Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа
В современном мире рыночной экономики ни одна компания не создается и не функционирует без предварительной оценки ситуации на рынке товаров и услуг. Каждая фирма анализирует проблемы, которые могут возникнуть на пути её развития: конкуренция, угрозы со стороны государства, угрозы кризиса, и многое другое – во избежание целого спектра таких угроз, каждое предприятие создаёт свою собственную стратегию.
В 2010 году в «Омском аэропорте» рентабельность всех услуг, регулируемых ФСТ, составила минус 16 %, в частности, рентабельность тарифа по обеспечению авиационной безопасности – минус 25 %.
Существенным
недостатком действующей
Второй вид доходов аэропорта – от услуг по собственным тарифам – составил 22 % от общей суммы доходов в 2010 году. Рентабельность данного вида услуг достаточно высока и позволяет частично покрывать убытки от регулируемых государством тарифов. Совокупный финансовый результат по двум указанным направлениям является зачастую отрицательным. В свое время, понимая данную ситуацию, государство дало возможность покрывать убытки от оказания услуг за счет реализации авиаГСМ. В качестве регулятора наценки был установлен предел общей рентабельности деятельности в размере 20 % (приказ Минтранса РФ от 02.10.2000г. №110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание ВС эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ»).
На сегодня Омский аэропорт исключительно за счет получаемых от реализации авиа ГСМ доходов не только покрывает убытки от оказания услуг, но и имеет возможность осуществлять инвестиционные программы и своевременно выполнять кредитные обязательства. Несмотря на это, «Омский аэропорт» стремится переориентировать структуру доходов и снизить зависимость своей экономики от продажи авиаГСМ. За последние 3 года предприятию удалось снизить с 65 до 47 % долю реализации авиатоплива в доходах. Изменение их структуры осуществляется за счет увеличения объемов оказываемых услуг и роста собственных тарифов. Так, в 2010 году по количеству обслуженных пассажиров превышен показатель докризисного уровня, но данный рост ограничен объективными рыночными факторами и носит достаточно равномерный характер.
С учетом
сохранения деятельности по продаже
авиатоплива «Омскому аэропорту» для
достижения точки безубыточности в
2011 году необходимо обслужить 570 тысяч
пассажиров (это меньше фактического
уровня пассажиропотока). В случае отказа
от реализации авиаГСМ точка безубыточности
будет находиться на уровне обслуживания
740 тысяч пассажиров, и для сохранения
экономической эффективности
Складывается следующая картина:
существенно повысить доходы от услуг аэропорта возможно только при установлении высокорентабельных тарифов или существенном повышении объемов деятельности;
существенно сократить расходы невозможно в связи с наличием многочисленных сертификационных требований, высоким уровнем постоянных расходов и необходимостью осуществлять инвестиции в основные производственные фонды.
Таким образом, при исключении из деятельности аэропорта доходов от продажи ГСМ в рамках демонополизации рынка многие аэропорты, в том числе и омский, могут оказаться в ситуации, планомерно ведущей к банкротству. Это никак не может являться целью государственной политики в области авиационного транспорта.
С одной стороны, такая позиция в реализации авиаГСМ является правильной, но, с точки зрения законодательства, она неверна. 1 июля 2010 года, Комиссия ФАС России признала действия ОАО «Омский аэропорт», противоречащими пунктам 5 и 9 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции». Нарушения выразились в необоснованном уклонении от заключения с ОАО «Авиакомпания «Сибирь» договора хранения авиационного топлива в аэропорту г. Омска.
ОАО «Авиакомпания
«Сибирь» неоднократно обращалось в
адрес ОАО «Омский аэропорт»
по вопросу о заключении договора
на хранение собственного топлива на
территории аэропорта, ссылаясь на постановление
правительства РФ «О порядке обеспечения
доступа к услугам субъектов
естественных монополий в аэропортах».
Намерение самостоятельно поставлять
авиакеросин для своих
Отказ от
заключения такого договора ОАО «Омский
аэропорт» аргументировало
Но это не единственные проблемы. В Омской области самые высокие в России земельные налоги. В конце 2010 года в Омске прошел открытый форум при поддержке общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», на котором обсуждались вопросы кадастровой оценки земли. Выяснилось, что при этой процедуре допускается множество нарушений, самым серьезным из которых является необоснованное исключение из факторов оценки таких показателей, как расположение земельного участка относительно центра города, исторических объектов, остановок транспорта. Для наглядности, были представлены показатели кадастровой стоимости равноценных объектов. Сравнивались объекты, расположенные недалеко друг от друга и относящиеся к одной категории использования. Профилакторий «Рассвет» в результате оценки имеет показатель 412 рублей за квадратный метр земли, в то же время территорию профилактория «Русь», стоящего рядом, оценили в 12 тысяч 419 рублей за «квадрат». Среди других схожих объектов кадастровой оценки были названы торговые комплексы «Казачья слобода» и «Омич и К», их земля стоит 6 тысяч 465 рублей и 17 тысяч 780 рублей за квадратный метр соответственно. И это далеко не единственные примеры нарушений в оценке земли. Что касается ОАО «Омский аэропорт», еще в 2008 году компания была одним из «первопроходцев», которые выразили возмущение по поводу выросшей в разы кадастровой стоимости участков, превышающей рыночную, что само по себе недопустимо. Тогда, в 2008 году, после рассмотрения дела в суде, предприятию удалось отстоять свои права. Но, как видно, проблема остается проблемой до сих пор.
