Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ методов обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкурентоспособности и факторы ее оценки;
- проанализировать виды конкурентных преимуществ предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия;
- предложить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия.

Содержание

Введение
3
1 Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки
и механизмы увеличения
5
1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы ее оценки
5
1.2 Виды конкурентных преимуществ предприятия
11
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Компания Ступень»
20
2.1 Анализ внутренней среды предприятия
20
2.2 Анализ внешней среды предприятия
22
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия
26
3 Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности
предприятия
30
3.1 Разработка конкурентной стратегии ООО «Компания Ступень»
30
3.2 Разработка плана реализации конкурентоспособности предприятия
32
3.3 Организация управления качеством продукции в ООО
«Компания Ступень»
34
Заключение
36
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ методов обеспечения конкурентоспособности предприятия в обеспечении потребностей рынка.doc

— 481.00 Кб (Скачать)


 

 

Оглавление

Введение

3

1 Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки

и механизмы увеличения

5

1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы ее оценки

5

1.2 Виды конкурентных преимуществ предприятия

11

2 Анализ конкурентоспособности ООО «Компания Ступень»

20

2.1 Анализ внутренней среды предприятия

20

2.2 Анализ внешней среды предприятия

22

2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия

26

3 Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности

предприятия

30

3.1 Разработка конкурентной стратегии ООО «Компания Ступень»

30

3.2 Разработка плана реализации конкурентоспособности предприятия

32

3.3 Организация управления качеством продукции в ООО

«Компания Ступень»

34

Заключение

36

Список литературы

38

Приложение А Система критериев оценки конкурентоспособности

предприятия

40

Приложение Б Структура ООО «Компания Ступень»

44

Приложение В Динамика основных экономических показателей

деятельности ООО «Компания Ступень» за 2007-2009 гг.

45

Приложение Г План реализации конкурентных стратегий ООО

«Компания Ступень»

46

 

 


Введение

 

Конкуренция представляет собой наличие на рынке большого количества независимых продавцов и покупателей, которые имеют возможность свободно входить на рынок и покидать его.

В такой ситуации предприятие может быть конкурентоспособным тогда, когда возможна реализация его основной цели – максимизация прибыли за счет завоевания симпатий потребителя, а это возможно при условии создания на предприятии соответствующего постоянно действующего организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность является одним из важнейших показателей состояния предприятия как хозяйствующего субъекта, который определяет перспективы его дальнейшего развития, возможность достижения стратегический целей и заданий. Поддержка и повышение конкурентоспособности может рассматриваться как одна из функциональных стратегических целей предприятия.

Одним из важнейших составляющих компонентов организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия следует считать управление качеством продукции. Качество, реализованное в производственных процессах, товарах и услугах, может обеспечить фирме значительные конкурентные преимущества на целевых рынках. Отсутствие же научно обоснованных стратегий управления качеством продукции предприятия может лишить его, с одной стороны, уже завоеванных конкурентных позиций на рынках, а с другой – сделать невозможным эффективное ведение конкурентной борьбы на новых рынках, поскольку качество продукции, как известно, является одним из главных конкурентных преимуществ товара.

Как показывает практика и результаты исследований в публикуемых материалах по этой проблеме, особенности функционирования механизмов обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях формирования рыночных отношений зависят от способов взаимодействий спроса и предложений на конкретном рынке: характеристики рынков по сферам экономики, степени контроля и методов маркетинговых исследований, вариантов формирования рыночных ситуаций, специфики рынка, обусловленной динамикой его развития и т.д.

В современных условиях рыночной экономики одним из насущных и важных приоритетов в обеспечении конкурентоспособности предприятий является определение основных аспектов стратегического и тактического планирования маркетинга. Этим обусловлена актуальность данной темы.

Целью данной работы является анализ методов обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие конкурентоспособности и факторы ее оценки;

- проанализировать виды конкурентных преимуществ предприятия;

- провести анализ конкурентоспособности предприятия;

- предложить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия.

При написании данной работы использовались работы отечественных авторов по вопросам конкурентоспособности предприятий, таких как, Р.А. Магомедова, Р.А. Фатхутдинова, Е.Ф. Волонцевич и др. Материалы периодических изданий, и специализированных интернет-сайтов, посвященных данной проблематике.

 

 


1 Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения

 

1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы ее оценки

Конкуренция - это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:

1) Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [12, c.92].

Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.

Такое определение конкуренции предполагает, что: участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты; конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как: важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения; наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии.

2) Конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка [14, c. 103].

Это определение предполагает только конкуренцию продавцов, имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3) Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов. Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере [17, c. 116].

В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.

Интенсивность конкуренции зависит в первую очередь от: модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок); формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации); стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке; мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели; типа предпринимательских реакций на изменения на рынке; степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке.

Именно конкуренция оживляет рынок, заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять желания потребителей, заставляет при вступлении в ту или иную отрасль новых фирм расширять производство и снижать цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства, заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства и обеспечивает обстановку, способствующую техническому и общественному прогрессу [9, c. 36].

В известном смысле конкуренция - двигатель прогресса. Конкурентная среда - рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю. Единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар. На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и тем же категориям покупателей. Конкурентная борьба - совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента. Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

1) размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;

2) темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок;

3) мощности - излишние мощности приводят к падению цен;

4) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;

5) цена;

6) уровень стандартизации товаров - покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;

7) мобильные технологические модули;

8) требования к размерам необходимых капитальных вложений - жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;

9) вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;

10) экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;

11) быстрое обновление ассортимента продукции [6, c. 53].

Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке. Конкурентная позиция - сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента [10, c. 75].

Существует три подхода к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; и, в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам (необходимо отметить, что в рамках понятия конкурентоспособность в отличие от конкуренции это свойство имеет самостоятельное значение, а не является следствием первого).

Исходя из этих условий, можно заключить, что конкурентоспособность объекта - это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников.

Данное определение представляет наиболее общую, применимую без исключения ко всем объектам характеристику [14, c. 69].

Практика показывает, что финансового благополучия наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т.е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей. Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:

1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме;

3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.

Информация о работе Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия