Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:34, курсовая работа
Целью данной исследовательской работы является разработка методики оценки эффективности работы отдела продаж компании «Сава» (Иркутское подразделение) посредством проведения исследования.
Задачи, которые будут решены в ходе исследования:
1)Критический обзор научной литературы, касающейся темы оценки человеческого капитала в организациях, ценность,
2)Анализ эффективности существующих в организации качественных методов оценки работы сотрудников (анкеты, проведение mystery shopping- для продавцов, занимающихся розничной торговлей; хронометраж рабочего времени- для менеджеров отдела продаж)
3)Возможная корректировка существующих стандартов оценки (анкет), внесение изменений
4)Разработка собственной методики оценки персонала для отдела продаж компании
5)Тестирование разработанных («новых») методов оценки эффективности персонала непосредственно в компании «Сава» (проведение аудита, mystery shopping в магазинах)
6)Написание рекомендаций HR- отделу компании «Сава» на основе полученных результатов
Введение 4
Глава 1. Человеческий капитал как ключевой показатель эффективности организации 5
1.1 История возникновения подхода управления человеческими ресурсами в организации 5
1.2 Тенденции и подходы к управлению человеческими ресурсами в организации 6
Глава 2. Анализ эффективности работы сотрудников отдела розничных продаж компании «САВА» (Иркутское подразделение) 10
2.1 Описание сферы деятельности компании «САВА» 10
2.2 Обоснование стадия жизненного цикла компании «САВА» 11
2.3 Организационная структура компании «САВА» и ее анализ 12
2.4 Анализ исходных данных о компании 13
2.5 Описание проведенного исследования 14
2.6 SWOT- анализ деятельности отдела розничных продаж компании «САВА» 18
Глава 3. Рекомендации и пожелания HR- отделу компании «САВА» 22
3.1 Общие рекомендации 22
3.2Практическое применение инструментов контроля для оценки эффективности работы продавцов компании «САВА» (розница) 22
3.3Описание плана работ по проведению Mystery shopping в долгосрочной перспективе (розница) 25
Заключение 27
Список литературы 28
Приложение 1 29
Приложение 2 29
Приложение 3 30
Приложение 4 36
Приложение 5 38
По результатам всего
Также, предварительно было проведено интервьюирование руководителей HR отдела компании «САВА». Из разговора с руководителями было выявлено, что все сотрудники розничных точек работают согласно разработанным стандартам. Это утверждение было подтверждено тем, что каждый месяц проводится аудит торговых точек, в процессе которого менеджер HR отдела, Анна Олеговна, наблюдает за продавцами во время работы с клиентами. Как уже упоминалось в главе 2, аудит торговых точек в присутствии руководителя не всегда дает достоверную информацию, т.к. продавцы стараются проявить себя в лучшем свете. Результаты же проведенного «Таинственного покупателя» помогли выявить, что на самом деле, несмотря на восприятие своих сотрудников руководителями компании положительно, имеются проблемы в работе продавцов-консультантов в розничных точках.
2.6 SWOT- анализ деятельности отдела розничных продаж компании «САВА»
Opportunities
|
Threats
| |
Strengths
|
|
|
Weaknesses
|
|
|
3.1 Общие рекомендации
Согласно анализу результатов, полученных с помощью трех методов, описанных выше,
можно сделать ряд следующих заключений, которые помогли бы решить проблемы в плане управления персоналом, существующие на сегодняшний день в компании.
Во- первых, происходит снижение объемов продаж товаров именно в рознице. Причиной этому, согласно информации, полученной от руководства, является увеличение коэффициента текучести кадров, как следствие, наблюдается дефицит квалифицированных кадров. В связи с появлением данной проблемы, авторам данной работы было проведено независимое дополнительное исследование в формате Mystery Shopping, c целью подтвердить или опровергнуть заключения руководителя HR- отдела и в итоге дать рекомендации по улучшению работы продавцов компании «САВА» (розница). Результаты, которые мы получили посредством исследования, на самом деле, еще раз подтвердили тот факт, что в компании «САВА» сотрудники, занимающиеся розничными продажами, не совсем следуют установленным стандартам работы. Особенно, хотелось бы отметить, что несоответствие стандартам наблюдается в большей степени в плане поведения продавца во время беседы с потенциальным покупателем. Что касается знаний о товарах (основные характеристики, сопутствующие товары, способность давать рекомендации исходя из потребностей клиента), то здесь можно сказать, что ситуация в общем выглядит чуть лучше.
В связи с такими заключениями, хотелось бы предложить ряд рекомендаций, которые смогут повысить общую эффективность сотрудников. Во- первых, необходимо проводить постоянный мониторинг, контроль прогресса менеджеров в плане роста объема продаж, как следствие, уменьшение количества жалоб, обращений покупателей. Среди методов, которые могут быть использованы для контроля, авторы выдели 5 основных инструментов контроля, а также инструмент «тайный покупатель».
3.2 Практическое применение инструментов контроля для оценки эффективности работы продавцов компании «САВА» (розница)
В результате проведенного исследования, было выявлено, что видение своих сотрудников руководителями компании и реальное положение дел в розничных точках не совпадают. Руководители уверены в том, что конкурентным преимуществом компании является качество обслуживания и заинтересованность каждого из продавцов в получении большей прибыли, а значит и росте компании. Все программы мотивации и системы обучения персонала нацелены на повышение эффективности работы сотрудников отдела продаж. А главной целью является развитие в сотрудниках преданности, их заинтересованность в росте и развитии компании. Однако результаты исследования показывают, что руководство обладает некорректной информацией о работе персонала отдела продаж. Качество работы продавцов низкое, заинтересованности в продвижении продаж не наблюдалось. На взгляд авторов, причиной этому является низкий уровень контроля со стороны руководства отдела продаж. В современном мире существует инструмент, позволяющий качественно осуществлять контроль и мониторинг результатов деятельности компании. Этот инструмент носит название «семь инструментов контроля», из них 5 наиболее подходящих авторы предлагают внедрить в компанию для повышения эффективности работы отдела продаж конкретно в розничных точках.
Первым в списке семи инструментов контроля является такой инструмент как контрольный листок. Контрольный листок – форма, предназначенная для сбора данных и их автоматического упорядочивания, что позволяет облегчить дальнейшее использование собранной информации. По своей сути контрольный листок - бумажный бланк, на котором напечатаны контролируемые параметры, в соответствии с которыми, при помощи пометок или простых символов, в листок заносятся необходимые и достаточные данные. То есть контрольный листок – средство регистрации данных. На данный момент, такой метод контроля уже используется в компании и носит название «Стандарты работы сотрудников розничных точек». Он был разработан менеджерами HR отдела, в котором содержатся контролируемые параметрами работы персонала отдела розничных продаж. Этот бланк используется при аудите торговых точек, после чего производится анализ работы сотрудников на их рабочем месте, результаты заносятся в контрольные листки и производят анализ эффективности работы продавцов на основе собранной информации.
Вторым инструментом семи методов контроля является гистограмма. В классическом варианте гистограмма используется для определения проблем при помощи анализа формы разброса значений, центрального значения, его близости к номиналу, характера рассеивания. Такие гистограммы можно использовать в компании САВА для изучения времени обслуживания покупателей в розничных точках и времени обслуживания крупных заказов менеджерами по продажам (опт). На рис.1 графически показано время обслуживания в течение года. По оси абсцисс – минутные диапазоны времени обслуживания клиентов; по оси ординат – доля заявок обслуженных в выделенном диапазоне времени от общего числа заявок за год. Красная пунктирная линия показывает среднее время обслуживания в течение года. Такие диаграммы позволяют менеджерам наглядно видеть изменения в скорости обслуживания, анализировать и в совокупности с анализом других показателей принимать стратегические управленческие решения.
Третьим инструментом является диаграмма
разброса или как ее еще называют
диаграмма рассеивания. Этот инструмент
используется для выявления зависимости
между показателями качества (результат)
и основными факторами
Четвертым инструментом, который авторы предлагают использовать в компании является Диаграмма Парето. Эта диаграмма ранжирует проблемы по степени (частоте) влияния на результат. Анализ Парето, как правило, иллюстрируется диаграммой Парето, на которой по оси абсцисс отложены причины возникновения проблем в порядке убывания их влияния на число несоответствий, а по двум осям ординат: а) число несоответствий в штуках; б) накопленная доля (проценты) вклада в итоговое число несоответствий (Рис. 2). Различают два вида диаграмм Парето: первый, это диаграмма по результатам деятельности, предназначением которой является выявления главной проблемы нежелательных результатов деятельности; второй вид – диаграмма по причинам, которая используется для выявления главной причины проблем, возникающих в ходе производства. Авторы предлагают использовать диаграмму Парето для оценки результативности отдела продаж розничных точек. На взгляд авторов, оба вида диаграмм подойдут для оценки результатов. Благодаря этому инструменту руководство САВА может выявить главные проблемы и показать нежелательные результаты деятельности, связанные с качеством обслуживания персонала.
