Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:01, дипломная работа
Целью исследования дипломной работы является разработка рекомендаций по созданию эффективной корпоративной культуры, оказывающей реальное позитивное влияние на коммерческую деятельность ООО «Агат».
Для достижения данной цели поставлены были поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ корпоративной культуры как одного из факторов развития деятельности предприятия;
2. Изучение основных составляющих корпоративной культуры: базовых ценностей, убеждений, установок сотрудников; социально-психологического климата; норм и правил поведения работников;
3. Формирование технологий создания стандартов поведения и межличностного взаимодействия сотрудников ООО «Агат»;
4. Разработка рекомендаций по изменению корпоративной культуры для повышения эффективности деятельности работников розничной торговли.
Для подтверждения и уточнения уже полученных данных проведем еще один опрос сотрудников ООО «Агат». Используя опросник «Ревизия состояния корпоративной культуры», определим, в каком состоянии находится каждый элемент культуры, ее формальную и неформальную сторону.
Для удобства обработки приведем открытые вопросы к закрытым, одновременно устраним трудность при заполнении анкеты (таблица 2.7).
Основные требования при составлении закрытых вопросов:
Табл.2.7.
Ревизия контроля состояния корпоративной культуры
Вопросы |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
л |
м |
н |
о |
п |
1. Общие вопросы | |||||||||||||||
а) Существует ли в компании корпоративная культура? |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
0 |
- |
б) Существует ли у компании стратегия? |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
0 |
+ |
0 |
- |
- |
+ |
+ |
0 |
- |
в) Существует ли в компании кодекс этических норм и стандартов профессиональной практики? |
+ |
+ |
+ |
- |
0 |
+ |
0 |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
0 |
г) Знают ли об элементах корпоративной культур за пределами компании? |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
2.Девизы, лозунги, символы. | |||||||||||||||
а) Существуют ли в компании девизы или лозунги? |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
б) Существует ли у компании фирменный знак (символ)? |
- |
- |
- |
- |
0 |
- |
+ |
0 |
- |
0 |
- |
+ |
- |
- |
- |
в) Выражают ли девизы миссию компании? |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
+ |
- |
- |
0 |
- |
- |
+ |
- |
0 |
+ |
3. Мифы, легенды, герои, праздники. | |||||||||||||||
а) Существуют ли в компании мифы, легенды об истории компании (о предыстории создания компании, о том, как компания создавалась, об знаменательных достижениях и т.д.) |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
0 |
- |
+ |
- |
0 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
б) Личные праздники сотрудников празднуют все вместе? |
+ |
+ |
+ |
- |
0 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
в) Имеет ли компания собственные праздники? |
- |
- |
- |
- |
0 |
+ |
0 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
4. Стиль управления. | |||||||||||||||
а) Приветствуется ли инициатива в компании? |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
0 |
+ |
- |
- |
- |
0 |
+ |
- |
+ |
+ |
б) Принято ли среди сотрудников помогать друг другу в работе? |
0 |
+ |
+ |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
+ |
- |
в) Жесткая (авторитарная) ли структура в организации? |
- |
- |
- |
+ |
0 |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
г) Может ли сотрудник свободно высказать мнение о действиях компании? |
+ |
+ |
+ |
- |
0 |
+ |
+ |
- |
- |
0 |
- |
- |
- |
+ |
+ |
5. Кадровая политика. | |||||||||||||||
а) Вакантные должности в компании получают только сотрудники компании? |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
0 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
б) Для получения вакантно должности нужно иметь протекцию? |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
6. Особенности внутрифирменной коммуникации. | |||||||||||||||
а) Сотрудники обращаются к руководителям по имени- отчеству? |
+ |
+ |
+ |
- |
0 |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
+ |
- |
- |
б) Сотрудники обращаются друг к другу по имени? |
+ |
+ |
- |
+ |
0 |
+ |
0 |
- |
0 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
0 |
Продолжение Табл.2.7
Вопросы |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
л |
м |
н |
о |
п |
в) Существует ли в компании интриги? |
0 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
0 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
г) Часто ли в компании происходят конфликты между сотрудниками? |
- |
- |
- |
- |
0 |
+ |
- |
- |
- |
0 |
+ |
- |
+ |
- |
0 |
д) Поддерживают ли сотрудники отношения вне работы? |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
е) Быстро ли адаптируется новый сотрудник? |
0 |
- |
- |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
+ |
- |
- |
0 |
+ |
+ |
- |
7. Оплата труда, методы стимулирования, социальные гарантии. | |||||||||||||||
а) Зарплата зависит от результатов труда? |
+ |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
0 |
+ |
- |
+ |
б) Материальное стимулирование-это единственный способ повышения производительности? |
- |
+ |
- |
+ |
0 |
+ |
0 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
в) Существуют ли социальные гарантии в копании? |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
0 |
+ |
- |
0 |
+ |
0 |
- |
+ |
+ |
8. Карьера, система
обучения и повышения | |||||||||||||||
а) Может ли сотрудник планировать свою карьеру в компании? |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
0 |
+ |
+ |
б) Компания предпочитает растить кадры внутри себя? |
+ |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
- |
0 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
0 |
в) Существует ли традиция (ритуал), сопровождающий введение сотрудника в новую должность? |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
0 |
+ |
+ |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
г) Существует ли в компании система обучения и повышения квалификации? |
- |
0 |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
0 |
+ |
0 |
Для определения состояния корпоративной культуры сотрудникам было предложено ответить на вопросы анкеты. Вопросы приведены к закрытому типу; использованы блоки вопросов, наиболее подходящие к типу исследуемой фирмы (небольшой размер, небольшой временной период функционирования на рынке товаров и услуг).
В исследовании принимали участие все сотрудники торгового предприятия. Для согласия с утверждением нужно поставить знак "+", для несогласия знак "-", для ответа - "не знаю", необходимо поставить "0".
Установим принадлежность каждого элемента культуры фирмы с помощью контрольного фактора. Данный прием используется в тех случаях, когда нужно установить прямые и опосредованные, причинные и сопутствующие связи, а также уточнить их напряженность.
Необходимо определить, имеется ли связь между интересом сотрудников к организационной культуре (формальной - Ф+ и неформальной - Н-).
Для установления взаимосвязи между этими явлениями используем показатель-коэффициент двух качественных переменных по Юлу. Чтобы подсчитать коэффициент ассоциации Юла, достаточно фиксировать наличие (+) или отсутствие (-) каждого из двух сопоставляемых качеств А и В.
Построим двумерную
Табл. 2.8.
Взаимосвязь интересов сотрудников к формальному (Ф) и
неформальному (Н) проявлению организационной культуры.
Ф+ |
Ф- | |
Н+ |
а |
b |
Н- |
с |
d |
Коэффициент ассоциации Юла (Q) высчитывается по формуле:
Q=(a*d-c*b)/(a*d+c*b),
где частоты a,b,c,d обозначают наличие или отсутствие признака Ф или Н. Свойства коэффициента 1>Q>-1; Q=0, если какая либо из частот равны 0. При значении коэффициента существенно выше или ниже 0 при некотором доверительном интервале (допустимой ошибке) связь имеется.
Табл. 2.9
Значения факторов
Ф+ |
Ф- | |
Н+ |
62 |
49 |
Н- |
49 |
62 |
Qнф=0,2
Результаты опросника «Ревизия
состояния корпоративной
Для определения отношения сотрудников руководящего состава (Рс), и сотрудников не руководящего состава (Нс) к состоянию культуры организации, необходимо проанализировать по следующим схемам:
Табл. 2.10
Значения факторов
Рс | ||
Ф+ |
Ф- | |
Н+ |
33 |
22 |
Н- |
22 |
33 |
Нс | ||
Ф+ |
Ф- | |
Н+ |
30 |
24 |
Н- |
24 |
30 |
QРс=0.6,
QНс=0.4.
Коэффициенты QРс и QНс показывают, что сотрудники руководящего состава имеют большую осведомленность о состоянии культуры организации, чем сотрудники не руководящего состава. Рекомендацией по улучшению сложившейся ситуации может быть:
По ответам сотрудников можно предположить, что культура фирмы находится в развивающемся состоянии. О стратегии, основных характеристиках этой фирмы знает лишь руководящий состав. Этот факт указывает на то, что фирма не использует корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать сотрудников на общие цели и ценностные установки, мобилизовать инициативу коллектива.
Отсутствие у ОАО «Кристалла» фирменной символики, фирменного цвета, собственного праздника свидетельствует об отсутствии должного внимания руководства к проблеме культуры фирмы. Но нельзя забывать, что корпоративная культура - это не только внешняя сторона фирмы (порядки, традиции, символика), носителями организационной культуры являются сами люди, работающие в организации. Если неформальная культура получила хорошее развитие, то есть смысл привести ценности и установки сотрудников к некой модели и закрепить их на очередном общем собрании.
3. Повышение эффективности труда работников
ООО «Агат» на основе управления корпоративной культурой
3.1. Этапы формирования культуры работников розничной торговли
Наше общество все яснее осознает, что проблему настоящего и будущего не могут решаться с помощью рецептов прошлого. Представления о ценностях пришли в движение.
Корпоративная культура не возникает
сама по себе. Несмотря на то, что процесс
ее возникновения может
1. У конкретного человека
2. «Создатель» создает костяк организации - группу, которая разделяет его взгляды. Это означает, что каждый в группе считает идею организации отличной, стоящей, чтобы из-за нее рисковать.
3. Эта группа делает шаги для
создания организации, путем
4. На этом этапе происходит набор сотрудников и начинает формироваться культура фирмы. Как и любая другая культура, она зарождается в глубине человеческого сознания, характеризующегося на первом этапе конкретным поведением.
Для реализации данной цели требуется, кроме всего прочего, сформировать ценностные установки личности, организации, отношений. Речь идет о нормах, правилах, или стандартах, на организационном поведении. Любое поведение должно оцениваться по наиболее общественно прогрессивным меркам. Это довольно большая область приложения сил и для теоретиков, и для практиков. Актуальность изучения и применения таких норм, правил и стандартов несомненна. В результате из организационного поведения начинает выделяться новое научное направление – организационная культура, которая всегда будет его составной частью.
Характеристика корпоративной культуры ООО «Агат» охватывает:
Информация о работе Разработка рекомендаций по созданию эффективной корпоративной культуры