Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ методов обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкурентоспособности и факторы ее оценки;
- проанализировать виды конкурентных преимуществ предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия;
- предложить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия.

Содержание

Введение
3
1 Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки
и механизмы увеличения
5
1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы ее оценки
5
1.2 Виды конкурентных преимуществ предприятия
11
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Компания Ступень»
20
2.1 Анализ внутренней среды предприятия
20
2.2 Анализ внешней среды предприятия
22
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия
26
3 Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности
предприятия
30
3.1 Разработка конкурентной стратегии ООО «Компания Ступень»
30
3.2 Разработка плана реализации конкурентоспособности предприятия
32
3.3 Организация управления качеством продукции в ООО
«Компания Ступень»
34
Заключение
36
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ методов обеспечения конкурентоспособности предприятия в обеспечении потребностей рынка.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции. В ООО «Компания Ступень» планируется создание управления качеством системы по первому варианту.


Заключение

 

Процесс управления конкурентоспособностью предприятия является процессом развития и имеет целью достижение запланированных экономических показателей его деятельности путем наилучшего удовлетворения потребностей в определенном виде продукции.

Назначением процесса выступает разработка и реализация конкурентной стратегии, а результатом - повышение эффективности работы и конкурентоспособности предприятия. При этом для каждого вида отраслевых производств (стратегических хозяйственных единиц предприятия) процесс управления конкурентоспособностью имеет характерные особенности.

По итогам проведенного анализа в ходе работы было определено, что для повышения конкурентоспособности ООО «Компания Ступень» необходимо расширение ассортимента продукции; «раскрутка» торговой марки и расширение сферы влияния на рынке хлебопродуктов города и края.

Проведя анализ конкурентоспособности ООО «Кампании Ступень» с использованием SWOT-анализа и методики сравнительного анализа конкурентов были выявлены сильные и слабые стороны, как предприятий-конкурентов, так и самого предприятия.

В соответствии с выявленными недостатками и возможностями была разработана конкурентная стратегия предприятия, является метод концентрированного маркетинга.

Важное значение в обеспечении конкурентоспособности предприятия играет система управления качеством. В настоящее время в ООО «Компания Ступень» отсутствует специальное структурное подразделение или отдельные работники, профессионально занимающиеся планированием качества продукции. Организация работ по управлению качеством продукции на предприятии предполагает создание системы качества и принятие необходимых мер по обеспечению их эффективного функционирования. Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы и, при необходимости, ее доработку для того, чтобы все подразделения могли четко выполнять свои функции, что в свою очередь является одним из факторов обеспечения конкурентоспособности предприятия.


Список литературы

1.                  Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). – М.: ИНФРА–М, 2004.

2.                  ГОСТ Р ИСО 9000–2001 (ИСО 9000–2000) Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

3.                  ГОСТ Р ИСО 9001–2001 (ИСО 9001–2000) Система менеджмента качества. Требования.

4.                  ГОСТ Р ИСО 9004–2001 (ИСО 9004–2000) Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

5.                  Алгоритм механизма повышения конкурентоспособности предприятия / В.В. Криворотов // Вестник ОГУ. – 2006. - №8. – С.111-117.

6.                  Аристов О.В. Управление качеством продукции. Нормативные и методические материалы. – ЮНИТИ, 2006. – 374 с.

7.                  Аристов О.В. Качество продукции. - М.: Экономика, 2005. – 115 с.

8.                  Гарбацевич С.Л. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий: Автореферат диссертации / С.Л. Гарбацевич. Мн. Акад. Упр. При Президенте., 2006. – 120 с.

9.                  Версан В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. – М.: Cтандарт, 2006. – 218 с.

10.             Виханский О.С. Производственный менеджмент. – М.: Гардарика, 2005. – 528 с.

11.             Зайцев О.А. Основы управления.– М.: Эномика, 2005. – 400 с.

12.             Корпышов А.Ю. Анализ затрат на качество // Теория и практика финансового анализа. – 2002. – №5. – С. 1 – 26 с.

13.             Конно, Т. Стратегия и структура японских предприятий / Т.Конно. - М.: Прогресс, 2008. - 450 с.

14.             Лапуста М.Г. Качество продукции: механизм управления. – М.: Экономика, 2005. – 340 с.

15.             Люкшинов, А.Н. Стратегический менеджмент / А.Н. Люкшинов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 323 с.

16.             Моисеева, Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М., 2008. – 350 с.

17.             Окрепилов В.В. Управление качеством. – М.: Экономика, 2004. – 229 с.

18.             Плотникова О.Р. Отраслевая система управления качеством продукции. – М.: Стандарт, 2005. – 76 с.

19.             Панов, А.И. Современный менеджмент: новые тенденции / А.И. Панов. - Н. Новгород, 2008. – 316 с.

20.             Трубилин А. Конкурентоспособность – главный фактор эффективного производства. // АПК: экономика, управление. – 2005. – №12. – С.39-46.

21.             Фатхутдинов, Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара / Р.А. Фахутдинов. – М.: Интел–синтез, 2006. – 441 с.

22.             Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 312 с.

23.             Щадов А.П. Экономическая стратегия фирмы. – СПб.: Специальная литература, 2005. – 487 с.

24.             Яншин Ф.Э. Управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ. 2006. – 415 с.

 

 


Приложение А

 

Система критериев оценки конкурентоспособности предприятия

Факторы конкурентоспо-собности и их детализация

 

Показатели

Метод расчета показателя или способ отражения информации о его значении

Конкурентоспособность продукции

По уровню качества

Коэффициент конкурентоспособности оцениваемого товара

по уровню качества

Ку = Уп/Кб,

где Уп, Уб – уровень качества оцениваемого товара и базового образца соответственно

По экономическим показателям

Коэффициент конкурентоспособности оцениваемого товара

по экономическим показателям

Кэ = (Сб-Дб)/(Сп-Дл),

где Сп, Сб – расходы, связанные с приобретением товара и образца соответственно,

Дл, Дб – сумма услуг, связанных с приобретением товара и образца соответственно

Маркетинговая деятельность

 

В отношении

продукта

Коэффициент предпродажной подготовки, характеризующий усилие предприятия к росту конкурентоспособности в результате улучшения предпродажной подготовки (в случае если продукт не требует предпродажной подготовки в отчетном периоде, то ПП принимается равным 1)

КПП = ЗПП/ЗПОП,

где ЗПП – сумма затрат на предпродажную подготовку; ЗПОП – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж

Маркетинговая деятельность

 

 

В отношении

продукта

Коэффициент изменения объема продаж, показывающий рост или снижение конкурентоспособности предприятия вследствие роста объема продаж

КИОП = ОПКОП/ОПНОП,

где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода; ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода

Рентабельность продукции

Rпрод = Прибыль от продаж/себестоимость

Ценообразование

Коэффициент уровня цен, показывающий рост или снижение конкурентоспособности предприятия из-за динамики цен на продукцию

КУЦ = (Цmax-Цmin)/2Цуф,

где Цmax максимальная цена товара на рынке;

Цmin – минимальная цена товара на рынке;

Цуф – цена товара, установленная фирмой

Доведение продукта до потребителя

Коэффициент доведения продукта до потребителя, показывающий стремление предприятия к повышению конкурентоспособности благодаря улучшению сбытовой деятельности

КСб = КИОП*ЗСБкоп/ЗСБноп,

где ЗСБкоп – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;

ЗСБноп – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода

 

Продвижение продуктов

Коэффициент предпродажной подготовки, характеризующий усилие предприятия к росту конкурентоспособности в результате улучшения предпродажной подготовки (в случае если продукт не требует предпродажной подготовки в отчетном периоде, то ПП принимается равным 1)

