Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 21:39, курсовая работа
Актуальность, на сегодняшний день, Кодекса состоит в том, что корпоративное поведение должно обеспечивать высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка, а значит, что те, на кого он рассчитан должны тем или иным образом заявить о его использовании в своей деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Корпоративный кодекс ВУЗа как инструмент формирования корпоративной культуры ………………………………………………………...7
1.1. Роль корпоративной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения ………………………………………………….…7
1.2. Корпоративная культура и корпоративный кодекс ВУЗа………...…12
Глава 2. Составление корпоративного кодекс высшего учебного заведения ………………………………………………………………………...16
2.1. Основные принципы и требования к составлению корпоративного кодекса ………………………………………………………………………...…16
2.2. Основные составляющие корпоративного кодекса………………….19
Глава 3. Корпоративный кодекс Московского энергетического института………………………………………………………………………....26
Заключение………………………………………………………………….……35
Список используемой литературы……………………………………………...36
Внедрить разработанный кодекс можно приказом «сверху». Это тоже вариант. Люди прочитают, распишутся - и забудут. В лучшем случае - запомнят что есть в компании какой-то документ под название «Корпоративный кодекс». Но гораздо эффективнее будет постепенное внедрение под руководством признанных лидеров компании, при поддержке инициативной группы, на собственном примере. Люди должны осознать, принять, понять и применять на деле зафиксированные на бумаге правила и принципы. Только в этом случае корпоративный кодекс станет воплощением философии компании, ее стратегии и тактики в отношениях: руководство-сотрудники, сотрудники-сотрудники, руководство-сотрудники-внешний мир.
Корпоративная культура существует в любой компании. И здесь неважно - занимался ли кто-то ее целенаправленным формированием и «выращиванием» или она сложилась сама собой в процессе роста и функционирования компании. Уже сама система взаимоотношений в компании, стиль руководства, принятый стиль делового общение в треугольнике Руководство-Сотрудник-Клиент, стиль принятия решений и улаживания конфликтов, да просто психологическая атмосфера в компании - это и есть ее корпоративная культура. А дальше - все это можно (если стоит такая задача) - зафиксировать на бумаге и назвать Корпоративным кодексом. Тем более, что некоторые документы, составляющие кодекс - Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о конфиденциальности и персональных данных - вообще являются обязательными документами для любой компании. Например ПВТР регламентирует взаимоотношения Работника и Работодателя на основе требований ТК РФ. Поэтому есть требования к их составлению, они должны содержать следующие пункты:
1. Общие положения
2. Порядок приема и перевода
3. Прекращение трудового договора
4. Основные права и обязанности Работников
5. Основные права и обязанности Работодателя
6. Рабочее время и время отдыха
7. Оплата труда
8. Поощрения за успехи в работе
9. Ответственность Работника
10. Ответственность Работодателя
11. Социальное обеспечение
12. Техника безопасности
13. Порядок рассмотрения трудовых споров
Но при желании в те же ПВТР можно вписать и другие разделы, помимо обязательных.
Мы в своей компании, исходя из наших потребностей, добавили туда еще несколько пунктов под общим названием Правила поведения в офисе:
* пользование мобильной связью в офисе;
* правила общения с клиентами лично и по телефону;
* рабочее место;
* внешний вид сотрудников;
* пользование IT-ресурсами.
Для
некоторых компаний, где деятельность,
взаимоотношения, дресс-код максимально
стандартизированы и
Корпоративные Кодексы этики стали применяться в HR-практике не так давно, примерно с конца XX в. Как правило в этих кодексах описывается принятая в компании система ценностей и корпоративная культура. По версии журнала «Fortune 500» около 80% предприятий, входящих в списки лучших компаний мира, имеют собственные кодексы этики. Например, наша компания входит в группу компаний, в которой принят и действует Кодекс этики. Соответственно подобный Кодекс должен быть официально утвержден и претворен в жизнь в каждой компании Группы. Кодекс этики устанавливает основные направления и принципы, которыми следует руководствоваться сотрудникам в своей деятельности. Эти принципы распространяются на пять основных областей:
* Сотрудники
* Отношения со сторонними
* Отношения с органами государственной власти
* Безопасность, Охрана здоровья и окружающей среды
* Эффективность, контроль и
Кодексы
пишутся как для работника, так
и для работодателя. Чтобы и
та, и другая сторона понимала свои
права и обязанности. Указанные направления
и принципы конечно не могут охватить
любую возможную ситуацию, возникающую
в жизни. Их цель - служить проводником
в сложном мире сегодняшнего бизнеса и
способствовать формированию знаний о
правилах поведения сотрудника в возникшей
ситуации.
2.2. Основные составляющие корпоративного кодекса
Попытка
определить понятие корпоративной
культуры зачастую ставит в тупик
не только руководителей предприятий,
но и сотрудников HR-службы. Одна из причин
затруднения заключается в
Новый
сотрудник, пришедший в компанию,
имеет о ней минимальные
Объединить,
структурировать и сделать
кодекса (справочника) или корпоративной книги компании.
Содержание корпоративного кодекса зависит от величины компании, ее структуры, численности персонала и, собственно, количества правил и регламентов. Так, содержание корпоративного кодекса крупной компании может существенно отличаться от пунктов аналогичного документа организации с количеством персонала в 50–70 человек. Более сложная, многоуровневая структура предприятия, наличие отдельных субкультур в региональных филиалах и, как следствие, многочисленных процедур и инструкций, предполагает необходимость создания более объемного кодекса, чем при более простой системе управления небольшой компании.
Кроме того, прописывая корпоративный кодекс компании, следует четко определить читательскую аудиторию и ожидаемый результат от прочтения. В данной статье речь идет о внутреннем документе, направленном на получение сотрудниками всей необходимой информации о компании. Но возможен вариант, когда читателями кодекса могут стать клиенты, посетители и гости. В последнем случае он может быть оформлен в виде небольшого буклета и содержать сведения о компании, ее миссии и истории, клиентах, самых ярких проектах, а внутренние нормы и правила могут иметь второстепенное значение либо не освещаться совсем7 (пример 1).
Пример 1 |
Из Корпоративного
кодекса All Motion Group
|
В свою очередь, внутренними потребителями изложенной в кодексе информации могут быть как абсолютно все сотрудники компании, так и отдельные группы. В случае необходимости подачи информации выборочно можно сделать несколько различных экземпляров документа. В них будет присутствовать как общий свод норм и правил, так и отдельные, предназначенные для конкретного подразделения или филиала, процедуры, принципы систем вознаграждения, инструкции и т. п.
Рассмотрим основные пункты возможного содержания корпоративного кодекса с учетом потребностей в основной информации работников всех уровней. Предложенный вариант содержания можно видоизменять, добавляя или удаляя позиции в зависимости от необходимости раскрытия той или иной информации.
Введение. Раздел должен включать:
Процедуры компании. В разделе описывают важные процедуры, действие которых распространяется на всех сотрудников:
Внутренний распорядок. Приводят основные правила и график работы:
Пример 2 |
Из корпоративного
кодекса украинской страховой компании:
«Внешний вид
сотрудника является не только выражением
его личного отношения к Из Корпоративного кодекса All Motion Group: «Сотрудники Компании могут одевать на работу одежду в свободном стиле в зависимости от их личных вкусов и предпочтений. Если сотруднику предстоит деловая встреча или мероприятие, на котором он будет представлять Компанию, он должен быть одет в соответствии с требованиями делового этикета…» |
Мотивационная политика компании. В разделе описывают:
Политики компании. Раздел может содержать ряд таких моментов, как:
* конфиденциальность информации (пример 3);
* общение внутри компании (этикет);
* корпоративные мероприятия.
Пример 3 |
Из кодекса
крупной компании в сфере рекламы:
« Сохранение конфиденциальности
|
Правила и инструкции. Раздел может включать: