Разработка корпоративного кодекса ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность, на сегодняшний день, Кодекса состоит в том, что корпоративное поведение должно обеспечивать высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка, а значит, что те, на кого он рассчитан должны тем или иным образом заявить о его использовании в своей деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Корпоративный кодекс ВУЗа как инструмент формирования корпоративной культуры ………………………………………………………...7
1.1. Роль корпоративной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения ………………………………………………….…7
1.2. Корпоративная культура и корпоративный кодекс ВУЗа………...…12
Глава 2. Составление корпоративного кодекс высшего учебного заведения ………………………………………………………………………...16
2.1. Основные принципы и требования к составлению корпоративного кодекса ………………………………………………………………………...…16
2.2. Основные составляющие корпоративного кодекса………………….19
Глава 3. Корпоративный кодекс Московского энергетического института………………………………………………………………………....26
Заключение………………………………………………………………….……35
Список используемой литературы……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

разработка корпоративного кодекса ВУЗа.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

    Внедрить  разработанный кодекс можно приказом «сверху». Это тоже вариант. Люди прочитают, распишутся - и забудут. В лучшем случае - запомнят что есть в компании какой-то документ под название «Корпоративный кодекс». Но гораздо эффективнее будет постепенное внедрение под руководством признанных лидеров компании, при поддержке инициативной группы, на собственном примере. Люди должны осознать, принять, понять и применять на деле зафиксированные на бумаге правила и принципы. Только в этом случае корпоративный кодекс станет воплощением философии компании, ее стратегии и тактики в отношениях: руководство-сотрудники, сотрудники-сотрудники, руководство-сотрудники-внешний мир.

    Корпоративная культура существует в любой компании. И здесь неважно - занимался ли кто-то ее целенаправленным формированием и «выращиванием» или она сложилась сама собой в процессе роста и функционирования компании. Уже сама система взаимоотношений в компании, стиль руководства, принятый стиль делового общение в треугольнике Руководство-Сотрудник-Клиент, стиль принятия решений и улаживания конфликтов, да просто психологическая атмосфера в компании - это и есть ее корпоративная культура. А дальше - все это можно (если стоит такая задача) - зафиксировать на бумаге и назвать Корпоративным кодексом. Тем более, что некоторые документы, составляющие кодекс - Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о конфиденциальности и персональных данных - вообще являются обязательными документами для любой компании. Например ПВТР регламентирует взаимоотношения Работника и Работодателя на основе требований ТК РФ. Поэтому есть требования к их составлению, они должны содержать следующие пункты:

       1. Общие положения

       2. Порядок приема и перевода

       3. Прекращение трудового договора

       4. Основные права и обязанности  Работников

       5. Основные права и обязанности  Работодателя

       6. Рабочее время и время отдыха

       7. Оплата труда

       8. Поощрения за успехи в работе

       9. Ответственность Работника

      10. Ответственность Работодателя

      11. Социальное обеспечение

      12. Техника безопасности

      13. Порядок рассмотрения трудовых  споров

    Но  при желании в те же ПВТР можно  вписать и другие разделы, помимо обязательных.

    Мы  в своей компании, исходя из наших потребностей, добавили туда еще несколько пунктов под общим названием Правила поведения в офисе:

        * пользование мобильной связью  в офисе;

        * правила общения с клиентами  лично и по телефону;

        * рабочее место;

        * внешний вид сотрудников;

        * пользование IT-ресурсами.

    Для некоторых компаний, где деятельность, взаимоотношения, дресс-код максимально  стандартизированы и формализованы  – такие правила обязательны. Например, для банков, консалтинговых компаний.