КПП = ЗПП/ЗПОП,

где ЗПП – сумма затрат на предпродажную подготовку;

ЗПОП – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж

 

Коэффициент использования персональных продаж, показывающий стремление предприятия к росту конкурентоспособности вследствие роста персональных продаж с привлечением торговых агентов

КИПП = ИОП*ЗПТАкоп/ЗПТАноп,

где ЗПТАкоп – сумма затрат на оплату труда торговых агентов на конец отчетного периода;

ЗПТАноп – сумма затрат на оплату труда торговых агентов на начало отчетного периода

 

Коэффициент использования связей с общественностью, показывающий стремление предприятия к росту конкурентоспособности благодаря улучшению связей с общественностью

КИСО = КИОП-ЗРкоп/ЗРноп,

где ЗРкоп – затраты на связи с общественностью на конец отчетного периода;

ЗРноп – затраты на связи с общественностью на начало отчетного периода

Финансовое состояние

 

Показатели ликвидности и платежеспособности

Коэффициент абсолютной ликвидности

Кал = Денежные средства / краткосрочные пассивы

Коэффициент критической ликвидности

Ккл = Ликвидные средства / краткосрочные пассивы

Коэффициент текущей ликвидности

Ктл = Оборотные средства / краткосрочные пассивы

Показатели финансовой устойчивости

Коэффициент автономии

Ка = Собственный капитал / стоимость всех активов

Коэффициент маневренности

Км = Оборотные средства / величина капитала

Коэффициент имущества производственного назначения

Ки = (Внеоборотные активы+запасы) / стоимость активов предприятия

Менеджмент

 

Управление предприятием

Рентабельность продаж

Rп = ПР/ валовая выручка

Рентабельность производства

Rпр = ПБ / Ф+О,

где Ф – основные средства;

О – оборотные срества

Кадровый менеджмент

Производительность труда

ПТ = Q / ППП,

где Q – объем произведенной продукции;

ППП – численность промышленно-производственного персонала

Прибыль на одного работника, доля квалифицированных работников предприятия

П на 1 работника = ПБ / ППП

Ккр = КР / ППП,

где КР – количество квалифицированного персонала

Управление качеством

Обеспечение качества продукции по международным и российским стандартам

Да / нет

Сертификация продукции

Да / нет

Структура предприятия

Эффективность структуры управления

Да / нет

Доля рынка

Коэффициент рыночной доли

КРД = ОП/ООПР,

где ОП – объем продаж продукта предприятием;

ООПР – общий объем продаж продукта на рынке

Управление затратами

Затраты на 1 руб. продукции

Зр = Себестоимость/Выручка от реализации

Финансовый менеджмент

Рентабельность собственного капитала

Ржал = ЧП/ИСС,

где ЧП – чистая прибыль;

ИСС – источники основных средств

Управление инновациями Инвестиционная деятельность

Наличие или отсутствие на предприятии инновационной деятельности

Да / нет

Объект инвестирования

Производственные вложения

Да / нет

Финансовые вклады

Да / нет

Человеческий капитал

Да / нет

Область инвестирования

Характеризует инвестиции на различных стадиях производственно-сбытового цикла

Да / нет

Снабжение

Да / нет

Производство

Да / нет

Сбыт

Да / нет

Управление

Да / нет

Организация сбытовой деятельности

 

Продвижение товаров по каналам сбыта

Рентабельность дистрибьюторской сети

Rn = Пд/Зд,

где Пд – прибыль от дистрибьюторской сети;

Зд – затраты на дистрибьюторскую сеть

Рентабельность оптовых каналов товародвижения

Rо = По/Зо,

где По – прибыль от оптовых каналов;

Зо – затраты на оптовый канал

Стимулирование сбыта

Средняя величина сидок на партии товаров для оптовиков и дистрибьюторов

Коэффициент (процент скидки)

Наличие льготных условий поставок

Да / нет

Отсрочка платежей

Да / нет

 


Приложение Б

 

Структура ООО «Компания Ступень»

 

 

 


Приложение В

 

 

Динамика основных экономических показателей деятельности

ООО «Компания Ступень» за 2007-2009 гг.

