Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
Задачи:
1) дать определение основным понятиям;
2) рассмотреть принципы и методы производственного обучения;
3) выявить цель обучающей деятельности предприятия;
4) раскрыть сущность подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала 5
1.1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала 5
1.2. Принципы профессионального обучения 6
1.3. Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации
персонала 8
Глава 2.Методы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала 13
2.1. Цели обучающей деятельности предприятия 13
2.2. Характеристика методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала 15
Глава 3.Опыт организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров в ОАО «Завод ячеистых бетонов» 23
Заключение 28
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая (1).docx

— 62.10 Кб (Скачать)

     Итак, обучение невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования и обучения и успешно организованный учебно-производственный процесс. 
 
 
 

     1.3. Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала 

     В современных условиях важнейшим  условиям развития фирмы, авторитета ее на рынке и повышения конкурентоспособности  являются корпоративные знания. Деятельность руководства по обучению и повышению  квалификации сотрудников, собственная  работа сотрудников в этом направлении, мощная система информационного  поиска новаций и нововведений –  все это должно работать на идею постоянного повышения и совершенствования  корпоративного знания.

     Вот почему в последнее время руководители многих фирм и организаций пристальное  внимание уделяют созданию систем корпоративной  подготовки специалистов, прежде всего  работе учебных центров и учебных  отделов.

     Без серьезных организационных изменений  в области подготовки и переподготовки персонала трудно ожидать качественных изменений в работе фирмы. Семинары, стажировки не могут заменить постоянной целенаправленной работы по обучению, переподготовке, информированию сотрудников. При выборе стратегии обучения сотрудников  перед руководителем кадровой службы всегда существует дилемма – обучение как ликвидация последствий не слишком  удачного приема сотрудников или  обучения инновациям, новым технологиям  деятельности на фирме.

     Когда-то работа с кадрами заключалась  в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть  ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость  которых со временем снижается посредствам  амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага  самой организации, так и для  личного блага всего персонала  руководство организации должно постоянно работать над всемерным повышением его потенциала.

     Развитие  персонала – комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников  школ, переподготовку и повышение  квалификации кадров. Цель развития персонала  – обеспечение организации хорошо подготовленными работниками, в  соответствии с ее целями и стратегией развития.

     Переход к рыночным отношениям означает кроме  всего прочего высокую динамику измерения требований к качественным параметрам рабочей силы. При этом выявляются важные сдвиги в отношении  роли и значения отдельных компонентов  ее качества. Примером здесь может  послужить место образовательного фактора в общих качественных характеристиках совокупного работника. В наши дни ситуация такова, что  образование, и не столько общее, сколько профессиональное, становится определяющим элементом, формирующим  качественные характеристики рабочей  силы. Крупные организации наращивают инвестиции в подготовку кадров, поскольку  внешний рынок и система подготовки все меньше удовлетворяют потребности  высокотехнологичных производств. Этому также способствуют сокращающийся  цикл производства и жизни товаров, их частое изменение, требующее новых  квалификаций.

     Современная государственная политика в области  профессиональной подготовки призвана обеспечить решение двух взаимосвязанных  задач социально-экономического характера:

  • Обеспечение потребности производства рабочей силой требуемой квалификации;
  • Борьба с безработицей путем переподготовки безработных.

     Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям фирмы и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет этого фактора. Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны и предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы.

     Подготовка  квалифицированных кадров затрагивает  множество компонентов социальной эффективности. Повышение профессионального  мастерства положительно отражается на:

  • гарантии (сохранении) рабочего места;
  • возможность профессионального роста на производстве;
  • доходах работника.

     В современных условиях развитие системы  профессиональной подготовки определяется двумя противодействующими тенденциями: растущими требованиями НТП к  общему и профессиональному уровню рабочей силы и стремлением предпринимателей к максимально возможному снижению издержек на ее воспроизводство.

     Появление новых технологий ведет к качественному  изменению не только профессиональной, но и квалификационной структуры  персонала. Современные черты квалификационной структуры персонала сегодня  – это возросший удельный вес  специалистов с высшим и средним  специальным образованием, рабочих  высшей квалификации, а также неуклонное сокращение удельного веса малоквалифицированной  рабочей силы.

