Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 07:52, курсовая работа
Цель данной работы состоит в разработке стратегии для ЧОП «Торнадо».
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия;
разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки деловой стратегии…………....5
1.1 Понятие деловой стратегии, ее разработка………………………...5
1.2 Виды стратегий………………………………………………………8
Глава 2. Анализ внутренний и внешней среды ООО ЧОП «Торнадо»……..16
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………...16
2.2 Анализ внешней среды предприятия……………………………….18
2.3 SWOT-анализ…………………………………………………………22
Глава 3. Разработка стратегии и её реализация……………………………….26
3.1 Определение миссии и целей организации…………………………26
3.2 Выбор стратегии на основе SWOT-анализа………………………...27
3.3 Совершенствование деловой стратегии…………………………….31
Заключение………………………………………………………………….38
Список используемой литературы…………………………
сопоставление с соответствующими стадиями жизненного цикла товара, спроса или технологии;
формулировку стратегических задач, которые придется решать в процессе достижения целей;
установление сроков решения задач (по этапам);
определение потребностей в ресурсах.
Маркетинговые стратегии (Ф. Котлер) [4, c.112]. По мнению Ф. Котлера, фирма в конкурентной борьбе может играть одну из 4 ролей. Стратегия маркетинга определяется положением компании на рынке, является ли она лидером, претендентом, последователем или занимает некую нишу:
1. Лидер (доля на рынке порядка 40%) ощущает себя уверенно. Лидеру рынка принадлежит наибольшая доля рынка определенного продукта. Для того чтобы упрочить доминирующее положение, лидеру необходимо стремиться к расширению рынка в целом, привлекая новых потребителей, находя новые способы потребления и применения продукции. Для защиты своей доли рынка лидер использует стратегии позиционной, фланговой и мобильной обороны, упреждающих ударов и отражения атаки, вынужденного сокращения. Большинство лидеров рынка стремятся лишить конкурентов самой возможности перехода в наступление.
2. Претендент на лидерство (доля на рынке около 30%). Такая компания агрессивно атакует лидера и других конкурентов. В рамках специальных стратегий претендент может использовать следующие варианты атак:
«фронтальная атака» - ведется по многим направлениям (новым товарам и ценам, рекламе и сбыту), эта атака требует значительных ресурсов.
«окружение» - попытка атаковать всю или значительную рыночную территорию рынка.
«обход» - переход к производству принципиально новых товаров, освоению новых рынков.
«атака гориллы»- небольшие порывистые атаки не совсем корректными методами.
3. Последователь-(доля 20%) компания, которая стремиться сохранить свою долю рынка и обойти все мели. Однако даже последователи должны придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличения доли рынка. Последователь может играть роли подражателя или двойника
4. Окопавшийся в рыночной ниши – (доля 10%) обслуживает небольшой сегмент рынка, до которых нет дела крупным фирмам. Традиционно эту роль играл малый бизнес, сегодня стратегию ниш используют и крупные компании. Ключ к нишам - специализация. Компании, ориентирующие в нишах, выбирают одну или несколько областей специализации: по конечным пользователям, по вертикали, в зависимости от размеров клиентов, на особых клиентах, по географическому принципу, по продукту, на индивидуальном обслуживании покупателей, на определенном соотношении качества/цене, на обслуживании, на каналах распределения. Несколько ниш предпочтительнее одной.
Основные конкурентные стратегии (М. Портер). По мнению Фатхутдинова Р.А. автора книги «Стратегический менеджмент» Портер выделяет пять основных конкурентных стратегий:
1. Стратегия лидерства по издержкам, предусматривающая снижение полных издержек производства товаров или услуг.
2. Стратегия широкой дифференциации, направленная на придание товарам специфических черт, отличающих их от товаров фирм-конкурентов, что способствует привлечению большого количества покупателей
3. Стратегия оптимальных издержек, дающая возможность покупателям получить за свои деньги большую ценность за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации продукции. Задача состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные издержки и цены относительно производителей продукции с аналогичными чертами и качеством.
4. Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках, ориентирована на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства
5. Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит свою цель обеспечение представителей выбранного сегмента товарами или услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям.
По мнению автора А.Т. Зуб, М. Портер выделяет три ключевые общие стратегии: лидерство по затратам, дифференциация и фокусирование. Рассмотрим каждую их них последовательно [18, c. 15- 18].
1. Лидерство по затратам. При реализации этой стратегии ставится задача добиться лидерства по затратам в своей отрасли за счет комплекса функциональных мер, направленных на решение именно этой задачи. В качестве стратегии она подразумевает жесткий контроль над затратами и накладными расходами, сведение до минимума расходов в таких областях, как исследования и разработки, реклама и т.д.
Низкие затраты дают организации хорошие шансы в ее отрасли даже в случае существования жесткой конкуренции. Стратегия лидерства по затратам часто создает прочную основу для конкуренции в отрасли, где жесткая конкуренция в других формах уже установилась.
2. Дифференциация. Эта стратегия предполагает дифференциацию продукта или услуги организации от тех, которые предлагают в данной отрасли конкуренты. Как показывает Портер, подход к дифференциации может принимать различные формы, включая имидж, торговую марку, технологию, отличительные черты, особые услуги покупателям и т.п. Дифференциация требует серьезных исследований и разработок, а также устойчивого сбыта. Кроме того, покупатели должны отдавать свои симпатии продукту, как чему-то уникальному. Потенциальным риском этой стратегии являются изменения на рынке или выпуск аналогов, инициированный конкурентами, которые разрушат конкурентное преимущество, добытое компанией.
