Разработка корпоративного кодекса ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность, на сегодняшний день, Кодекса состоит в том, что корпоративное поведение должно обеспечивать высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка, а значит, что те, на кого он рассчитан должны тем или иным образом заявить о его использовании в своей деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Корпоративный кодекс ВУЗа как инструмент формирования корпоративной культуры ………………………………………………………...7
1.1. Роль корпоративной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения ………………………………………………….…7
1.2. Корпоративная культура и корпоративный кодекс ВУЗа………...…12
Глава 2. Составление корпоративного кодекс высшего учебного заведения ………………………………………………………………………...16
2.1. Основные принципы и требования к составлению корпоративного кодекса ………………………………………………………………………...…16
2.2. Основные составляющие корпоративного кодекса………………….19
Глава 3. Корпоративный кодекс Московского энергетического института………………………………………………………………………....26
Заключение………………………………………………………………….……35
Список используемой литературы……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

разработка корпоративного кодекса ВУЗа.doc

— 206.50 Кб (Скачать)
Пример 4
Из кодекса крупной британской компании:

«…Вам разрешено  использовать Интернет в личных целях, однако в этом случае им можно пользоваться, только если это не вредит работе, например, во время обеденного перерыва.

Установленное сетевое средство защиты не позволяет  Вам получать доступ к некоторым  сайтам.

Ни при каких  обстоятельствах Вам не разрешается  посещать сайты либо передавать информацию оскорбительного, порочащего, клеветнического  или порнографического характера, а также передавать материалы, запрещенные законом. Передача таких материалов и посещение таких сайтов может рассматриваться как серьезное дисциплинарное нарушение. Наше решение по поводу того, носят ли материалы оскорбительный характер, окончательно и обсуждению не подлежит…

Политика нашей  компании в отношении электронной почты основывается на следующем принципе: пользоваться электронной почтой могут все, кто работает с компьютером. Это позволяет использовать электронную почту для выполнения заданий, поручаемых Вам в рамках работы в нашей компании.

Вам разрешено  использовать электронную почту  в личных целях, однако Вы должны придерживаться правил пользования. Невыполнение этих правил может рассматриваться как  серьезное дисциплинарное нарушение и повлечь применение соответствующих дисциплинарных мер по отношению к Вам…»

    Приложения:

  • схема структуры  компании;
  • словарь;
  • перечень должностей компании.

    Во  многих компаниях существуют четкие правила взаимодействия с клиентами, которые должны быть документально зафиксированы для того, чтобы каждый сотрудник имел возможность ознакомиться с ними и руководствоваться ими в работе (пример 5). В таком случае корпоративный кодекс может быть дополнен такими разделами, как «Корпоративная книга продаж», «Техника проведения переговоров», «Правила телефонного общения», «Участие в выставках», в каждом из которых зафиксирована ценная информация, изучению которой сотрудник будет обязан посвятить отдельное время8.

Пример 5
Из кодекса отечественной торговой компании:

Правила общения с клиентами

1. Главный принцип общения с клиентами.

Общение сотрудников  с клиентами должно способствовать созданию комфортных условий обслуживания клиентов в Компании. 
При общении с клиентом следует соблюдать следующие правила:

2. Исключительное отношение к любому и каждому клиенту.

2.1. Общение сотрудника  Компании с клиентом должно  происходить в вежливой форме  с вниманием и готовностью  разрешить возникшие вопросы  (просьбы) клиента.

2.2. При общении  с клиентом от сотрудников  Компании требуется:

  • выдержка и терпимость по отношению к клиенту;
  • умение слушать и спокойно воспринимать позицию клиента;
  • не поддаваться эмоциональному воздействию клиента.

2.3. Сотруднику  Компании считается недопустимым  разговаривать с клиентом с  интонациями угрожающими или звучащими недружелюбно.

3. Избежание категорических отказов в ответ на просьбу клиента.

3.1. Следует избегать  категорических отказов в ответ  на вопрос (просьбу) клиента. Невозможность  уступки или отказ должны быть  мотивированы.

3.2. Сотрудник не может запретить клиенту иметь свою позицию, но он обязан объяснить ему позицию Компании по данному вопросу.

3.3. При желании  клиента обсудить возникшую ситуацию  с руководством Компании сотрудник  доводит спорный вопрос до  сведения руководства перед обращением клиента.

4. Уважительное и бережное отношение к времени клиента.

4.1. Следует уважительно  относиться к времени клиента  и не заставлять его ждать  сотрудника Компании.

4.2. Если по  истечении времени, за которое  предполагалось решить вопрос, решение еще не принято, об этом следует немедленно поставить в известность клиента и спросить, согласен ли он перенести время решения вопроса.

4.3. На случай  возможности обращения клиента  в момент отсутствия сотрудника  Компании следует оставить необходимую  информацию для него.

5. Ответственное поведение сотрудника Компании в присутствии клиента.

5.1. Общение между  сотрудниками Компании в присутствии  клиента должно быть безукоризненно  вежливым и корректным, а также  официальным, по имени и отчеству  или по полному имени.

5.2. Недопустимо  отвлекать сотрудника в процессе  его общения с клиентом.

5.3. Следует помнить,  что недопустимо обсуждать при  клиенте внутренние вопросы Компании, а также вопросы, не относящиеся  к деловым.

5.4. Если  работа с клиентом может выполняться несколькими сотрудниками Компании, сотрудники не должны в присутствии клиента обсуждать, кто будет с ним работать.

 

    Глава 3. Корпоративный  кодекс   Московского  энергетического  института (МЭИ)

    Специалисты отмечают, что очень важно, чтобы  в разработке корпоративного кодекса принимали все сотрудники организации, чтобы кодекс не был «спущенными сверху» правилами, чтобы нормы не были навязанными и не отвечали интересам только одной стороны. Логично, что в большом коллективе невозможно создавать кодекс «с нуля», собрав все пожелания, поэтому всегда кем-то сначала готовится проект, который потом обсуждается всем коллективом, а уже после обсуждения на основе проекта и высказанных предложений готовится окончательная версия документа.

    МЭИ нужен корпоративный кодекс для того чтобы:

    - Введение корпоративного кодекса  чаще всего, при его соблюдении  всеми, кого он касается, приносило  пользу.

    - При соблюдении норм, относящихся  к развитию моральных и профессиональных  качеств студентов и сотрудников  МЭИ выиграем прежде всего мы сами, так как рост репутации вуза отразится на востребованности его выпускников, а репутация выпускников, в свою очередь, положительно отразится на имидже вуза (вспомните Гарвард, Йель, Оксфорд, Кембридж - в квалификации выпускников и сотрудников этих вузов не сомневается никто в мире).

    - Кто-то может возразить по предыдущему  пункту, что у МЭИ и так прекрасная  репутация. На это ответим так:  даже МГУ им. Ломоносова, являясь  признанным первым вузом страны, не входит даже в первые 50 высших  учебных заведений мира.

    - Цель кодекса - не ограничить  кого-то в его правах и не  провозгласить банальные недосягаемые  истины. Цель кодекса - совместная  работа вуза, его сотрудников  и студентов на будущее друг  друга. Такая работа возможна, только если все будут понимать, что это необходимо, что нужно к чему-то стремимся. Это не стремление к физическому получению диплома, это стремление к элитарности, к положению в обществе и бизнесе, это стремление к успешности и знаку качества под названием МЭИ.

    Последние абзацы, возможно, очень высокопарны, но, тем не менее, они отражают то, ради чего создается корпоративный кодекс МЭИ. Далее ознакомимся в проектом кодекса МЭИ.

    Комментарий к Кодексу корпоративной  этики МЭИ.

    В МЭИ в настоящее время проходит трудный процесс определения  своего места и путей развития в новых непростых условиях.

    В 2006 г. были приняты «Основные направления  развития МЭИ на период до 2010 г.».

    В 2008 г. Ученый Совет МЭИ принял решение  о внедрении в МЭИ системы  менеджмента качества. На первом этапе  этой работы были сформулированы «Миссия МЭИ», «Политика МЭИ в области качества» и «Цели МЭИ в области качества». В результате была скорректирована структура МЭИ и приняты некоторые изменения в Уставе МЭИ.

    В феврале 2009 г. Ученый Совет рассматривал вопрос о трансформации МЭИ в национальный исследовательский университет и соответствующем переходе в автономные учреждения.

    Все перечисленные документы в совокупности с кадровой политикой составляют единый вектор развития МЭИ и определяют нашу деятельность на ближайшие годы. Однако они ничего не говорят о развитии наших моральных устоев, взаимоотношений в нашем большом университетском коллективе. Поэтому фундамент развития МЭИ будет непрочным без определения наших базовых принципов в сфере моральных ценностей, в сфере нашего повседневного общения, без понимания того, какие взаимоотношения мы хотим выстроить в нашем коллективе. Недаром все серьезные фирмы и организации уделяют огромное внимание решению этих проблем.

    Попыткой  ответить на эти вопросы является разработка проектов Кодекса корпоративной этики МЭИ и Этических норм и правил МЭИ.

    Основная  идея Кодекса заключается в определении  МЭИ как единой семьи (alma mater), в  которой у каждого члена есть свои права и обязанности. Причем в эту семью входят не только сотрудники и студенты, но и все выпускники МЭИ, с которыми Университет поддерживает постоянную связь. Выпускники и МЭИ оказывают друг другу взаимную поддержку и посильную помощь.

    Нужно ценить все то положительное, что было создано предыдущими поколениями мэевцев. Задача каждого - внести свой достойный вклад в успешное развитие МЭИ в нынешних сложных условиях. Для этого необходима продуманная целенаправленная совместная работа всех. Залогом успешной совместной работы является взаимоуважительная демократичная творческая атмосфера в Университете.

    В Кодексе декларируются базовые  принципы, которые выработаны разными  поколениями и характерны прежде всего для МЭИ. Это - высокий профессионализм, творческий подход, активная жизненная  позиция, честность и доброжелательность.

    Второй  документ - Этические нормы и правила МЭИ - определяет некую общую духовно-моральную систему координат для всех нас - студентов, сотрудников, администрации и общественных организаций. Он не отменяет действующие Правила внутреннего распорядка МЭИ.

    КОДЕКС  КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ ГОУВПО "Московский энергетический институт (технический университет)"

    «Настоящий Кодекс определяет основополагающие нравственные принципы, выработанные коллективом университета за время существования МЭИ, выполняемые в работе, учебе и повседневной жизни, и является своеобразным кодексом чести, необходимым для повышения эффективности деятельности всех сотрудников и студентов, формирования здорового психологического климата в университете и роста престижа МЭИ.

    Мы - преподаватели, сотрудники и студенты МЭИ - являемся полноправными и ответственными членами нашего университетского сообщества, мы стремимся, чтобы профессионализм, нравственность и культура всегда были отличительной чертой каждого из нас.

      НАШИ БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ:

    - МЭИ - наша "а1ma matег", все мы - студенты, сотрудники, выпускники - часть МЭИ, МЭИ - наша большая семья, объединенная общими целями, задачами, традициями и культурой;

    - Мы гордимся своим Университетом,  мы сохраняем и поддерживаем  славные традиции и высокие  морально-нравственные принципы, выработанные всеми предыдущими поколениями студентов и сотрудников МЭИ. Мы заботимся о престиже МЭИ, поэтому не допускаем фальсификации и коррумпирования учебного процесса;

    - Мы считаем, что высокий профессионализм,  творческий подход и активная жизненная позиция - основа престижа МЭИ в государстве и обществе. Эффективная совместная работа является для нас самой надежной гарантией благополучного будущего;

    - Мы создаем реальность, в которой  живем и действуем. Нас касается  все, что происходит в нашем Университете; каждый, кто заметил проблему или нарушение дисциплины, но прошел мимо и не помог их устранить, также несет ответственность за проявленное бездействие;

    - Мы соблюдаем этические нормы  и правила поведения, принятые  в Университете, и показываем пример своим внешним видом и поведением;

    - Мы свободно выражаем свои  мысли и мнение, если  это   не ограничивает права других  и проводится в цивилизованной  форме;

    - Мы не допускаем любые формы  дискриминации и насилия над  личностью по религиозным убеждениям, полу, возрасту и национальной принадлежности;

    - Основное правило, которым мы  руководствуемся в отношениях  между членами коллектива, - взаимное  уважение, честность и доброжелательность.

    МЭИ - наш родной дом навсегда!»9.

    ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

    Московского энергетического института (технического университета)

    I. Цели и задачи

    Данный  свод этических норм и правил определяет основы взаимоотношений в коллективе МЭИ, а также между членами  трудового коллектива и администрацией Университета. 

    II. Взаимоотношения между администрацией и трудовым коллективом

    Администрация Университета строит отношения с  сотрудниками и студентами на принципах  долгосрочного взаимодействия, уважения и четкого исполнения взаимных обязательств.

    Коллектив и руководство Университета проявляют внимание к индивидуальным особенностям каждого сотрудника и студента.

    В МЭИ приветствуется инициатива и  творческий подход к работе и учебе  при соблюдении принципа субординации и существующих рамок полномочий.

    Все сотрудники и студенты имеют равные возможности самореализации и карьерного роста.

    Для обеспечения эффективной работы в МЭИ вводится система менеджмента  качества, предусматривающая четкое разделение обязанностей сотрудников  и подразделений и контроль их исполнения.

    При общении руководства и подчиненных по рабочим вопросам недопустимы попытки давления с любой стороны, а также принятие решений, не соответствующих принципам справедливости и интересам МЭИ. 

    III. Общие правила поведения в  коллективе

    Основное  правило общения преподавателей, сотрудников и студентов -это уважительное, доброжелательное и честное отношение друг к другу и ко всем окружающим нас людям, внимание к их нуждам и правам, а также осознанная ответственность за свои действия и последствия, к которым они приводят. Не допускаются любые виды унижения людей.

    Неприемлемо непристойное, распущенное поведение  в любой форме: словесной, письменной или физической (непристойные шутки, нецензурные выражения, оскорбительные жесты, рукоприкладство и т.п.).

Информация о работе Разработка корпоративного кодекса ВУЗа