     Значение  квалификации персонала для эффективности  применение новых технологий стало  столь важным, что в современном  менеджменте практически всех индустриально  развитых стран мира квалификация стала  главнейшим признаком классификации  персонала предприятия и получила ранг, равный характеристикам, определяющим принадлежность работника к управленческому  или производственному персоналу

     Квалификация – это динамическая способность человека включаться в процесс производства и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции. Она характеризует, с одной стороны потенциальную возможность работника выполнять работу определенной сложности, а с другой – уровень развития самого работника.

     В период интенсивных технологических  преобразований повышению квалификации придается исключительное значение, обеспечивающее само существование предприятия.

     Профессиональное  развитие оказывает положительное  влияние сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального  роста как внутри своей организации, так и вне её. Профессиональное обучение способствует общему интеллектуальному развитию человека, укрепляет уверенность в себе. Потому возможность получения профессионального обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Методы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала

     2.1. Цель обучающей деятельности предприятия 

     Цель  деятельности предприятия (фирмы) в  области обучения состоит в обеспечении:

  • надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);
  • условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;
  • возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.

     Подготовка, переподготовка кадров и повышение  квалификации - важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы. Действительно, меняя профессиональную направленность подготовки, уровень  квалификации, а также осуществляя  первичную подготовку для конкретных рабочих мест, предприятие может  обеспечить наиболее полное соответствие структуры работников структуре  рабочих мест с учетом всего спектра  требований, предъявляемых последними к качеству рабочей силы.

     Раньше  предприятиям и организациям ежегодно доводились задания по подготовке и  переподготовке кадров, нормативы численности  работников, занимающихся обучением, нормативы  на создание учебно-производственной базы, задания по ее расширению и  т.п. В настоящее время все виды обучения предприятия осуществляются самостоятельно независимо от каких-либо других органов управления, что имеет  свои как положительные, так и  отрицательные моменты.

     С переходом к рыночной экономике  функции предприятия по организации  обучения и обеспечению его надлежащего  качества значительно расширяются. Прежде всего, это связано с ослаблением  роли государственного регулирования  подготовки квалифицированной рабочей  силы через систему профессионально-технического образования и переподготовкой высвобождаемой значительной части рабочей силы, с повышением требований к гибкости рабочей силы, повышением значимости процессов перемены труда, с ориентацией предприятия на Удовлетворение потребности в квалифицированной рабочей силе за счет собственных работников.

     Система подготовки, переподготовки и повышения  квалификации работников на предприятии  в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения  потребностей производства в рабочей  силе, а с другой - предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.

     Отсюда  и требования к гибкости (подвижности) системы переподготовки и повышения  квалификации, к ее способности быстро менять содержание, методы, организационные  формы в соответствии с потребностями  производства и ситуацией на рынке  труда.

     Перед системой управления персоналом на предприятии  стоят следующие задачи в области  подготовки, переподготовки кадров и  повышения их квалификации:

     1) выработка стратегии в формировании  квалифицированных кадров;

     2) определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;

     3) правильный выбор форм и методов  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации;

     4) выбор программно-методического  и материально-технического обеспечения  процесса обучения как важного  условия качества обучения;

     5) изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

     Поэтому, на профессиональную подготовку, обучение и переобучение своих сотрудников, крупные фирмы тратят немалые  финансовые, материальные, временные, человеческие ресурсы. Это обусловлено  тем, что необходимая квалификация работников непосредственно сказывается на прибыли. Залог успеха деятельности всей фирмы во многом определяется ростом уровня знаний, индивидуального и группового интеллектуального потенциала. Наблюдается тенденция устойчивого роста инвестиций в человека, что свидетельствует о понимании и принятии человека и его профессиональной деятельности в компании как одного из основных определяющих компонентов в достижении успешности деятельности компании, ключевых факторов повышения ее конкурентоспособности. 
 

     2.2. Характеристика методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. 

     В современной практике компаниями используются различные виды организации процесса обучения. По месту проведения различают  внутреннее и внешнее обучение:

     Обучение  на рабочем месте подразумевает обучение в процессе фактического выполнения определенной работы. В конечном итоге каждый сотрудник проходит в той или иной степени обучение на рабочем месте. Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. Здесь можно выделить такие методы как: наставничество, ротация, производственный инструктаж, стажировка и другие методы.

     Обучение  вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, проведение конференций и семинаров, тренинги, самообучение и другие методы. Методы обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем  месте и выйти за рамки традиционного  поведения. Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций.

Информация о работе Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала