Разработка производственной стратегии фирмы на примере ОАО «Омский аэропорт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

В современном мире рыночной экономики ни одна компания не создается и не функционирует без предварительной оценки ситуации на рынке товаров и услуг. Каждая фирма анализирует проблемы, которые могут возникнуть на пути её развития: конкуренция, угрозы со стороны государства, угрозы кризиса, и многое другое – во избежание целого спектра таких угроз, каждое предприятие создаёт свою собственную стратегию.

Работа содержит 1 файл

Разработка производственной стратегии фирмы на примере ОАО Омский аэропорт.docx

— 243.41 Кб (Скачать)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство  Транспорта Российской Федерации

Федеральное Государственное Образовательное  Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

Ульяновское Высшее Авиационное Училище

Гражданской Авиации (Институт)

Кафедра УиЭВТ

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Стратегический менеджмент»

на тему: «Разработка производственной стратегии фирмы на примере ОАО «Омский аэропорт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2011

 

Введение

 

В современном  мире рыночной экономики ни одна компания не создается и не функционирует  без предварительной оценки ситуации на рынке товаров и услуг. Каждая фирма анализирует проблемы, которые  могут возникнуть на пути её развития: конкуренция, угрозы со стороны государства, угрозы кризиса, и многое другое – во избежание целого спектра таких угроз, каждое предприятие создаёт свою собственную стратегию.

Термин  «стратегия» можно определить, как  систем взаимосвязанных целей, достижение которых ведёт к желаемому  результату. В случае с современными компаниями во всех сферах деятельности, этот результат – достижение лидирующих позиций на рынке и максимизация прибыли. Но создать оптимальную  стратегию далеко не просто – нужно  учитывать множество факторов, как  во внешней, так и во внутренней сфере  предприятия. Нужно принимать во внимание деятельность предприятия, его внутреннюю организационную форму, темпы развития, финансовые возможности, производственные возможности, угрозы, которые могут негативно повлиять на функционирование компании, слабые и сильные стороны не только самой фирмы, но и конкурентов, и т.п.

В данной курсовой работе представлен анализ стратегии производственного развития ОАО «Омский аэропорт». Цель исследования – анализ базовых стратегий развития и выбор наиболее оптимальной  для аэропорта.

В первой части будет описана история  становления омского аэропорта, его состояние и возможности  на сегодняшний день, а также неблагоприятные  факторы внешней серы предприятия.

Во второй части представлено несколько базовых  стратегий развития компаний с точки  зрения производственных функций, выбор  наиболее оптимальной для ОАО  «Омский аэропорт».

И, наконец, в последней части будет рассмотрена  реальная стратегия развития предприятия, принятая в 2010 году. В главе также представлен анализ данной стратегии и предложения автора по её улучшению.

 

1. Анализ стратегической  ситуации

 

1.1 Историческая справка, миссия  и цели развития фирмы

 

ОАО «Омский  аэропорт» - международный аэропорт города Омск, который входит в тридцатку лучших российских аэропортов по перевозкам пассажиров, грузов и почты. Он включен в перечень 52 аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2008 года № 340-р).

К 300-летию  Омска (2016 год) планируется закрытие аэропорта «Омск-Центральный» с  завершением строительства нового аэропорта «Омск-Фёдоровка» за пределами  городской территории. На территории старого аэропорта планируется  строительство более 6 млн кв. м. жилья.

Численность коллектива аэропорта составляет 1427 человек.

17 мая 1929 года - официальная дата рождения аэропорта. В первые сутки работы прибыло два самолета.

1932 год - несмотря на отсутствие инфраструктуры аэропорта, были налажены регулярные рейсы Тара - Большеречье - Омск, что позволило перейти аэропорту на постоянную работу и летом и зимой.

8 октября 1958 года - открылся новый аэровокзал, причем позднее это здание стало аэровокзалом местных авиалиний.

11 октября 1984 года - в аэропорту Омска Ту-154 при посадке столкнулся на взлётно-посадочной полосе со снегоуборочными машинами. Погибли 178 человек (в том числе 4 человека на земле), выжили 5 из 9 членов экипажа и 1 пассажир из 170. Эта авиакатастрофа считается одной из крупнейших по числу жертв из всех произошедших на территории России.

В марте 1997 года омский аэропорт стал международным.

В 2008 году аэропорт получил допуск к обслуживанию воздушных судов типа ATR-72 и А-320-214, а также выиграл в суде несколько  дел, в том числе дело о якобы  нарушении санитарно-эпидемиологических норм.

Арбитражный суд Омской области установил, что  пробы воздуха, на основании которых  аэропорту было выдвинуто обвинение, отбирались с нарушением процедуры. Судом решено, что постановление  заместителя руководителя управления Федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека по Омской области  в отношении работников аэропорта  следует отменить.

30 января 2009 года была запланирована забастовка сотрудников аэропорта, связанная с заявлением губернатора Омской области Леонида Полежаева в СМИ о передаче акций ОАО «Омский аэропорт» в собственность области в течение двух недель в обмен на обязательство построить новый аэропорт за счет средств областного бюджета.

Летом 2010 года Центральный районный суд Омска  признал недостаточной пожарную безопасность международного терминала  аэропорта и обязал муниципальное  образование Омск как собственника здания установить системы оповещения людей о пожаре, автоматическую пожарную сигнализацию, обеспечить помещения  первого этажа здания необходимым  количеством эвакуационных выходов.

Развитие  аэропорта можно представить  в виде таблицы основных показателей.

 

Период

Отправлено пассажиров, чел.

Обслужено пассажиров в аэровокзале, чел.

Обработано почты и других грузов, т.

Выполнено вылетов, ед.

Взлетная масса, т.

март2011

22 219

43 214

286

403

16 772

февраль2011

20 723

40 054

251

337

14 752

январь2011

16 940

32 739

205

298

12 772

2010

359 148

701 100

5316

7054

277676

2009

261 302

509 528

4 828

4 836

206 389

2008

298 438

594 692

6 680

6 518

278 674

2007

280 374

567 940

5 987

6 822

293 672

2006

229 125

466 872

4 047

5 352

235 895

2005

239 065

500 265

5 985

5 425

278 820

2004

241 275

505 348

3 248

5 196

291 469

2003

223 347

471 838

3 682

5 518

288 794

2002

196 286

416 458

3 329

5 349

320 936

2001

191 284

397 871

2 925

4 517

295 250

2000

160 906

376 147

2 106

3 934

287 091


 

Аэропорт  пригоден для приёма следующих воздушных  судов: Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ил-18, Ил-62 (в исключительных случаях), Ил-76, Як-40, Як-42, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-214, B-737 (200, 300, 400, 500, 800), B-757, А-310, А-319 (100, 200), ATR-42, RRJ-85 и других воздушных судов 3-4 класса всех типов, вертолетов всех типов. Другие типы воздушных судов категории A, B, C, D - по предварительному согласованию со старшим авиационным начальником аэродрома и военным сектором Омского РЦ ЕС ОрВД. Так, во время визита Дмитрия Медведева в Омск аэропорт принимал президентский борт Ил-96, хотя технически не приспособлен для принятия судов такого типа.

Аэропорт  имеет две параллельные взлётно-посадочные полосы. Первая асфальтобетонная - ИВПП 07/25, класс ВПП: В 2500 х 80 м, максимальный взлетный вес ВС 191 т. Вторая - грунтовая ГВПП 2800 х 100 м.

Согласно  уставу ОАО «Омский аэропорт»  от 2007 года, целью компании является «извлечение прибыли».

Общество  осуществляет следующие основные виды деятельности:

обеспечение приема и выпуска воздушных судов;

оперативное техническое обслуживание воздушных  судов;

 обеспечение  обслуживания пассажиров, багажа, грузов  и почты при внутренних и  международных воздушных перевозках;

аэропортовая  деятельность в аэропорту Тара;

штурманское обеспечение и аэронавигационная  информация;

продажа и бронирование грузовых перевозок;

аэродромное обеспечение полетов гражданских  воздушных судов на внутренних и  международных воздушных линиях РФ;

обеспечение аэродромными спецмашинами и механизмами  работ по эксплуатационному содержанию аэродрома;

обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного  персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств  аэропорта путем осуществления  мер по защите от актов незаконного  вмешательства в деятельность Общества в соответствии с Нормами, правилами  и процедурами по авиационно безопасности;

обеспечение необходимого уровня безопасности воздушных  судов, авиационной безопасности полетов, выполнения в зоне аэропорта требований, установленных действующим законодательством  и нормативными актами в области  безопасности полетов, обслуживания воздушных  судов, пассажиров, багажа, почты, грузов;

участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте;

а также  многое другое.

Исходя  из данной информации, можно сделать  вывод о миссии компании – главная  миссия ОАО «Омский аэропорт» - интеграция в мировую транспортную систему. Такая цель неосуществима без  квалифицированного персонала, без  четкой регламентации и бюрократизации осуществления деятельности, использования  и постоянного модернизации новейшей техники и много другого, поэтому все это тоже можно считать миссией аэропорта.

 

1.2 Анализ и оценка состояния  внешней среды

 

Если  рассматривать внешнюю макро  среду ОАО «Омский аэропорт», то можно выделить ряд проблем, грозящих деятельности аэропорта.

Для начала, проблема конкуренции. Главным конкурентом  услуг авиакомпаний – а значит и использования аэропорта –  на данный момент в Омске, как и  в других городах по всей России, являются услуги железнодорожного транспорта. Большим преимуществом ОАО «Омский  аэропорт» в данном вопросе является то, что данный аэропорт – международный  и занимается обслуживанием иностранных  ВС, как пассажирских, так и грузовых.

Что же касается конкурентов-аэропортов, таковыми являются «Толмачево» (Новосибирск) и «Рощино» (Тюмень), которые расположены более  чем в 600 км от Омска.

Следующей проблемой можно считать политику государства, которая влияет на данное предприятие. Самыми важными, являются ситуации с влиянием государственной  политики демонополизации рынка  авиатоплива, а также земельным  налогом в субъекте Федерации.

В Москве 17-18 марта 2011 года прошла конференция  «Рынок авиатоплива России: вопросы  ценообразования и демонополизации», на которой с докладом выступил генеральный  директор ОАО «Омский аэропорт»  М.Л. Берман. Он осветил некоторые  проблемы, связанные с принадлежащим  ему предприятием, и высказал свои предположения по улучшению ситуации в сфере Гражданской Авиации  России.

Доходы  от основной деятельности аэропорт получает фактически по трем направлениям:

доходы  от услуг, тарифы на которые утверждает Федеральная служба по тарифам (ФСТ);

доходы  от услуг, тарифы на которые утверждаются аэропортом;

доходы  от реализации авиа ГСМ и бортпитания.

Доходы  от услуг по тарифам, утверждаемым ФСТ, составили в 2010 году 27 % от общей суммы  доходов. К сожалению, тарифы ФСТ  утверждаются с заведомо отрицательной  рентабельностью. Во-первых, в них  учитываются фактические и прогнозные затраты аэропортов не в полном объеме, во-вторых рост данных затрат ограничен  индексом инфляции согласно официальным  прогнозам государственных органов.

Информация о работе Разработка производственной стратегии фирмы на примере ОАО «Омский аэропорт»