Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 21:39, курсовая работа
Актуальность, на сегодняшний день, Кодекса состоит в том, что корпоративное поведение должно обеспечивать высокий уровень деловой этики в отношениях между участниками рынка, а значит, что те, на кого он рассчитан должны тем или иным образом заявить о его использовании в своей деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Корпоративный кодекс ВУЗа как инструмент формирования корпоративной культуры ………………………………………………………...7
1.1. Роль корпоративной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения ………………………………………………….…7
1.2. Корпоративная культура и корпоративный кодекс ВУЗа………...…12
Глава 2. Составление корпоративного кодекс высшего учебного заведения ………………………………………………………………………...16
2.1. Основные принципы и требования к составлению корпоративного кодекса ………………………………………………………………………...…16
2.2. Основные составляющие корпоративного кодекса………………….19
Глава 3. Корпоративный кодекс Московского энергетического института………………………………………………………………………....26
Заключение………………………………………………………………….……35
Список используемой литературы……………………………………………...36
Для университета, как корпорации, важно иметь единую политику
научно-исследовательской деятельности, это эффективно цементирует университетскую общественность. И деньги можно на этом заработать, и получить иные не материальные дивиденды.
Эффективность
деятельности университета в значительной
мере в существенной степени определяется
такими факторами, как персонал, особенно
профессорско-
В
структуру понятия «
Значение корпоративной культуры для любого коллектива выражается в определенных действиях. Если попытаться все же выделить ее компоненты, то логично говорить о следующем. Корпоративная культура сплачивает коллектив, способствует его единству и цельности, организационной идентичности, но при этом ни в коей мере не утрачивается идентичность каждого входящего в него человека, не нивелируются его способности и талантливость. Именно корпоративная культура дает всем членам коллектива внутригрупповое представление об университете, вызывает патриотические чувства и чувства ответственности, способствует стабильности и преемственности.
В свою очередь это формирует у сотрудников ощущение надежности университета и своего положения в нем, вырабатывает чувства социальной защищенности - «обо мне всегда подумают».
Понимание сущности университетской корпоративная культуры помогает всем приходящим в коллектив, в том числе по совместительству, преемственно воспринимать достигнутое, устоявшееся, сложившееся, не нарушая его. Корпоративная культура помогает всем членам коллектива правильно понимать и интерпретировать происходящие в университете события, становиться им сопричастным. Корпоративная культура стимулирует самосознание и высокую ответственность каждого за выполнение своих функций, поставленных перед всем коллективом и лично перед ним задач.
Коллективно следует подумать о наиболее приемлемом для университета типе, образе внутренней среды, не навязчивой, органически вписывающейся в наше сознание. По большому счету надо выработать, сформировать философию университета и его корпоративной культуры.
Может, управленцам по персоналу стоит подумать и предложить коллективу «нашинские» ритуалы, а почему бы не учредить строгий по форме и уникальный значок, который можно было бы носить с нескрываемой гордостью.
Корпоративная культура исходит из философии университета, которая должна быть определена и соответствующим образом утверждена, поддержана и осознана всеми. Условием эффективной мотивации персонала является искреннее желание всего коллектива претворить в жизнь философию университета. Во многом поучителен пример американской компании «Тандем Компьютеринг», где каждому новому члену коллектива вручается книга под названием «Понять нашу философию», в которой объясняются принципы и логика функционирования компании.
Главное для компании - каждый должен чувствовать себя частью «команды», работать на ее общий успех. Это, естественно, проецируется и на такой коллектив, как университет.
Поэксплуатируем утраченную терминологию - каждый, кто учится, работает в университете должен как бы нести с собой «Знак Качества Моего Университета».
Без единой системы ценностей, норм, правил коллектив не может устойчиво функционировать и достигать поставленных целей. И все это должно логично сложиться на основе традиции и привнесение в них здорового начала.
Только
ежедневно действуя в соответствии
с корпоративными ценностями, соблюдая
установленные нормы и правила поведения,
сотрудник может стать полноценным членом
свой организации, соответствуя внутригрупповым
социальным ожиданиям и предъявляемым
требованиям.
1.2. Корпоративная культура и корпоративный кодекс ВУЗа
Российские и западные специалисты считают, что из трех способов управления организацией (в том числе и вузом) – авторитарного (при помощи приказов, указаний, инструкций и жесткого контроля за их исполнением); экономического (при помощи системы стимулирования); ценностного (через нормы и правила) – последний в настоящее время недооценен и является наиболее эффективным. Корпоративная культура – один из трех основных способов управления организацией, наряду с управленческой иерархией и рынком. Корпоративная культура – это признаваемые в организации правила поведения (ценности; социальные, коммуникативные и моральные нормы; ритуалы; фирменный стиль) и правила управления (организационная структура, коммуникации, кадровая политика).
Корпоративная культура разрабатывается и внедряется отнюдь не из филантропических намерений. Она имеет сугубо практическую направленность и если построена грамотно и умело, то способна решать две важнейшие задачи. Во-первых, способствовать успешному развитию вуза путем расширения рыночной ниши за счет предоставления образовательных услуг с соблюдением высоких стандартов; параллельно создается высокая репутация учебного учреждения на рынке. Во-вторых, получить максимальную отдачу от человеческого капитала вуза за счет создания благоприятного социально-психологического климата, достойной оплаты, предоставления сотрудникам возможности развиваться, получать дополнительные льготы и привилегии.
Корпоративные ценности - это набор гласных и негласных правил, при помощи которых администрация и сотрудники определяют приоритеты, формируют систему поведения для достижения целей организации. Обычно различают этические, социально-экономические и коммуникативные ценности.
Этические
ценности определяют, что для организации
может быть плохим и хорошим, нравственным
и безнравственным. Социально-экомические
ценности описывают: как строится бизнес,
каков общий стратегический подход к выбору
ключевого преимущества организации (универсальность,
специализация, “нишевой” подход), какова
структура издержек и правил экономического
взаимодействия (деканат – вуз в целом,
филиалы и вуз), каковы приемлемые и желаемые
темпы роста, каков основной принцип построения
структуры вуза (создается под конкретных
людей или под определенные задачи). Коммуникативные
ценности описывают: отношение сотрудников
к работе и принципы горизонтальны коммуникаций;
отношение руководства к подчиненным
и принципы вертикальных коммуникаций;
отношение подчиненных к руководству;
отношение профессорско-
Корпоративные ритуалы - это совокупность действий и мероприятий, которые демонстрируют сотрудникам ценности организации. Условно корпоративные ритуалы можно подразделить на ритуалы поощрения, ритуалы порицания и ритуалы объединения. Ритуалы поощрения призваны показать одобрение вузом определенных достижений или стиля поведения сотрудника и/или студента, которые списываются в рамки корпоративных ценностей. Ритуалы порицания сообщают о неодобрении в отношении человека, который нарушил нормы принятой корпоративной культуры (увольнение, понижение в должности, штраф, снижение заработной платы). Ритуалы объединения помогают всем сотрудникам осознать свою общность с вузом. Это различного рода конференции, семинары, различные мероприятия, совместные поездки и пр.
Корпоративный кодекс - это документ конкретной организации, который описывает: правила корпоративной культуры, повышающие эффективность работы каждого сотрудника и студента и проясняющие для внешнего мира основные принципы поведения и управления вузом; процедуры внедрения правил поведения и управления учебным процессом в вузе; механизмы контроля за их исполнением6.
Структура корпоративного кодекса может включать разные элементы: миссия вуза; его ценности и нормы, стратегические заявления руководства; описание образовательных услуг; описание стиля руководства; описание фирменного стиля, отношение к сотрудникам; ритуалы и мифы.
Так как систему управления вузом не принято сертифицировать в соответствии с международными или российскими стандартами, то такие элементы системы управления, как организационная структура, внутренние и внешние коммуникации, кадровая политика (карьера, ротации кадров, система обучения, система мотивации) должны быть включены в Корпоративный кодекс вуза.
Возможен вариант, когда Корпоративный кодекс ограничивается только описанием ценностей организации. В этом случае кодекс называют этическим. Этический кодекс – это свод основополагающих для вуза морально-нравственных норм и принципов, процедур их внедрения в учебный процесс высшего учебного заведения, а также механизмов контроля за их исполнением.
В настоящее время наиболее распространены два вида кодексов – профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.
В зависимости от идентичности специалиста (с организацией или с профессиональным сообществом) более значимым для него будет кодекс профессиональной или корпоративной этики.
Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для “свободных профессий”, где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа – кодекс врачей. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности (адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлтеры, PR-специалисты и т.д.).
Кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Также кодекс усиливает значимость принадлежности к профессии, его принятие косвенно может являться обрядом “обращения в профессию” (например, принятие клятвы Гиппократа и допуск к лечебной работе у врачей).
Когда наиболее значимые этические дилеммы задаются организацией, деятельность сотрудников регламентируется корпоративным кодексом.
Глава 2. Составление корпоративного кодекс высшего учебного заведения
2.1. Основные принципы и требования к составлению корпоративного кодекса
Корпоративный Кодекс создается, как правило, для того, чтобы документально оформить уже сложившуюся корпоративную культуру, зафиксировать в письменном виде принятые в компании ценности и правила, привнести в нее элементы идеальной модели компании. Это как «яблочко» в мишени – в него не всегда попадают, но целиться нужно всегда только в «яблочко». Иначе какой смысл стрелять?
Разработка любого корпоративного кодекса начинается с формулировки миссии компании. Важно понимать принципиальное отличие миссии от цели компании. Основное их отличие – направленность: цель направлена вовнутрь, миссия – во внешний мир. То есть цель – это то, что хочет компания для себя, своего благополучия. А миссия – предназначение компании, то есть в буквальном смысле ответ на вопрос: «Как, достигая своей бизнес-цели, компания встраивается в общество и для чего она (компания) нужна этому обществу: клиентам, партнерам, государству в целом?» Можно сказать, что миссия это внутренний (направленный на своих работающих сотрудников) и внешний (направленный на общество в целом) PR компании.
Миссия - краеугольный камень корпоративной культуры и первый пункт корпоративного кодекса. Оптимальным является вариант, когда в разработку миссии включены все сотрудники компании, или хотя бы руководители среднего уровня и топ-менеджмент. Эта вовлеченность создает дополнительную заинтересованность и сопричастность, и миссия будет уже не просто словами, навязанными «сверху», а выстраданным и рожденным детищем, близким и понятным всем членам команды.