    Корпоративные Кодексы этики стали применяться в HR-практике не так давно, примерно с конца XX в. Как правило в этих кодексах описывается принятая в компании система ценностей и корпоративная культура. По версии журнала «Fortune 500» около 80% предприятий, входящих в списки лучших компаний мира, имеют собственные кодексы этики. Например, наша компания входит в группу компаний, в которой принят и действует Кодекс этики. Соответственно подобный Кодекс должен быть официально утвержден и претворен в жизнь в каждой компании Группы. Кодекс этики устанавливает основные направления и принципы, которыми следует руководствоваться сотрудникам в своей деятельности. Эти принципы распространяются на пять основных областей:

        * Сотрудники

        * Отношения со сторонними организациями  и клиентами

        * Отношения с органами государственной власти

        * Безопасность, Охрана здоровья  и окружающей среды

        * Эффективность, контроль и отчетность

    Кодексы пишутся как для работника, так  и для работодателя. Чтобы и  та, и другая сторона понимала свои права и обязанности. Указанные направления и принципы конечно не могут охватить любую возможную ситуацию, возникающую в жизни. Их цель - служить проводником в сложном мире сегодняшнего бизнеса и способствовать формированию знаний о правилах поведения сотрудника в возникшей ситуации. 

    2.2. Основные составляющие  корпоративного кодекса

    Попытка определить понятие корпоративной  культуры зачастую ставит в тупик  не только руководителей предприятий, но и сотрудников HR-службы. Одна из причин затруднения заключается в отсутствии документального отображения ценностей компании, традиций, правил и норм, регулирующих поведение персонала.

    Новый сотрудник, пришедший в компанию, имеет о ней минимальные сведения и даже после получения более  полной информации по прошествии времени  может нуждаться в уточнении отдельных моментов. Многочисленные внутренние документы (должностные инструкции, приказы, положения и схемы) не в состоянии сформировать у новичков целостного представления о предприятии, обязательных правилах и нормах поведения, стандартах работы.

    Объединить, структурировать и сделать информацию удобной для восприятия и эффективного усвоения можно с помощью корпоративного

кодекса (справочника) или корпоративной книги компании.

    Содержание  корпоративного кодекса зависит  от величины компании, ее структуры, численности  персонала и, собственно, количества правил и регламентов. Так, содержание корпоративного кодекса крупной  компании может существенно отличаться от пунктов аналогичного документа организации с количеством персонала в 50–70 человек. Более сложная, многоуровневая структура предприятия, наличие отдельных субкультур в региональных филиалах и, как следствие, многочисленных процедур и инструкций, предполагает необходимость создания более объемного кодекса, чем при более простой системе управления небольшой компании.

    Кроме того, прописывая корпоративный кодекс компании, следует четко определить читательскую аудиторию и ожидаемый  результат от прочтения. В данной статье речь идет о внутреннем документе, направленном на получение сотрудниками всей необходимой информации о компании. Но возможен вариант, когда читателями кодекса могут стать клиенты, посетители и гости. В последнем случае он может быть оформлен в виде небольшого буклета и содержать сведения о компании, ее миссии и истории, клиентах, самых ярких проектах, а внутренние нормы и правила могут иметь второстепенное значение либо не освещаться совсем7 (пример 1).

Пример 1
Из Корпоративного кодекса All Motion Group
  1. Кто мы? 
    All Motion Group - это крупное, суверенное BTL Рекламное агентство. Годом рождения организации считается год 2004, когда компания Volia Promotion перешла на новый виток своего развития…»
  2. Наша миссия 
    Мы способствуем достижению успеха нашего клиента посредством привлечения всех ресурсов агентства. Успех клиента - это наш успех!
  3. Система ценностей 
    Командный дух, атмосфера творчества и вовлеченности. 
    Быстрая реакция на внешние и внутренние изменения. 
    Креативные идеи. 
    Увлекательный творческий процесс - получение яркого результата.
  4. Наши преимущества 
    Залогом успеха наших проектов является оригинальность, креативность, нестандартность и инновационность решений в предложениях и оказываемых услугах. 
    Команда сотрудников All Motion Group - это сильный, слаженный механизм, состоящий из экспертов и профессионалов. Каждый сотрудник Компании - яркая, амбициозная, харизматичная личность. Всех нас объединяет корпоративный дух, уверенность в будущем, ответственность за результат и вера в успех…
  5. Мы успешны потому, что 
    Мы ОПЕРАТИВНЫЕ и ГИБКИЕ, легко адаптируемся к изменениям требований Клиента…
  6. Наша команда (описание сотрудников, забавные фотографии, цитаты).
  7. Мы можем (описание самых известных и ярких проектов).
  8. Конституция All Motion Group (преамбула и свод общих правил).
 

    В свою очередь, внутренними потребителями  изложенной в кодексе информации могут быть как абсолютно все  сотрудники компании, так и отдельные  группы. В случае необходимости подачи информации выборочно можно сделать  несколько различных экземпляров документа. В них будет присутствовать как общий свод норм и правил, так и отдельные, предназначенные для конкретного подразделения или филиала, процедуры, принципы систем вознаграждения, инструкции и т. п.

    Рассмотрим  основные пункты возможного содержания корпоративного кодекса с учетом потребностей в основной информации работников всех уровней. Предложенный вариант содержания можно видоизменять, добавляя или удаляя позиции в зависимости от необходимости раскрытия той или иной информации.

    Введение. Раздел должен включать:

  • обращение к сотруднику с пояснением предназначения данного документа и его содержания, а также имена и должности сотрудников, которые смогут ответить на возникшие в процессе чтения вопросы;
  • историю компании (самые яркие события, проекты, описание направления деятельности);
  • организационную структуру (может быть представлена в виде схемы в приложении), краткое описание функций и задач основных подразделений;
  • миссию компании, ее цели и принципы.

    Процедуры компании. В разделе описывают важные процедуры, действие которых распространяется на всех сотрудников:

  • прием на работу (необходимые документы, процедура);
  • адаптация;
  • оценка деятельности сотрудников (цели, правила и форма проведения оценки);
  • система обучения в компании (принципы, возможности, виды обучения);
  • прекращение трудовых отношений (процедура увольнения).

    Внутренний  распорядок. Приводят основные правила и график работы:

  • рабочее время;
  • выходные и праздники;
  • отпуск;
  • рабочее место;
  • внешний вид (пример 2).
Пример 2
Из корпоративного кодекса украинской страховой компании:

«Внешний вид  сотрудника является не только выражением его личного отношения к окружающим, заставляет быть более собранным  на рабочем месте, но и формирует  у клиентов мнение о Компании в  целом. Поэтому личный имидж сотрудника — это часть имиджа Компании, и относиться к нему надо соответственно (пример)…»

Из Корпоративного кодекса All Motion Group:

«Сотрудники Компании могут одевать на работу одежду в  свободном стиле в зависимости  от их личных вкусов и предпочтений. Если сотруднику предстоит деловая встреча или мероприятие, на котором он будет представлять Компанию, он должен быть одет в соответствии с требованиями делового этикета…»

 

    Мотивационная политика компании. В разделе описывают:

  • структуру вознаграждения;
  • виды премий (перечень, доступ, условия оформления, описания программ, например страхования);
  • возможности (принципы и условия повышения уровня вознаграждения).

    Политики  компании. Раздел может содержать ряд таких моментов, как:

    * конфиденциальность информации (пример 3);

    * общение внутри компании (этикет);

    * корпоративные мероприятия.

Пример 3
Из кодекса крупной компании в сфере рекламы:

« Сохранение конфиденциальности

  1. Защита деловой конфиденциальной информации и профессиональных тайн жизненно важна для интересов и успеха корпоративного центра Компании и бизнесов, которые он курирует.
  2. Сотрудникам запрещается разглашать информацию, отнесенную к конфиденциальной.
  3. Конфиденциальной информацией считается:
    • личная информация о сотруднике, размер его заработной платы и вознаграждений;
    • компьютерные коды и программы, а также информация о конфигурации оборудования, используемом программном обеспечении, данные о механизмах обработки и передачи информации;
    • финансовая информация, а также маркетинговые стратегии, разработка новых данных, незавершенные проекты и предложения, методы исследования и стратегии развития, производство запатентованной продукции;
    • научная, аналитическая информация или любая другая, раскрытие которой может привести к значительным финансовым потерям для Компании».
 

    Правила и инструкции. Раздел может включать:

  • правила пользования служебным транспортом ;
  • правила работы с офисной техникой, электронной почтой и т. д. (пример 4);
  • правила безопасности;
  • схему расположения помещений;
  • получение необходимой информации и помощь (ответственные лица).

Информация о работе Разработка корпоративного кодекса ВУЗа