3. Фокусирование. Задачей этой стратегии является концентрация на конкретной группе потребителей, сегменте рынка или на географически обособленном рынке. Идея состоит в том, чтобы хорошо обслуживать конкретную цель, а не отрасль в целом. Предполагается, что организация таким образом сможет обслуживать узкую целевую группу лучше, чем ее конкуренты. Такая позиция обеспечивает защиту от всех конкурентных сил. Фокусирование может также сочетаться с лидерством по затратам или индивидуализации продукта (услуги).
Анализ конкурентной обстановки и определение положения в ней организации предполагают определение сложности и динамизма конкурентной среды. Универсальными методами такого анализа являются модель пяти сил М. Портера и анализ затрат конкурентов.
Модель пяти сил предполагает проведение структурного анализа на основе определения интенсивности конкуренции и исследования угрозы проникновения на рынок потенциальных конкурентов, власти покупателей, власти поставщиков, угрозы со стороны заменителей товара или услуги.
Анализ затрат конкурентов сводится к выяснению стратегических факторов, управляющих затратами, собственно анализу затрат и моделированию затрат конкурентов.
Для получения конкурентного преимущества фирма может использовать три общих конкурентных стратегии: лидерство по затратам (задача — добиться лидерства по затратам в конкретной сфере за счет набора мер по контролю за ними), индивидуализацию (предполагается достижение отличия продукта или услуги организации от продуктов или услуг конкурентов в данной сфере), фокусирование (задача — сосредоточение на конкретной группе, сегменте рынка или географическом регионе).
Многие авторы считают, что у данных стратегий существуют недостатки:
Во-первых, на практике значительно больше факторов, влияющих на выбор стратегии поведения фирмы: повышение качества продукции; снижение цены; снижение себестоимости; увеличение программы выпуска; повышение качества сервиса товаров; снижение эксплутационных затрат; освоение нового рынка и т. д.
Во-вторых, выбор стратегии фирмы определяется не только ориентацией на изменение одного фактора и выбор только одной из перечисленных стратегий, а динамическим сочетанием многих факторов формирования стратегии. Разве не может фирма одновременно повысить качество товара, снизить удельные издержки, повысить качество сервиса, освоить новые рынки, увеличить программу выпуска? Все эти факторы могут быть задействованы одновременно.
Все определяется конкурентоспособностью персонала фирмы и наличием средств.
Поэтому в целях разработки качественной стратегии необходимы налаженный сбор информации о рынке, его исследования, разработка и предложение товаров и услуг, организация их сбыта.
2.1 Краткая характеристика предприятия
Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, действующий в рыночной экономике, использующий материальные и информационные ресурсы для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
По структуре предприятие имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленнее имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.
ООО ЧОП «Торнадо» является коммерческой организацией и действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ и действующим Законом об обществах с ограниченной ответственностью, другими нормами действующего законодательства, а так же в соответствии с Уставом, лицензии № 57 от 13 июля 2010 г.
Объектами охраны являются ОАО «Северсталь», ЗАО «ВТБ24», ОАО «Промэнергобанк», ЗАО АКБ «Промсвязьбанк», ЗАО «Райффайзенбанк», ОАО Национальный банк «Траст», ОАО «Пробизнесбанк», ОАО «Балтинвестбанк», «ОАО «Меткомбанк», ОАО «Промстройбанк», ОАО «Страховая компания «Шексна», ОАО «Череповецкий хлебокомбинат», ЗАО «Аминвест».
Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности:
1) Защита жизни и здоровья граждан;
2) Охрана имущества и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
3) Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
4) Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правовой защиты от противоправных посягательств;
5) Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
В управлении всегда присутствуют два компонента: управляющий и управляемый. Тех, кто управляет – управляющих, принято называть субъектами управления. Те, кем управляют, и то, чем управляют, называют объектами, предметами управления.
Управленческую функцию предприятия выполняет директор. То есть, осуществляет общее руководство деятельностью предприятия, организацию исполнения законов РФ, Указов президента РФ, постановлений правительства РФ и Вологодской области, взаимодействие с исполнительными органами власти по организационным вопросам деятельности ООО ЧОП «Торнадо». Решает вопросы по взаимодействию с Федеральным управлением по налогам и сборам.
Схема 2.1.1
Таблица 2.1.1 Основные технико-экономические показатели деятельности ООО ЧОП «Торнадо»
Показатели | Ед.изм. | 2010г. | 2011г. | Отклонения 2010г. к 2011г. | |
абс. | опт. в % | ||||
1. Фондоотдача основных фондов | руб. | 650000 | 700300 | 50300 | 107,7 |
2. Среднесписочная численность всего в т.ч. работающих рабочих | чел. | 147 | 132 | -15 | 89,8 |
3. Среднегодовая выработка в т.ч. на одного работающего | руб. | 364326 | 356405 | -7921 | 97,8 |
4. Фонд оплаты труда в т.ч. работающих рабочего | руб. | 23064200 | 30480700 | +7416500 | 132,2 |
5. Среднегодовой уровень оплаты труда в т.ч. на одного работающего | руб. | 156920 | 230914 | +73994 | 147,2 |
6. Себестоимость продукции (работ, услуг) | тыс. руб. | 320050300 | 44070500 | -275979800 | 13,8 |
7. Затраты на 1 рубль продукции (работ, услуг) | руб./ руб. | 0.88 | 0.94 | 0,06 | 106,8 |
8. Прибыль от реализации продукции | руб. | +1320700 | +2975068 | 1654368 | 225,3 |
9. Балансовая прибыль | тыс. руб. | +1056560 | +2380054 | 1323494 | 225,3 |
10. Рентабельность продукции | % | 3.3 | 5.4 | +2,1 | 163,6 |
Информация о работе Разработка деловых стратегий организации на примере ЧОП Торнадо