Также, в последнее время прослеживается устойчивая тенденция к ужесточению сертификационных критериев, усиливаются требования надзорных и контролирующих органов, особенно к обеспечению авиационной безопасности. Это ведет к постоянному увеличению текущих и инвестиционных расходов предприятия, в том числе по обновлению основных производственных фондов.
Дополнительно увеличивает расходы аэропорта необходимость затрат, связанных с использованием федерального имущества. В этом направлении наиболее важны два аспекта. В ближайшей перспективе планируется существенное увеличение затрат по аренде федерального имущества. Стоимость услуг аэропорта увеличится, что отразится на доступности авиаперевозок для населения.
Второй
аспект связан с тем, что многие объекты
аэродрома, находящиеся в федеральной
собственности, имеют высокую степень
износа, либо не соответствуют ужесточающимся
сертификационным требованиям, особенно
в части авиационной
Инвестиции в данные объекты государство осуществляет в недостаточном объеме и в соответствие предъявляемым требованиям их не приводит. Однако контрольно-надзорные органы государства принуждают аэропорт принимать соответствующие меры. При этом аэропорт не обладает ресурсами для таких инвестиций и юридической возможностью их осуществления – объекты ему не принадлежат.
Ниже представлена классификация, отображающая практически все угрозы, которые могут помешать деятельности аэропорта.
1) Угрозы,
связанные с безопасностью
- террористический акт;
- неисправности в технике;
- ошибки,
допущенные персоналом при
- угроза
попадания птиц в турбины
- угроза,
связанная со строительством
небоскрёба недалеко от
2) Угрозы, связанные с неблагоприятной политикой государства:
- реализация
статей Транспортной стратегии
РФ, включающая максимальное
- результаты внутренней политики, проводимой государством. Сюда входят угрозы, связанные с ростом уровня инфляции (8-9%), ростом цен на продукты (ожидается рост в 30% в течение текущего года), рост уровня земельного налога в Омской области, и многое другое.
3) Угрозы,
связанные с обстановкой
- волнения среди народа, как в случае с Ливией и другими странами;
- природные катаклизмы, как в случае с Японией.
К возможностям аэропорта относятся:
1) благоприятные
результаты осуществления
2) развитие
города Омска как важного
3) повышение
уровня квалификации персонала
аэропорта, благоприятное
4) приобретение
новейшей техники,
2. Формирование стратегии
2.1 Установление базовых
Для анализа производственного развития предприятия, исходя из его проблем, были выделены четыре базовых стратегии:
1) стратегия лидерства;
2)стратегия нападения;
3)стратегия обороны;
4) стратегия отступления.
Но, для начала, нужно выделить блок проблем предприятия, который данные стратегии должны будут решить:
- конкуренция;
- неблагоприятная политика государства;
- малое количество клиентов;
- устаревшее
оборудование и объекты
Первая стратегия – стратегия лидерства. Когда рынок имеет тенденцию быстрого роста, предприятие может обеспечить успешное развитие, проводя одинаковую с конкурентами рыночную политику, поскольку конкуренция в значительной степени ослабляется расширением рынка. Однако в современных условиях часто при отсутствии этой тенденции, большое значение приобретает разработка концепции реагирования на конкурентную борьбу на рынке или взаимного комбинирования ориентаций на рыночный спрос и на конкуренцию. Другими словами, для достижения лидерских позиций на современном российском рынке предоставления услуг в аэропорту, руководству ОАО «Омский аэропорт», нужно создать гибкую стратегию развития, цели которой можно было бы реформировать при изменении различных параметров, как во внешней, так и во внутренней среде предприятия.
С одной
стороны, данный тип стратегии найдёт
очень полезное применение в омском
аэропорту – постоянно
Вторая
стратегия – стратегия
Однако если доля фирмы опускается ниже оптимального уровня, перед ней встает дилемма – либо принять меры к ее расширению, либо уйти с рынка.
Фирма может выбрать атакующую стратегию в нескольких случаях:
- если
доля на рынке ниже
- если она выпускает на рынок новый товар;
- если
осуществляет расширение
- если фирмы-конкуренты теряют свои позиции и создается реальная возможность при относительно небольших затратах расширить рыночную долю.
Информация о работе Разработка производственной стратегии фирмы на примере ОАО «Омский аэропорт»