 

Показатели

Ед. изм.

Годы

Изменения

2007

2008

2009

2009

к

2007

 

2009

к

2008

 

%

2009

к

2007г

%

2009

к

2008

Объем выпускаемой продукции

т

36,7

40,6

46,5

+9,8

+5,9

126,7

114,5

Объем продаж

тыс. руб.

7350

8120

9290

+1940

+1170

126,3

114,4

Себестоимость продаж

тыс. руб.

5547

6297

7391

+1844

+1094

133,2

117,3

Валовая прибыль

тыс.

руб.

1803

1823

1899

+96

+76

105,3

104,1

Рентабельность

%

24,5

22,4

25,6

-4,1

-2

83,2

91

Фонд оплаты труда

тыс.

руб.

1728

2496

2970

+1242

+474

171,9

119,0

Среднесписочная численность работников

чел.

45

52

55

+3

+10

122,2

105,8

Среднемесячная заработная плата

руб.

3200

4000

4500

+500

+1300

140,6

112,5

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

тыс.

руб.

250

428

625

+175

+197

250,0

146,0

Фондоотдача

руб.

29,4

18,97

14,86

-14,54

-4,11

50,5

78,3

 


Приложение Г

 

План реализации конкурентных стратегий ООО «Компания Ступень»

 

Разделы, подразделы

Этапы, виды работ

1

2

1. Коммерческая деятельность

В области оптовой торговли хлебопродуктов

Сегментирование покупателей по отраслевой принадлежности, объему поставок, способу доставки, срокам сотрудничества.

Разработка стандартных принципов применения различных форм расчетов (зачеты, бартер, векселя и т.п.).

Разработка и внедрение дифференцированной ценовой политики для различных оптовых покупателей.

Разработка коммуникативной политики.

 

В области розничной торговли хлебопродуктами

Изучение мнения покупателя о конкретных видах хлебопродуктов, об уровне обслуживания, об атмосфере магазина, о часах работы магазина, предпочтениях покупателей и т.д. Ориентация на ассортиментную закупку.

Расширение ассортимента продукции.

Внедрение продажи сопутствующих товаров

В области организации коммерческой деятельности

Разработка форм оптовой торговли (по заявкам, через агентов, по усмотрению поставщика, личный отбор). Разработка форм работы с крупными потребителями (соглашения, взаимозачеты, первоочередные поставки, заявки). Организация форм работы розничной торговли (доставки на дом, система скидок, формы расчетов)

II. Работа с поставщиками

Работа по поиску поставщиков

Разработка типовых договоров и прейскурантов. Встречи с руководителями предприятий и маркетинговых служб. Участие в ярмарках, выставках и т.п.

Работа по поддержанию партнерских отношений с существующими поставщиками.

Подтверждение действующих договоров. Участие в выставках и т.п.

III. Работа с покупателями

Работа

по поиску заказов

Заключение договоров с предприятиями города и края. Участие в формировании, разработке и экспертизе инвестиционных проектов, в выставках, ярмарках. Разработка типовых договоров и прейскурантов.

Развитие дилерской сети

Организация единовременных исследований мнения потенциальных и реальных клиентов о деятельности предприятия

Разработка технологии проведения опросов и тестирования. Формирование групп внештатных агентов и интервьюеров

Рекламная

деятельность

Рекламные вставки в газеты/журналы. Канцтовары с эмблемой предприятия (календари, ручки, брелоки и т.п.). Информация в газетах, на телевидении, радио. Участие в выставках, семинарах и т.п. Почтовая рассылка рекламы.

Участие в благотворительности

Информация о работе Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия