Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:01, дипломная работа
Целью исследования дипломной работы является разработка рекомендаций по созданию эффективной корпоративной культуры, оказывающей реальное позитивное влияние на коммерческую деятельность ООО «Агат».
Для достижения данной цели поставлены были поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ корпоративной культуры как одного из факторов развития деятельности предприятия;
2. Изучение основных составляющих корпоративной культуры: базовых ценностей, убеждений, установок сотрудников; социально-психологического климата; норм и правил поведения работников;
3. Формирование технологий создания стандартов поведения и межличностного взаимодействия сотрудников ООО «Агат»;
4. Разработка рекомендаций по изменению корпоративной культуры для повышения эффективности деятельности работников розничной торговли.
Анализ документов. Культура организации находит свое отражение и в документах (планах, программах, приказах, распоряжениях, положениях). Хотя живая культура больше отражается в представлениях и ценностях работников и руководителей, чем в документах, игнорировать этот источник информации не следует. Анализ информации, содержащейся в документации, может помочь выявить основные представления руководства - причем реальные, а не декларируемые - относительно процесса управления. Насколько забюрократизированной является организация? Есть ли расхождение между словом и делом, между заявляемыми принципами ведения бизнеса и реальной управленческой практикой? Какие ценности отражены в документах? Отношение к людям? Насколько осознанной и целенаправленной является работа по формированию или поддержанию культуры? Ответы на эти и другие вопросы помогут сделать первый шаг на пути создания такой организационной культуры, которая будет способствовать достижению стратегических целей организации.
Изучение сложившихся в
Нормы и ценности, культивируемые руководством, могут передаваться и закрепляться через определенные церемонии, процедуры, ритуалы. Такие мероприятия, как торжественное награждение ветеранов, работников, достигших рекордных рабочих показателей, лучших работников месяца, года, церемонии посвящения в рабочие, торжественные проводы в армию, были широко распространены в СССР. Общий смысл той идеологии, которой подчинялись все эти акции, - показать заботу предприятия о «человеке труда». Сейчас опыт, накопленный в те времена, во многом растерялся, но руководители многих предприятий все чаще говорят о том, что надо возвращать хорошие традиции.
Изучение действующих в организ
Изучение сложившейся практики управления. Сложившаяся в организации практика управления также является важным источником информации о преобладающей организационной культуре. Насколько в компании преобладает авторитарное управление, как принимаются решения (узким кругом лиц или допускается более широкое участие работников в подготовке важнейших решений), преобладающие системы контроля, степень осведомленности работников о положении дел в организации - все это важнейшие черты управленческой практики, влияющие на основные составляющие организационной культуры.
Итогом изучения сложившейся в организации культурной среды должно стать решение трех задач:
Первая задача - ясно осознать (прописать, сформулировать) ведущие ценности, приоритеты, установки, призванные поддержать перспективную организационную стратегию.
Вторая задача - прояснить, какие культурные ценности будут помогать (или мешать) реализации стратегических целей организации.
Третья задача - оценка имеющегося разрыва, то есть степени соответствия сложившейся организационной культуры стратегии развития организации (бизнеса), выработанной руководством.
Далеко не всегда сложившаяся организационная культура способствует эффективной работе персонала. Причина может состоять в том, что культуру характеризует невысокий уровень доверия между работниками и руководством, в отсутствии у работников стремления брать на себя ответственность, проявлять инициативу, придерживаясь пассивной, выжидательной позиции.
Вообще боязнь работников проявлять инициативу, характерна для организационной культуры большинства российских организаций.
Корпоративная
(организационная) культура может выступать
в качестве действенного инструмента,
обеспечивающего настрой
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И Исследование ЕЕ
корпоративной культуры
2.1. Характеристика ООО «Агат»
Каждая компания имеет свой, только ей присущий организационный стиль. У каждой фирмы существуют своя философия и принципы, особые методы разрешения проблем и принятия решений, своя деловая практика, свой кодекс ценностей, имеющих наибольшее значение для данной компании, а также особая система внутренних взаимоотношений. Вышеперечисленные компоненты образуют понятие «организационная культура», наиболее полно выражающее так называемый дух корпорации.
Корпоративная культура такого торгового предприятия как ООО «Агат» обладает особенностями и спецификой уже в силу того, что магазин специализируется на розничной продаже ювелирных изделий.
Магазин «Кристалл» было образован в 1963 году, вначале он относился к Московской межобластной конторе «Ювелирторг». Начинали с маленького помещения, была одна секция, штат состоял из трех человек. В дальнейшем количество секций увеличилось до трех. Реализовывали в розницу часы, посуду чешского производства, бижутерию, столовый мельхиор, столовое серебро, изделия из хрусталя, украшения из золота и серебра. В 1987 году магазин объединили с другими торговым предприятием – магазином «Изумруд» и комиссионной секцией. Товарооборот всегда был высоким. Штрафные санкции не накладывались. За много лет партнерские отношения сложились с такими предприятиями, как Московский экспериментальный завод, «Русские самоцветы» (г.Санкт-Петербург), Свердловский ювелирный завод, ювелирными заводами в г.Киеве, г.Одессе, г.Таллине, г.Калининграде и многими другими.
С 1992 года магазин не имел права принимать ювелирные изделия на продажу из стран союзных республик без клейма России.
В настоящее время численность персонала в ООО 20 человек. Организационая структура выглядит следующим образом.
Директор |
|||||||
|
|
|
|
||||
Гл. бухгалтер |
Зав. секциями |
||||||
|
|
||||||
бухгалтера |
продавцы |
кассиры |
|
электрик | |||
|
техники |
Рис.2.1 Организационная структура ООО «Агат»
Три секции ООО «Кристалл» специализируются на продаже: ювелирных изделий, столового серебра, посуды, комиссионной продаже ювелирных изделий.
