Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа
Сбалансированная система показателей (ССП), в английском варианте — Balanced Scorecard. ССП — это концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения. По сути ССП - это механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании (или группы) на их достижение.
Оглавление
Ведение 3
Глава 1 5
1 Разработка сбалансированная система показателей 5
2 Разработка стратегических целей 8
3 Разработка показателей 13
4 Установление целевых значений 15
5 Разработка стратегических мероприятий 18
Глова 2 20
6 Разработка ССП на примере компании «Монолит» 20
Глова 3 24
7 Проверка ССП 24
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 30
В тех случаях, когда стратегической целью является улучшение того или иного процесса, мы должны выработать количественную меру предполагаемых улучшений. Если мы говорим о результате процесса, то будем интересоваться показателем «выхода» процесса. Если же мы рассматриваем эффективность процесса, то - соотношением между «входом» и «выходом». Для оценки стабильности, воспроизводимости результатов – вариабельностью процесса. А как нам оценить уровень управления процессом? Это уже оценка качественная, и рассмотренные показатели не дадут нам ответа на поставленный вопрос. Следовательно, нам необходимо разработать модель, описывающую развитие объекта.
Например, формализованная оценка уровня зрелости позволяет перейти от качественных характеристик процесса к количественным показателям, по которым можно устанавливать целевые значения и отслеживать их выполнение.
Как было отмечено ранее, слишком
общие формулировки целей вызывают
трудности при определении
Примером слишком общей
цели может служить формулировка
«Повысить удовлетворенность
В некоторых случаях процесс
сбора данных и измерения того
или иного показателя оказывается
слишком сложным и
При выборе показателей полезно руководствоваться следующими рекомендациями:
Определив способы измерения показателей, мы должны установить для них целевые значения на каждый год того периода, на который разработана наша стратегия. При этом относительно каждого показателя возникает вопрос: «Каково значение данного показателя на текущий момент?». Действительно, ведь для того чтобы установить целевые значения показателей на будущие периоды, мы должны иметь их базовые значения, достигнутые к настоящему моменту.
В ряде случаев удается найти ответы с помощью анализа данных управленческого учета. Однако, если мы ввели принципиально новый показатель, для определения которого не имеется исходных данных, то необходимо провести измерение базового значения данного показателя.
В некоторых случаях могут быть полезны данные бенчмаркинга, то есть показатели деятельности других компаний, которые мы можем принять в качестве отправной точки для дальнейшего улучшения.
В крайних случаях, когда
отсутствуют возможности
Следующий вопрос, на который
нужно ответить после определения
базовых значений показателей, состоит
в том, какие целевые значения
нужно установить на период реализации
стратегии? Ответ на него во многом
зависит от амбиций руководителей
компании и их оценки имеющихся ресурсов.
Поиск оптимальных целевых
Как должны распределяться
значения показателей на временном
горизонте? Самый простой способ
– распределить конечное целевое
значение равномерно на весь период. Если,
например, мы стремимся снизить
Рис. 4.1. Моделирование динамики затрат
Рассматривая аналогичным образом, например, целевые показатели продаж, мы должны определить предполагаемые факторы роста продаж и сделать прогноз их влияния на рассматриваемый показатель.
Так, на начальном этапе рост может достигаться за счет активных продаж и повышения эффективности маркетинга, а в дальнейшем «локомотивом» роста должны стать новые продукты (см. рис. 4.2).
Рис. 4.2 Моделирование
динамики продаж
Стратегические мероприятия
– это мероприятия, проекты, программы,
инициативы, которые реализуются
для достижения стратегических целей.
Это наш ответ на вопрос «как мы
будем реализовывать стратегию?
Разработка стратегических мероприятий состоит из четырех последовательных шагов:
Первым шагом станет анализ проектов, выполняющихся в компании в текущий момент. Основная задача – проверить соответствуют ли они целям ССП. Те, что с целями согласуются, добавляются к списку для дальнейшей работы. Целесообразность проектов, не согласующихся со стратегией, должна быть пересмотрена.
Таким образом, необходимо сформировать два списка:
Теперь к ним следует добавить третий список, в который мы внесем новые предложения. Пополнение состава стратегических инициатив проводится с помощью техники мозгового штурма. Предложения, внесенные участниками в ходе совместной работы, на следующем этапе тщательно анализируются, уточняются и дорабатываются, прежде чем они будут включены в общий список стратегических мероприятий.
После составления полного списка стратегических инициатив мы переходим к этапу формирования на его основе портфеля стратегических проектов.
Прежде всего, объединим стратегические мероприятия в кластеры, сформировав из близких по направленности инициатив стратегические программы.
Затем соотнесем мероприятия с целями. Для этого удобно использовать матрицу «Цели-Мероприятия», по столбцам которой мы запишем цели, а по строкам – мероприятия. В ячейках получившейся таблицы мы отметим, достижению каких целей способствует каждое мероприятие.
Теперь необходимо оценить наши проекты и определить их приоритеты. В этом нам поможет еще одна таблица, в которой отражены оценки затрат, сроков и значимости проектов. Поскольку на данном этапе затруднительно дать точные оценки ресурсов, применяются приближенные экспертные оценки, позволяющие получить общую картину. Для этих целей используются трехуровневые шкалы,
В качестве экспертов, оценивающих проект, выступают члены стратегической команды – разработчики ССП. Средние оценки, полученные после опроса группы, служат основой для ранжирования проектов. Рейтинг проектов может определяться как сумма оценок по трем критериям. Поскольку ресурсы предприятия ограничены, то неизбежно приходится решать задачу отбора проектов. Кандидатами на «отчисление» или перенос на более поздние сроки являются проекты, оказавшиеся в нижней части рейтинга.
Вместе с тем, при принятии решений об отказе от тех или иных проектов, необходимо учитывать, что 1) проекты могут быть связаны между собой, 2) отказ от проекта или перенос его сроков на более поздний период может оказаться равнозначным отказу от каких-то стратегических целей.
После того как состав проектов окончательно утвержден, наступает черед их организационного оформления. На этом этапе необходимо:
Таким образом, мы получим пакет стратегических проектов, направленных на достижение стратегических целей компании.
В качестве иллюстрации излагаемой методологии продолжим рассмотрение примера разработки ССП генподрядной строительной компанией «Монолит» из Екатеринбурга. В основе этого примера лежит проект. Материалы проекта адаптированы для целей сохранения корпоративной тайны.
Информация о работе Разработка сбалансированной системы показателей