Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа
Целью данной работы является анализ методов обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкурентоспособности и факторы ее оценки;
- проанализировать виды конкурентных преимуществ предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия;
- предложить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия.
Введение
3
1 Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки
и механизмы увеличения
5
1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы ее оценки
5
1.2 Виды конкурентных преимуществ предприятия
11
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Компания Ступень»
20
2.1 Анализ внутренней среды предприятия
20
2.2 Анализ внешней среды предприятия
22
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия
26
3 Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности
предприятия
30
3.1 Разработка конкурентной стратегии ООО «Компания Ступень»
30
3.2 Разработка плана реализации конкурентоспособности предприятия
32
3.3 Организация управления качеством продукции в ООО
«Компания Ступень»
34
Заключение
36
Список литературы
2) потребности покупателей в данном продукте различаются, причем, сам продукт можно использовать по-разному;
3) незначительное число конкурирующих фирм опирается на подобный подход к дифференциации.
- Возможности применения стратегии ниш для получения конкурентного преимущества.
Фирма-продавец концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка, разрабатывает маркетинговые подходы и производит товары в расчете на удовлетворение потребителей именно этих групп покупателей. Согласно такой стратегии товар обязан в максимальной степени отвечать потребностям соответствующей группы потребителей. Фирма детально изучает рынок с целью выявления оптимального сегмента своей деятельности и анализирует сегменты по экономическим, коммерческим и социальным характеристикам. По каждому сегменту рынка фирма конструирует отдельную маркетинговую программу, хотя это связано с построением долгосрочных стратегических целей и увеличением расходов.
Обычно фирма выделяет специфический сегмент рынка через низкие цены и уникальное предложение. Она может контролировать издержки, концентрируя усилия на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специальной группы потребителей, создавая высокую репутацию при обслуживании рынка, который может не удовлетворяться и не покрываться деятельностью конкурентов, т.е. представлять собой в определенном смысле «рыночное окно».
Концентрирование начинается с выбора рыночной ниши, характеризующейся определенными требованиями и предпочтениями покупателей. Она может быть выделена в силу географического положения, особых требований к использованию продукции или в силу специфических свойств продукции, удовлетворяющих потребителей ниши.
Успех стратегии концентрирования, основанной на дифференцировании, зависит от наличия целевого сегмента рынка, требующего, чтобы продукция обладала какими-то особыми качествами. Стратегия концентрированного маркетинга довольно привлекательна для фирм с ограниченными ресурсами, малых предприятий, когда вместо концентрации усилий на небольшой доле крупного рынка фирма предпочитает концентрировать свои усилия на большой доле одного или нескольких рыночных сегментов. Фирма обеспечивает прочную рыночную позицию в выбранных сегментах, поскольку имеет подробнейшую информацию о требованиях этих сегментов, прекрасно знает особенности запросов потребителей и пользуется хорошей репутацией. Ей удается добиться определенной экономии во многих сферах своей деятельности за счет узкой специализации и направленности своей работы.
Стратегия концентрирования очень широко применяется для существенного снижения затрат. Выгодно снизить затраты, применяя стратегию концентрирования, удается в случае, если фирма находит пути значительного снижения затрат, ограничивая свою клиентскую базу строго определенным сегментом покупателей.
Сегменты рынка, благоприятные для использования стратегии концентрирования, должны обладать одной или несколькими из перечисленных ниже характеристик:
- сегмент достаточно велик для извлечения прибыли;
- сегмент обладает высоким потенциалом для развития;
- сегмент не дает успеха большинству конкурентов;
- фирма, концентрирующаяся на сегменте, обладает квалификацией и ресурсами, необходимыми для эффективного обслуживания сегмента;
- фирма, концентрирующаяся на сегменте, может защитить себя от конкурентов за счет установившихся хороших отношений с клиентами и лучших возможностей обслуживания покупателей в сегменте.
Применение особых методов концентрирования при обслуживании целевой рыночной ниши является основой защиты от пяти конкурирующих сил. Конкуренты не обладают равными возможностями обслуживания целевой клиентуры фирмы, применяющей стратегию концентрирования. Особые приемы фирмы, применяющей стратегию концентрирования, дают ей преимущество в конкуренции, препятствующее внедрению в ее рыночную нишу. Ее особые приемы являются также препятствием для тех, кто желает заменить ее. В какой-то степени незаключение деловых сделок влиятельными клиентами зависит от их нежелания иметь дело с фирмами, обладающими меньшими возможностями для удовлетворения их нужд.
Концентрирование действует хорошо, если:
- обслуживание целевой рыночной ниши требует значительных затрат и усилий от большой массы конкурентов;
- когда ни один конкурент не пытается специализироваться в обслуживании той же самой целевой рыночной ниши;
- когда ресурсы фирмы не позволяют ей успешно обслуживать обширный сегмент рынка;
- когда промышленные отрасли (сегменты) имеют большие различия в размерах, уровне развития, доходности и интенсивности пяти конкурирующих сил, делающих некоторые сегменты более притягательными, чем другие.
Указанные группы конкурентных стратегий применимы для фирм, успешно действующих на национальных рынках. Как показывает ряд исследований существуют особые конкурентные преимущества, присущие ТНК и связанные с мультинационализацией их деятельности. Мультинациональные преимущества могут как дополнять и усиливать конкурентные преимущества компаний, действующих на внутреннем рынке, так и иметь самостоятельное значение.
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Компания Ступень»
2.1 Анализ внутренней среды предприятия
ООО «Компания Ступень» является частным предприятием. Зарегистрировано Отделом регистраций предприятий Администрации Фрунзенскому района г. Владивостока 20.06.1995г. Предприятие является обществом с ограниченной ответственностью, то есть юридическим лицом – коммерческой организацией, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданным в целях извлечения прибыли.
Общество действует на основании Гражданского Кодекса РФ, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», иного действующего законодательства, Устава Общества.
Является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Имущество общества составляют основные фонды и оборотные средства, а также иное имущество.
Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет прибыли от его деятельности.
Целью предприятия является получение прибыли и достижение стабильного роста, что подразумевает:
1) получение стабильной прибыли и ее увеличение путем предоставления новых услуг. Направление прибыли на развитие предприятия;
2) постепенное наращивание оборотного капитала;
3) увеличение производственной мощности предприятия за счет введения в действие новых торговых площадей и модернизации имеющихся;
4) оптимизация организационной структуры предприятия;
5) стабилизация и рост доходов сотрудников предприятия путем индексации их с учетом инфляции.
В соответствии с Уставом ООО «Компания Ступень», основными видами деятельности являются:
- реализация товаров народного потребления;
- оптовая и розничная торговля товарами народного потребления;
- производство хлебобулочных и кондитерских изделий;
- коммерческо-посредническая и торгово-закупочная деятельность;
- другие виды деятельности, не противоречащие законодательству.
Общество для достижения целей своей деятельности вправе совершать сделки, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах.
Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен на продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги. Общество осуществляет учет результатов работы, контроль за ходом производства, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет.
ООО «Компания Ступень» сосредоточило в настоящее время основные усилия на производстве и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий. На данный момент предприятие выпускает более 50 наименований хлебобулочной и кондитерской продукции.
В настоящее время в ООО «Компания Ступень» постоянно работает 55 человек (Приложение Б).
Для оценки эффективности работы ООО «Компания Ступень» необходимо проанализировать результаты его работы в динамике за 3 года, приведенные в Приложении В.
Из представленных данных следует неравномерность изменения основных технико-экономических показателей ООО «Компания Ступень».
