 Кб (Скачать)

 

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб  от экономического кризиса для отдельных  субъектов малого предпринимательства  будет не очень сильным. К таким  прежде всего относятся:

- предприятия, производящие  недорогую продукцию массового  спроса и предоставляющие относительно  дешевые услуги населению;

– предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

– предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

– предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты  в сложный момент;

– предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному/муниципальному заказу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Современный  уровень развития ООО «Алтай-Аристон»

2.1 Краткая характеристика  предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Алтай-Аристон» зарегистрировано ИФНС Центрального района г. Барнаула в 2002 году.

ООО “Алтай-Аристон” - коммерческая организация, целью которой является получение прибыли путем осуществления  оптово-розничной торговли. Компания «Алтай-Аристон» является профилированным  предприятием по продаже оборудования для отопительных систем, и систем водоснабжения, а также сопутствующих  материалов в Алтайском крае и  в Барнауле.

Фирма предлагает потребителям электрические водонагреватели  и газовые котлы накопительные  и проточные (отопительные приборы) известной марки "ARISTON" (Аристон). На российском рынке водонагреватели Ariston занимают более 50%. Завоевывает признание потребителей и отопительная техника Ariston.

Кроме того, в ассортименте фирмы отечественная техника  для отопления.

При реализации техники в  розницу предоставляется консультация по установке и наладке оборудования, а также за дополнительную плату  производится доставка, установка и  наладка.

ООО «Алтай-Аристон» в своей  деятельности руководствуется действующим  законодательством и несет всю  полноту ответственности за соблюдением  интересов государства, граждан, выполнения принятых на себя обязательств.

Предприятие является малым, то есть не обладает значительным количеством  трудовых ресурсов, но функциональные обязанности каждой группы работников распределены достаточно четко, чтобы  система функционирования предприятия  могла действовать слаженно .

Главным органом управления фирмы является собрание учредителей. Оно назначает на должность директора  предприятия, который является официальным  главным представителем интересов  фирмы и уполномоченным принимать  финансово - хозяйственные решения  различной сложности. Директор нанимает на работу персонал, заключает договора, несет ответственность за совершаемые  сделки. Поскольку предприятие небольшое, у директора ООО «Алтай-Аристон» один заместитель. Это необходимо в  связи с тем, что деятельность фирмы можно условно разделить  на два вида: взаимодействие с окружающей средой (поиск клиентов, заключение договоров, их обслуживание - т. е. контакты с клиентами; взаимодействие с другими контрагентами и государственными органами - налоговой инспекцией, фондами страхования) и собственно реализация продукции .

Офис и склад отделены друг от друга не только функционально, но и территориально - офисное помещение  находится в центре Барнаула, а  складское - на окраине. Это связано  с тем, что заказчики, приходя  в офис фирмы, должны вынести благоприятное  впечатление о предприятии - о  его надежности, стабильности и состоятельности. Но аренда подобного помещения стоит  достаточно дорого. Поэтому хранение товаров ведется в более дешевом  помещении, и более приспособленном  для данного вида деятельности.

Офис и склад связаны  между собой единым процессом  обслуживания клиентов: менеджеры и  агенты офиса находят клиентов, подготавливают и заключают хозяйственные договора на продажу товаров и услуг. Затем  данные о полученных заказах и  необходимости их выполнения передаются на склад. После того, как товар  выбран в стенах офисного помещения, необходимо ее доставить в нужное заказчику место. Бригада рабочих  выезжает по заданному адресу. Производит установку и наладку оборудования. К офису также относится бухгалтерия  ООО «Алтай-Аристон», которая начисляет  заработную плату на всех сотрудников  предприятия, ведет учет и контроль хозяйственной деятельности, отчитывается в фондах страхования, в Управлении статистики и ИФНС. Бухгалтерия состоит  из главного бухгалтера и бухгалтера - кассира. Главный бухгалтер подчиняется  непосредственно Директору предприятия.

Таким образом, взаимодействие офиса и склада обеспечивает целостность  фирмы и возможность ее нормального  существования в условиях рынка.

2.2 Оценка экономической  эффективности функционирования  предприятия

На основании имеющихся  данных (Табл.3) дадим оценку деятельности ООО «Алтай-Аристон».

Практически в течение  всего анализируемого периода наблюдается  рост выручки от продаж, что является благоприятным фактором, так как  это свидетельствует о расширении деятельности предприятия, увеличении объемов продаж.

Темп прироста выручки  в 2004г. по сравнению с 2003г. составил 5% или 445 тыс. руб. Таким образом, предприятие  в 2004г. получило выручку в размере 4705 тыс. руб. против 4260 тыс. руб. 2003г.

Незначительное снижение выручки от продаж в динамике наблюдается  в 2005г. по сравнению с 2004г. – снижение произошло на 15% и выручка в 2005г. составила 3977 тыс. руб. против 4705 тыс. руб. 2004г.

В 2006г. размер выручки от продаж составил 5255 тыс. руб., что на 32% больше предыдущего года.

 

Таблица 3

Основные показатели производственно–финансовой деятельности ООО «Алтай-Аристон» за 2003-2007гг.

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Темп прироста, %

           

2004 от 2003

2005 от 2004

2006 от 2005

2007 от 2006

2007 от 2003

Выручка от продажи, тыс. руб.

4260

4705

3977

5255

6059

10

-15

32

15

42

Численность работников, чел.

78

81

84

92

97

3,8

3,7

9,5

5,4

24,4

Выработка 1 работника, тыс. руб.

54,6

58,1

47,3

57,1

62,5

6,4

-18,6

20,7

9,5

14,5

Среднемесячная зарплата

1 работника, руб.

1190

1885

2605

2990

3250

58,4

38,2

14,8

8,7

173,1

Фактическая себестоимость  продукции, тыс. руб.

3111

3513

3235

4440

4932

12,9

-7,9

37,2

11,1

58,5

Уровень затрат на 1 руб. продукции, коп.

73

75

81

84

81

2,7

8

3,7

-3,6

11

Среднегодовая стоимость  ОПФ, тыс. руб.

1495

2061

2406

2405

2630

37,9

16,7

-0,04

9,3

75,9

Фондоотдача

2,85

2,28

1,65

2,19

2,30

-20

-28

33

5

-19

Фондоемкость

0,35

0,44

0,60

0,46

0,43

25,7

36,4

-23,3

-6,5

22,9

Валовая прибыль, тыс. руб.

1525

1505

875

2055

1309

-1,3

-41,9

134,9

-36,3

-14,2

Прибыль от продаж, тыс. руб.

1149

1192

742

815

1127

3,7

-37,8

9,8

38,3

-1,9

Общая сумма прибыли, тыс. руб.

1302

1173

591

1103

1211

-9,9

-49,6

86,6

9,8

-7,0

Чистая прибыль, тыс. руб.

912

821

414

772

920

1,0

-55,0

86,5

19,2

0,9


 

 

 

 

 

В 2007г. предприятие получило выручку в размере 6059 тыс. руб., что  на 15% или 804 тыс.руб. больше выручки 2006 г.

За весь анализируемый  период размер выручки от реализации увеличился с 4260 тыс. руб. в 2003г. до 6059 тыс. руб. в 2007г., что составляет 42% или 1799 тыс. руб.

Растет в течение всего  анализируемого периода численность  работников предприятия, что также  свидетельствует о расширении деятельности ООО «Алтай-Аристон».

Темп прироста численности  в 2004г. по сравнению с 2003г. составил 3,8% или 3 чел. В 2005г. по сравнению с 2004г. темп прироста составил 3,7% (3 чел). В 2006г. по сравнению с 2005г. темп прироста составил 9,5% или 8 чел., в 2007г. – 5,4% (5 чел.).

За весь период произошло  увеличение численности на 24,4% (или 19 чел.) и на конец 2007г. общая численность  работников ООО «Алтай-Аристон» составила 97 чел. против 78 чел. В 2003г. рост выработки, который происходит почти в течение всего анализируемого периода, является благоприятным фактором, так как свидетельствует об эффективном использовании трудовых ресурсов организации.

В 2004г. по сравнению с 2003г. выработка увеличилась на 6,4%; в 2005г. по сравнению с 2004г. – снизилась  на 18,6%; в 2006г. по сравнению с 2005г. –  возросла на 20,7%; в 2007г. по сравнению  с 2006г. – возросла на 9,5.

В течение всего анализируемого периода происходит рост выработки  с 54,6 тыс. руб. в 2003г. до 62,5 тыс. руб. в 2007г., что составляет 14,5% или 7,9 тыс. руб.

Размер заработной платы  увеличился в 2004г. по сравнению с 2003г. на 58%; в 2005г. по сравнению с предыдущим годом – на 38%; в 2006г. – на 15%; в 2007г. – на 9%.

В течение анализируемого периода происходит увеличение размера  заработной платы с 1190 тыс. руб. в 2003г. до3250 тыс. руб. в 2007г., что составляет 173%.

Рост заработной платы  можно оценить как положительную  тенденцию, так как заработная плата  – основной мотивирующий фактор деятельности работников.

Рост себестоимости можно  расценивать как отрицательный  момент в деятельности предприятия. Однако в абсолютных единицах рост себестоимости еще не говорит  о снижении эффективности по обычным  видам деятельности.

Темпы роста себестоимости  необходимо соотносить с темпами  роста выручки от продаж. Для этого  рассчитывается уровень затрат на 1 руб. реализованной продукции.

В 2003г. на 1 руб. выручки от продаж приходится 73 коп. затрат, т.е. с 1 рубля выручки предприятие получает 30 коп. прибыль от продаж. В 2004г. на 1 руб. выручки приходится 75 коп. затрат, в 2005г. – 81 коп., в 2006г. – 84 коп., в 2007г. 81 коп.