Пятым возможным инструментом были выбраны контрольные карты. Контрольная карта- инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него, предупреждая отклонения от предъявленных к процессу требований (или реагируя на отклонения). При построении контрольных карт на оси ординат откладываются значения контролируемого параметра, а на оси абсцисс — время t. Всякая контрольная карта состоит обычно из трех линий. Центральная линия представляет собой требуемое среднее значение характеристики контролируемого параметра качества. Так, в случае (х-R)-карты это будут номинальные (заданные) значения х и R, нанесенные соответствующие карты. Авторы полагают, что этот метод будет наиболее эффективно использоваться в совокупности с методом контрольных листков. После того, как сотрудник HR отдела провел контроль деятельности продавцов и зафиксировал показатели в специально разработанный контрольный лист. Следующим этапом он вносит свои данные на контрольную карту. Где по оси ординат будут качественные показатели работы, взятые из контрольных листков, а по оси абсцисс время. Контрольную карту можно разработать как для каждого сотрудника отдельно, так и в совокупности для всего отдела. Индивидуальные карты контроля будут графически демонстрировать изменения в качестве работы каждого продавца, а коллективные показывать динамику работы всего отдела. Данный инструмент позволяет графически изображать уровень качества работы отдела продаж и отслеживать динамику изменений, что дает возможность своевременно принимать управленческие решения и вносить изменения.
3.3 Описание плана работ по проведению Mystery shopping в долгосрочной перспективе (розница)
Так как смысл всех представленных в работе рекомендаций сводится к ужесточению контроля за деятельностью персонала отдела розничных продаж компании «САВА», то, по мнению авторов, вторым полезным инструментом мониторинга прогресса может являться введение практики mystery shopping на постоянной основе. Как уже было описано выше, данный инструмент контроля обладает множеством преимуществ, среди которых особенно выделяют неожиданность и секретность. На данный момент в компании практика подобного рода аудита проводится Кацарской Анной, менеджером HR-отдела компании «САВА». Соответственно, по мнению авторов, результаты, полученные в ходе такого исследования нельзя рассматривать, как достоверные, отражающие реальную ситуацию в компании. В связи с этим, предлагается следующий план работ согласно методики «тайного покупателя». Во- первых, авторы предлагают использовать разработанные ими варианты анкет, включающие несколько блоков, от блока «дорога в магазин» до блока «прощание с клиентом» (Приложения №…№…..) для оценки качества сервиса, предоставляемого сотрудниками магазинов компании «САВА». Во-вторых, следует определиться с периодичностью этих проверок. По мнению авторов, чтобы данный метод принес максимальную пользу, следует проводить mystery shopping следующим образом: во- первых, во время испытательного срока (т.е. во время процесса адаптации персонала); во-вторых, после прохождения соответствующего обучения, для того, чтобы сравнить изначальные результаты с теми, которые будут получены после прохождения курсов. И наконец, в- третьих, как показала практика, следует проводить систематические проверки с целью мониторинга прогресса сотрудников для того, чтобы качество обслуживания оставалось как можно дольше на одинаково высоком уровне. Следует особенно отметить, каким образом данные проверки будут проводиться. Авторы предлагают использовать два основных пути подбора людей, которые будут выполнять роль «тайных покупателей». Первый вариант относится к привлечению студентов, тем самым, это принесет пользу, как HR-отделу компании «САВА», так и самим студентам, поскольку у них появится возможность прохождения практики в компании. В качестве второго варианта подбора людей для осуществления «тайной покупки» можно рассмотреть существующих клиентов компании «САВА», а конкретно посмотреть по базе данных клиентов, связаться с ключевыми клиентами и попросить о содействии. Таким образом, среди «тайных покупателей» будут люди разных возрастов, статусов, профессий и тд.
Подводя итог, следует отметить, что посредством проведенного исследования, авторами было выявлено, что в компании «САВА» существует ряд проблем, связанных с качеством работы сотрудников отдела розничных продаж. Современная бизнес- среда диктует абсолютно новые условия ведения успешного бизнеса. К одному из таких условий можно отнести оценку человеческого капитала организации. Актуальность данного вопроса очевидна. Основываясь на этом, авторы попытались проанализировать источники проблем компании «САВА», относящиеся к низкому уровню продаж компании. Анализ результатов исследования показал, что главной причиной данной проблемы послужил неэффективный контроль деятельности продавцов компании. Чтобы в будущем избежать подобного рода проблем, как результат проделанного исследования, был предложен ряд методик и вариантов ужесточения контроля деятельности сотрудников отдела продаж компании «САВА» (Иркутское подразделение).