Результаты хозяйственной деятельности свидетельствуют о том, что компания имеет некоторое улучшения показателей эффективности управления и торговой деятельности. Продукция, выпускаемая ООО «Компания Ступень» пользуется спросом у населения. В перспективе предприятие планирует расширение производства, в частности создание филиалов в г. Артеме и г. Находка.
Учитывая ежедневную потребность в хлебобулочных изделиях, а также изменения, происходящие в структуре питания, когда хлеб стал одним из основных продуктов питания для большинства жителей города для социально незащищенных слоев населения, ООО «Компания Ступень» взяло на себя разработку целевой программы «Здоровье через хлеб» с привлечением ученых ДВО РАН.
Целью реализации этой программы является освоение профилактических сортов хлеба с добавкой бета каротина, способствующего укреплению иммунной системы.
Реализация намеченных планов по открытию торговых точек, специализирующихся на реализации кондитерских изделий, диетических и лечебных сортов хлеба позволит создать рабочие места.
2.2 Анализ внешней среды предприятия
Ни один хозяйствующий субъект не может существовать в экономическом вакууме. Всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку формируют ее внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности. В первую очередь это бизнес-партнеры, с которыми предприятие связывают деловые интересы, - клиенты, поставщики, заказчики, подрядчики, конкуренты.
Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. В настоящее время хлебопекарный бизнес располагает большими возможностями для увеличения количества предприятий, создания развитой конкурентной среды, новых рабочих мест.
В рыночной экономике предприятия действуют в условиях конкуренции. Никогда не следует забывать о конкурентах. Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма.
Для проведения анализа первоначально необходимо собрать сведения о конкурентах, показать достоинства и недостатки конкурирующих предприятий, определить сферу влияния каждого из них на рынок, показать, кто из них имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественна.
В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.
Как известно, существует 4 типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия [21, c. 167].
Рынок хлебопродуктов г. Владивосток и Приморского края следует отнести ко второму типу, т.е. монополистическая конкуренция. Для него свойственна следующая характеристика:
Много фирм, производящих сходные продукты. Влияние над ценами ограничено возможностью замены. Продукты дифференцированы для сегментов рынка. Относительно легкий вход и выход с рынка.
Изучение структуры рынка необходимо, чтобы получить сведения о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках.
Структура Владивостокского рынка представлена примерно 10 хлебозаводами, в числе которых ОАО «Владхлеб», Хлебозавод №22, ООО «Хлебный дом» и ООО «Компания Ступень», суммарная доля которых составляет около 85 % рынка, и порядка 20 пекарен, на которые приходится около 15 % рынка, рисунок 1.
Данные предприятия снабжают своей продукцией г. Владивосток, пригород и города края.
Рисунок 1 - Анализ рынка хлебопродуктов
Из анализа рынка хлебопродуктов очевидно, что ближайшим конкурентом ООО «Компания ступень» является ООО «Хлебный дом», занимающий такие же позиции на рынке.
Также ближайшими конкурентами ООО «Компании ступень» являются ООО Хлебозавод №22 (15 % рынка) и ОАО «Владхлеб» (30 % рынка).
ОАО «Владхлеб» является известным производителем хлебобулочных и кондитерских изделий на рынке Приморского края и г. Владивостока. На сегодняшний день он является лидером на рынке хлебопродуктов, как поставщик широкого ассортимента хлебобулочных и кондитерских изделий высокого качества. Является поставщиком во многие торговые точки на всей территории города и края.
ООО «Хлебный дом» также является успешным производителем хлебобулочных изделий. Однако его ассортимент уступает ассортименту ОАО «Владхлеб», т.к. «Хлебный дом» специализируется только на выпуске хлебобулочных изделий широкого ассортимента и различной рецептуры.
ООО «Хлебный дом» занимает достаточно специфичную нишу на рынке хлебопродукции края, являясь постоянным поставщиком отделов «здоровое питание» и ресторанов, специализирующихся на национальных кухнях. Ввиду этого достаточно ограничен спектр покупателей.
Информация о работе Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия