Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:14, курсовая работа
Задачей работы является выбор отдельных направлений стратегии развития предприятия. Объектом исследования является промышленное предприятие ОАО «Филит». Актуальность выбора темы также выразилась в том, что в настоящее время на предприятии возникла необходимость в выборе технологической стратегии развития, которая была бы выражена в виде мероприятий по модернизации производственного оборудования, увеличению объема производства за счет выпуска новой продукции и, соответственно, получение дополнительной прибыли на предприятии.
Целью работы является построение стратегии развития предприятия и её реализация на примере ОАО «Филит». В рамках работы был проведен анализ деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения, выявлены все возможности, опасности, сильные и слабые стороны его деятельности.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии…………………………5
1.1 Понятие и сущность стратегии…………………………………………..5
1.2 Выбор стратегии…………………………………………………………10
1.3 Реализация стратегии в организации………………………………...…15
Глава 2. Разработка и реализация стратегии развития на предприятии ОАО«Филит»……………………………………………………………………..…17
2.1.Краткая характеристика отрасли и предприятия как объекта управления …………………………………………………………………………..17
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия…………………..20
2.3.Выработка технологической стратегии развития на ОАО«Филит» ....23
2.4Новые направления в технологической стратегии развития предприятия…………………………………………………………………………27 2.5Реализация технологической стратегии на ОАО«Филит»……………30
Заключение…………………………………………………………………..…. 32
Список использованной литературы…………………………………………..34
Четвертым типом являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике. В этих случаях организации прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит для предприятия болезненно.
Выделяют четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:
1.2
Разработка стратегии
Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные шаги: уяснение текущей стратегии; проведение анализа портфеля продукции; выбор стратегии организации и оценку выбранной стратегии.
Уяснение текущей стратегии очень важно потому, что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится организация, и какие стратегии она реализует. А. Томпсон и А. Стрикланд считают, что необходимо оценить по пять внешних и внутренних факторов, чтобы разобраться с реализуемой стратегией.
Внешние
факторы: размах деятельности предприятия
и степень разнообразия продукции,
диверсифицированность
Внутренние факторы: цели организации; критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции; отношение к финансовому риску, как со стороны руководства, так и в соответствии с реальной практикой, осуществляемой финансовой политикой; уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР; стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки).
Анализ портфеля продукции представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Анализ портфеля продукции дает наглядное представление о том, как отдельные части бизнеса взаимосвязаны между собой. С помощью анализа портфеля продукции могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание.
Выделяют семь шагов проведения анализа портфеля продукции:
В зависимости от ответов на данные вопросы руководство может прийти к выводу о необходимости формирования нового портфеля продукции и
определить желаемый портфель продукции в соответствии с тем, какой из вариантов может лучшим образом способствовать достижению организацией своих целей.
Подводя общий итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что матрицы анализа портфеля продукции сами по себе не являются инструментом принятия решения. Они только показывают состояние портфеля продукции, которое должно учитываться руководством для принятия решения.
Выбор
стратегии предприятия
При анализе внешней среды, прежде всего, обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут продолжать серьезную опасность для деятельности организации, а с другой стороны открывать дополнительные возможности для нее. Обычно рассматриваются экономические, технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические, международные факторы.
Проведя анализ внешней среды, руководство переходит к анализу внутренней среды. Этот анализ позволяет оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Анализ основан на управленческом обследовании следующих функциональных зон:
В результате руководство выявляет те зоны, которые требуют немедленного вмешательства и те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.
Анализ
внешней и внутренней среды может
проводиться с помощью SWOT – анализа.
На основе SWOT-анализа строится SWOT-матрица,
в которой сопоставляются сильные стороны
и слабые стороны с возможностями и угрозами
(Рисунок 1).
Возможности
1 2 3 … |
Угрозы
1 2 3 … | |
Сильные
стороны
1 2 3 … |
Поле «сильные стороны и возможности» («СИВ») | Поле «слабые стороны и возможности» («СЛВ») |
Слабые
стороны
1 2 … |
Поле «сильные стороны и угрозы» («СИУ») | Поле «слабые стороны и угрозы» («СЛУ») |
Рисунок 1 – SWOT-матрица
Таким образом, можно выявить
проблемы предприятия, и для
их устранения выбрать
Сильные стороны отрасли и сильные стороны организации зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста. Ведущие сильные предприятия должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемые их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых для предприятия отраслях, обладающих большими задатками для роста.
Слабые предприятия должны вести себя по-другому. Им следует выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль. Например, если попытки усилиться в быстро растущей отрасли с помощью стратегий концентрированного роста не приводит к желаемому состоянию, предприятие должно реализовать одну из стратегий сокращения.
А. Томпсон и А. Стрикланд предложили следующую матрицу выбора стратегии в зависимости от динамики роста рынка на продукцию и конкурентной позиции предприятия (рисунок 2).
Быстрый рост рынка
II квадрат стратегий
1.пересмотр стратегий 1. концентрация
2.горизонтальная интеграция
3.сокращение
4.ликвидация
Слабая конкуренция
III квадрат стратегий IV квадрат стратегий
1.сокращение расходов 1.центрированная диверсификация
2.диверсификация
3.сокращение 3. совместное предприятие в новой
4.ликвидация
Рисунок 2 Матрица
Томпсона и Стрикланда
Оценка
выбранной стратегии в основном осуществляется
в виде анализа правильности и достаточности
учета при выборе стратегии основных факторов,
определяющих возможности осуществления
стратегии. Вся процедура оценки выбранной
стратегии, в конечном счете, подчинена
одному: приведет ли выбранная стратегия
к достижению предприятием своих целей.
И это является основным критерием оценки
выбранной стратегии.
1.3
Реализация стратегии
предприятия
Реализация стратегии направлена на решение следующих трех задач. Во-первых, это установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация. Во-вторых, это установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами с тем, чтобы сориентировать деятельность организации на осуществление выбранной стратегии. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам организации, как её структура, система мотивирования и стимулирования, нормы и правила поведения, квалификация работников и менеджеров и т.п. В-третьих, это выбор и приведение в соответствии с осуществляемой стратегией, стиля лидерства и подхода к управлению организацией. Все три задачи решаются посредством изменения. Поэтому именно изменение является сердцевиной выполнения стратегии. И именно поэтому изменение, которое проводится в процессе реализации стратегии, называется стратегическим изменением.
Проведение
изменений в организации
Перестройка организации предполагает основательное изменение организации, затрагивающее её миссию. Подобные изменения могут возникнуть тогда, когда предприятие меняет свою отрасль и соответственно меняется её продукт и место на рынке.
Информация о работе Разработка и реализация стратегии развития на предприятии ОАО«Филит»