Рост данного коэффициента нежелателен, так как, чем больше коэффициент, тем больше в структуре  выручки занимает себестоимость  и меньше прибыль. В ООО «Алтай-Аристон» в течение почти всего анализируемого периода (за исключением 2007г.) наблюдается  рост уровня затрат в структуре реализованной  продукции, что свидетельствует  о снижении эффективности основной деятельности предприятия.

Происходит рост среднегодовой  стоимости основных производственных фондов: в 2004г. прирост основных производственных фондов составил 37,9% по сравнению с  предыдущим годом; в 2005г. – 16,7%; в 2006г. наблюдается  снижение ОПФ на 0,04%; в 2007г. – рост на 9,3%.

В целом за период ОПФ  увеличились с 1495 тыс. руб. в 2003г. до 2630 тыс. руб. в 2007г., что составляет 75,9% (в 176 раз) или 1135 тыс. руб.

По полученным данным можно  сделать вывод, что предприятие  перешло на стратегию создания материальных условий для расширения деятельности, так как значительно увеличился размер основных средств.

Фондоотдача свидетельствует  о высокой эффективности использования  основных фондов ООО «Алтай-Аристон», так как в 2003г. с 1 руб., вложенного в основные фонды, предприятие получило 2,85 руб. выручки, в 2007г. – 2,3 руб. выручки.

Тем не менее, необходимо отметить, что в целом за период фондоотдача  падает: на 20% в 2004г., на 28% в 2005г., в 2006г. возрастает на 33%, в 2007г. – на 5%, в целом фондоотдача  в 2007г. по сравнению с 2003г. падает на 19%.

Фондоемкость показывает, сколько на 1 руб. выручки приходится ОПФ, т.е. это показатель, обратный фондоотдаче. На 1 руб. выручки в 2003г. приходится 35 коп. ОПФ, в 2004г. – 44 коп., в 2005г. – 60 коп., в 2006г. – 46 коп., в 2007г. – 43 коп.

О снижении эффективности  по обычным видам деятельности свидетельствует  динамика валовой прибыли: происходит снижение валовой прибыль на 1,3% в 2004г., на 41,9% в 2005г., на 36,3% в 2007г. Только в 2006г. валовая прибыль возрастает на 135%.

В целом за период валовая  прибыль снизилась с 1525 тыс. руб. до 1309 тыс. руб., что составляет 14,2% или 216 тыс. руб.

Прибыль от продаж в 2004г. возрастает на 4%, в 2005г. падает на 38%, в 2006г. – возрастает на 10%, в 2007г. – на 38%. В целом за период происходит снижение прибыль  от продаж на 2%.

Общая сумма прибыль (прибыль  до налогообложения) в 2004г. снижается  на 10%, в 2005г. – на 50%, в 2006г. возрастает на 87%, в 2007 г. – на 10%. В целом за период общая сумма прибыли падает с 1302 тыс. руб. в 2003г. до 1211 тыс. руб. в 2007г., что составляет 7% или 91 тыс. руб.

Размер нераспределенной прибыли в 2003г. составил 912 тыс. руб. В 2004г. размер нераспределенной прибыли  снизился до 821 тыс. руб., что на 1% (или 9 тыс. руб.) меньше предыдущего года. В 2005г. наблюдается снижение чистой прибыли до 414 тыс. руб., что на 55% (507 тыс. руб.) меньше прибыли 2004г. В 2006г. чистая прибыль составляет 772 тыс. руб. против 414 тыс. руб. предыдущего года. Таким  образом, происходит ее рост на 86,5% (358 тыс. руб.). Прибыль 2007г. равна 920 тыс. руб. против прибыли 2006г. в размере 772 тыс. руб., что  больше на 19,2% или 148 тыс. руб.

В течение всего анализируемого периода наблюдается рост чистой (нераспределенной) прибыли с 912 тыс. руб. в 2003г. до 920 тыс. руб. в 2007г. Таким  образом, размер прибыли увеличивается  на 0,9%, что составляет 8 тыс. руб.

В целом можно сделать  вывод, что предприятие работало эффективно, так как его деятельность в течение всего анализируемого периода приносила прибыль, убытки отсутствовали.

 

 

 

2.3 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия

 

Внутренняя среда  организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять.

 Слабые стороны —  это предмет пристального внимания  со стороны руководства, которое  должно делать все возможное,  чтобы избавиться от них. 

Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренний потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше  уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг, организация  обеспечивает возможность существования  своим работникам, создает определенные условия для их жизнедеятельности.

Итак, методом экспертных оценок проведем анализ внутренней среды  по следующим направлениям:

Производственный  процесс: объем, структура, темпы реализации товаров, номенклатура товаров; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов, наличный парк оборудования и степень его использования, ресурсные мощности, техническая эффективность мощностей, местонахождение предприятия и наличие инфраструктуры; экология, контроль качества, издержки и качество технологий, патенты, торговые марки и т.п.

Персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

Организация управления: организационная структура, система управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства: фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.

Маркетинг: товары, реализуемые фирмой, доля на рынке, возможность собирать необходимую информацию о рынках, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, нововведения, имидж, репутация и качество товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование

Информация о работе Развитие малых предприятий