Основные экономические показатели представлены в таблице 2.1. и 2.2..
Табл. 2.1.
Наименование товара, реализуемого магазином «Агат»
№ |
Наименование продукции |
Объем реализации (тыс.руб) | ||
2005г. |
2006г. |
2007г. | ||
1. |
Изделия из золота |
783 |
930 |
1077 |
2. |
Изделия из золота с драгоценными камнями |
2513 |
2456 |
2503 |
3. |
Изделия из золота с полудрагоценными камнями |
1213 |
1016 |
1125 |
4. |
Изделия из серебра |
446 |
645 |
844 |
5. |
Изделия из серебра с полудрагоценными камнями |
215 |
648 |
854 |
6. |
Изделия из платины |
516 |
685 |
735 |
7. |
Изделия из платины с драгоценными камнями |
1015 |
1389 |
1186 |
8. |
Столовое серебро |
839 |
965 |
1025 |
9. |
Предметы сервировки стола из благородных металлов |
621 |
826 |
850 |
10. |
Изделия из полудрагоценных камней |
703 |
896 |
929 |
11. |
Сопутствующие товары |
140 |
213 |
345 |
12. |
Комиссионные товары |
256 |
435 |
509 |
Итого |
9260 |
11104 |
11982 |
Товарный отчет ООО «Агат» представлен в таблице 2.2.
Табл. 2.2.
Товарный отчет магазина «Агат» (сводная таблица за 2005-2007гг.)
№ |
Показатели |
Единица измерения |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
1. |
Поступление товарной продукции |
тыс.руб. |
6325 |
7963 |
8375 |
2. |
Выручка от реализации |
тыс.руб. |
9260 |
11104 |
11982 |
3. |
Прибыль от реализации |
тыс.руб. |
2315 |
2776 |
2993 |
4. |
Численность работающих |
чел. |
|||
Всего Административные служащие Служащие торгового зала |
чел. чел. |
17 5 12 |
19 5 14 |
20 5 15 | |
5. |
Фонд оплаты труда |
тыс.руб. |
600,375 |
884,64 |
884,64 |
Общая административных служащих Служащих торгового зала |
руб. руб. руб. |
2943 4123 2085 |
3880 4300 3390 |
3880 4300 3390 |
Среди методов изучения организационной культуры особо выделяется модель, разработаная профессором Чарльзом Хэнди. Она различает четыре «идеологии» культуры, определенные Роджером Харрисоном: власти, роли, задачи и личности отдельного человека.
Недостатком предыдущих концепций изучения корпоративной культуры было то, что в поисках универсального для всех средства они пытались определить общую организационную культуру, то есть наличие «одного самого лучшего способа» руководить или ряда универсальных принципов, применяемых ко всем организациям при любых обстоятельствах - универсальный подход. Теории, появившиеся в более динамичных условиях, выделяют, скорее, соответствующий подход, чем универсальный, скорее ставят диагноз, чем дают указания. Это подразумевает согласование культуры и структуры с другими переменными, такими, как люди, задачи, окружающая среда, технология, а также учет связей и соответствий с ситуационным подходом.
Модель Чарльза Хэнди подразумевает следующее. В организациях имеются сложившиеся убеждения относительно того, как должна быть организована работа, как должно осуществляться руководство, как нужно премировать и контролировать работников. Какова степень требуемой формализации? Насколько основательно распланирована работа и на какое время? Какое сочетание послушания и инициативы требуется от подчиненных? Какое значение придается соблюдению часов работы, одежде или личным странностям? И как организовано делопроизводство, контроль счетов? Кто осуществляет контроль - комитеты или отдельные лица? Существуют ли правила и принципы поведения или важны только результаты? Это все части культуры организации.
Она отражается на оформлении помещений, общественном статусе, организации, образовании и типе нанимаемых на работу людей, их отношение к карьере.
Каждую из четырех возможных культур модели - культура власти, роли, задачи, личности помогает классифицировать различные организации в рамки людей культуры и структуры.
Культура власти. Пример культур власти часто можно обнаружить в маленьких предпринимательских организациях, в компаниях, занимающихся собственностью, торговлей, финансами. Такую структуру лучше всего представить в виде паутины. Она зависит от центрального источника власти, власть исходит из центра и распространяется в виде центральных волн. Контроль осуществляется централизованно, через отобранных для этой цели лиц, с учетом некоторых правил и приемов и небольшой доли бюрократизма. Проблемы по большей части решаются на основе баланса влияний, а не на процедурной или частично логической основе. Организации с таким типом культуры могут быстро реагировать на события, но сильно зависят от принятия решений людьми из центра. Они будут стремиться привлечь людей, имеющих склонность к политике, ориентированных на власть, любящих рисковать и таких, которые невысоко ценят безопасность. Сила ресурсов является основой власти в этой культуре, с некоторыми элементами персональной власти в центре. Размер - это проблема для культур власти: трудно соединять слишком много видов деятельности и при этом сохранить контроль. Такие организации преуспевают в создании дочерних организаций с большой степенью независимости, сохраняя при этом контроль над финансами.
Эти культуры опираются на отдельные личности, а не на советы. Выполнение заданий оценивается по результатам, а к средствам относятся терпимо. Они могут быть жесткими, их успех может сопровождаться низкой моралью и большими потрясениями. Эти культуры могут быть настолько же плохи, насколько и эффективны.
Информация о работе Разработка рекомендаций по созданию эффективной корпоративной культуры