Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа
Целью данной работы является анализ методов обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкурентоспособности и факторы ее оценки;
- проанализировать виды конкурентных преимуществ предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия;
- предложить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия.
Введение
3
1 Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки
и механизмы увеличения
5
1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы ее оценки
5
1.2 Виды конкурентных преимуществ предприятия
11
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Компания Ступень»
20
2.1 Анализ внутренней среды предприятия
20
2.2 Анализ внешней среды предприятия
22
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия
26
3 Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности
предприятия
30
3.1 Разработка конкурентной стратегии ООО «Компания Ступень»
30
3.2 Разработка плана реализации конкурентоспособности предприятия
32
3.3 Организация управления качеством продукции в ООО
«Компания Ступень»
34
Заключение
36
Список литературы
ООО Хлебозавод №22 является правопреемником ФГУП Торговли МО РФ, основной задачей которого является обеспечение воинских частей и ведомственных учреждений хлебобулочными изделиями. По этой причине данное предприятие можно считать наиболее долго находящимся на данном рынке. Пекарни не рассматриваются в качестве конкурентов, т.к. соотношение их количества (10) и доли на рынке (15 %) не делают их конкурентами по отношению к ООО «Компания Ступень».
Оценка работы конкурирующих предприятий возможна по ряду параметров. В настоящее время покупатель стал более разборчивым, чем раньше, и этот качество продукции является одним из ключевым факторов при оценке конкурентоспособности предприятия.
Не менее важным на современном уровне развития рынка является ассортимент предлагаемой продукции. Анализ рынка города и края показал, что спрос на хлебобулочные изделия и кондитерские находится в следующих пропорциях, рисунок 2.
Рисунок 2 - Рынок хлебобулочных изделий и кондитерских
Количественные характеристики ассортимента продукции представлены в таблице 1.
Т а б л и ц а 1 – Характеристика ассортимента продукции
Наименование предприятия | Хлебобулочные изделия (кол-во наименований), штук | Доля рынка, % | Кондитерские изделия (кол-во наименований), штук | Доля рынка, % | Всего наименований продукции, штук |
ОАО «Владхлеб» | 67 | 40 | 83 | 75 | 150 |
ООО «Хлебный дом» | 35 | 30 | - | - | 35 |
ООО Хлебозавод №22 | 15 | 10 | 5 | 5 | 20 |
ООО «Компания Ступень» | 30 | 20 | 20 | 20 | 50 |
Потребители являются одним из весомых факторов внешнего воздействия, поэтому необходимо определить факторы, имеющие значение для потребителей, таблица 2.
Т а б л и ц а 2 - Потребительская оценка критериев
Критерий | Удельный вес, % |
Вкус | 32 |
Свежесть | 25 |
Цена | 32 |
Дизайн упаковки | 6 |
Известность торговой марки | 5 |
Очевидно, что, по мнению потребителей на первое место ставятся качество и цена продукции.
Поскольку продукция, выпускаемая сравниваемыми предприятиями достаточно разнообразна, проведем сравнительный анализ продукции, выпускаемые всеми анализируемыми предприятиями – хлеб «Подольский».
По итогам проведенного исследования продукции получаем следующие данные, таблица 3.
Т а б л и ц а 3 – Параметры хлеба «Подольского»
Наименование компании | Качество продукции | Цена за ед., руб. | Дизайн упаковки | Известность торговой марки |
ОАО «Владхлеб» | + | 22 | + | + |
ООО «Хлебный дом» | + | 20 | + | + |
ООО Хлебозавод №22 | + | 18 | - | + |
ООО «Компания Ступень» | + | 20 | - | + |
Приведенные в таблице 3 данные дают основания оценить уровень качества, цены и дизайна упаковки одного из наиболее часто покупаемых товаров, выпускаемого всеми анализируемыми фирмами – хлеб «Подольский».
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия
Для более объективной информации конкурентоспособности проведем оценку ООО «Компания Ступень» и ее конкурентов с использованием двух методик: SWOT-анализ и методика сравнительного анализа конкурентов.
Сравнительный анализ конкурентов помогает выявить следующие факты:
- сильные и слабые стороны в деятельности конкурентов;
- определение по совокупной оценке наиболее сильных и наиболее слабых конкурентов;
- выбор атаковых или оборонительных стратегий по отношению к конкретным конкурентам.
SWOT - анализ позволяет разработать перечень стратегических действий, направленных на усиление конкурентных позиций предприятия и его развитие.
Результаты сравнительного анализа результативности деятельности фирм-конкурентов представлены в таблице 4.
Т а б л и ц а 4 – Сравнительный анализ
Критерий | ООО «Компания Ступень» | ОАО «Владхлеб» | ООО «Хлебный дом» | ООО Хлебозавод №22 |
Имидж фирмы | 3 | 5 | 3 | 2 |
Концепция продукта | 4 | 5 | 3 | 3 |
Качество продуктов | 5 | 5 | 5 | 4 |
Рыночная доля | 4 | 5 | 4 | 3 |
Цена продукции | 4 | 3 | 4 | 5 |
1 – позиция очень плохая; 2 - плохая; 3 - средняя; 4 - хорошая; 5 - отличная. |
На основании данных из таблицы 4 построим многоугольник конкурентоспособности, рисунок 3.
Рисунок 3 - Многоугольник конкурентоспособности
Так, проанализировав полученные результаты, можно сказать следующее.
ООО «Компания ступень» занимает устойчивое положение среди конкурентов. Она по общему итогу проигрывает лишь ОАО «Владхлеб», отставая от лидера имиджу фирмы и концепции продукта. Но находится в более выигрышном положении относительно стоимости изготавливаемой продукции.
ООО «Хлебный дом», занимающий одинаковую долю рынка с ООО «Компания Ступень», тем не менее, отстает практически по всем параметрам, сохраняя свою нишу только благодаря специфичной направленности.
ООО Хлебозавод №22 отстает по всем критериям конкурентоспособности, сохраняя свое место на рынке производителей хлебобулочных изделий, лишь благодаря своему прошлому.
Для более глубокого анализа конкурентоспособности ООО «Компания Ступень», исследуем ее сильные и слабые стороны с помощью SWOT-анализа. Помимо этого данная методика позволяет выделить наиболее важные возможности и угрозы, сложившиеся на рынке, таблица 5.
Т а б л и ц а 5 - SWOT-анализ ООО «Компания Ступень»
| Список сильных сторон: | Список слабых сторон: | |||
- Широкий ассортимент - Ценовая политика - Качество продукции | - Слабый имидж - Отсутствие продукции с учетом национальных, религиозных факторов | ||||
Список возможностей: - Расширение ассортимента - «Раскрутка» компании
| - Участие в выставках типа «Лучший товар года» - Участие в ярмарках
| - Проведение рекламных кампаний, акций по раскрутке новых направлений, новой продукции - Проведение конкурсов, лотерей для покупателей продукции | |||
Список угроз: - Вытеснение с рынка более сильной кампанией
| - Сохранение уровня качества при существующей ценовой политике | (Не заполняется) |
Информация о работе Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия