Разработка бизнес-плана туристского предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и сущность бизнес-планирования 7
1.1 История зарождения бизнес-планирования 7
1.2 Бизнес-планирование в научных исследованиях и Законодательстве РФ. 9
Глава II. Содержание и структура бизнес-плана 13
2.1. Краткое содержание бизнес-плана 14
2.2. Характеристика отрасли, создаваемой компании, ее продукта(ов) или услуг 14
2.3. Исследование и анализ рынка 16
2.4. Экономика предприятия 18
2.5. План маркетинга 19
2.6. План технической доработки продукта 20
2.7. План производства 20
2.8. Управленческая команда 22
2.9. Общее расписание по созданию предприятия 23
2.10. Оценка риска 24
2.11. Финансовый план 25
2.12. Предложения по объему финансирования (степени финансового участия зарубежного партнера) 27
Глава III. Разработка бизнес-плана для туристского предприятия 29
3.1. Основная информация об учреждении 29
3.2. Коммерческая идея и стратегия 31
3.3. Стоимость отдыха 32
3.4. Клиенты и конкуренция 33
3.5. SWOT-анализ. 35
3.6.Предложения по совершенствованию эффективности работы предприятия 36
3.7. Прогнозная оценка 37
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая, Разработка бизнес-плана.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по предмету «Стратегический менеджмент» 

На тему: «Разработка бизнес-плана туристского предприятия» 
 

Выполнила:

студентка 3 курса МОТ-Д-3

Посадская Анна 

Научный руководитель:

Каширин Сергей Владимирович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011

Содержание

Введение

    Сегодня успех любой организации, даже некоммерческой, напрямую зависит от качественного управления. В России формируется слой профессиональных менеджеров-управленцев. Эффективность их работы складывается из многих факторов; очевидно, что они должны успешно осуществлять все основные функции менеджмента - организацию, планирование, контроль, мотивацию. От того, как выполняются эти функции, зависит вся работа организации.

       Бизнес-план является одним из  первых обобщающих документов  обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта. Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования.

     Бизнес-план является объектом интеллектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей защите.

     Современная экономическая ситуация, связанная  с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какое-то действие в будущем. Предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы  максимальную эффективность принимаемых решений.

     Оптимальным вариантом достижений таких решений  является бизнес-план.

     Необходимо  строго придерживаться мнения, что  грамотное управление и планирование являются ключевыми элементами в  успешном развитии бизнеса. Даже самая  простая бизнес-идея выигрывает от тщательно проведенного планирования. И, хотя, эффективное планирование со всех точек зрения является почти необходимым условием для достижения успеха, оно не является достаточным условием. Многие предприятия, планировавшие свою деятельность, все же потерпели неудачу, поэтому не стоит со слишком большим энтузиазмом подходить к планированию и буквально есть, пить и спать по плану.

     Планирование  – это наиболее достоверная количественная оценка и интерпретация событий, которые могут произойти в будущем, в определенный момент времени. Наиболее вероятно, что информация будет меняться по мере того, как бизнес будет развиваться во времени. Но тот факт, что с изменением среды функционирования бизнеса вносятся изменения в информацию, не является причиной утверждать, что планирование является пустой тратой времени и управленческих усилий. Нет. Если планирование правильно проводится и базируется на четком отслеживании событий, то оно становится мощным инструментом для бизнесмена, с помощью которого он имеет четкое представление о том, что происходит в среде его функционирования и какое влияние оказывает на его бизнес. Кроме того, бизнес-план – это важный документ о намерениях, благодаря которому банки, если они действуют мудро, могут усилить контроль над эффективностью использования их инвестиционных средств и определить признаки возникновения проблем еще до того, как они станут очевидными. Обязательным документом для участия в этих программах, является бизнес-план организаций, заинтересованных в таких программах. Правильно составленный бизнес-план должен отвечать на вопрос: «Стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?».

     Бизнес-план это документ, который описывает  все основные аспекты коммерческого  предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

     Овладение искусства составления бизнес-планов сегодня становится актуальным по нескольким причинам:

  • в экономику идет новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили какой-либо коммерческой структурой, и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике;
  • хозяйственные проблемы меняются и ставят опытных руководителей перед необходимостью по-новому рассматривать свои будущие мероприятия, и готовиться к непривычному делу - борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей;
  • для получения инвестиций и подъема экономики необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам жизнеспособность и реальность своих планов.

     Назначение  бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь руководству предприятия решить основные задачи, как:

  • изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;
  • оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела;
  • обнаружить возможные препятствия в реализации продукта или услуг;
  • определить контрольные показатели, по которым можно будет регулярно определять подъем и спад производства.

     Бизнес-план – специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деятельности и формы предпринимательства. При всем многообразии форм предпринимательства планирование применяется практически во всех областях коммерческой деятельности и для различных фирм; это необходимо для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности.

              В отличие от западных стран   деловое планирование России  имеет ряд особенностей. Российское  законодательство в настоящее  время не закрепляет обязательность разработки бизнес – планов. Он является новым документом для большинства российских предприятий .

     Целью курсовой работы является представить качественный и количественный анализ теоретических подходов к разработке бизнес – плана.   
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятие и сущность бизнес-планирования

1.1 История зарождения  бизнес-планирования

     Сам термин появился в российской экономике относительно недавно, и пришел из западной практики. Под бизнес-планированием в отечественной бизнес-практике стали понимать процесс составления бизнес-плана под конкретные проекты, чаще всего инвестиционные. Этот инструмент стал активно использоваться руководителями и директорами предприятий и организаций, в первую очередь с целью получения иностранных кредитов. Руководителям приходилось буквально за считанные дни осваивать и создавать бизнес-планы. Конечно, уровень их проработки был недостаточно глубоким, а используемые для расчетов данные вызывали сомнения, и инвесторы в большинстве случаев отказывались от вложения средств. Этот инструмент быстро утратил свою популярность, и интерес к нему появился лишь спустя десятилетие - когда в экономике появилась стабильность, и когда появились квалифицированные специалисты и опыт составления бизнес-планов.

     Бизнес-планирование как самостоятельное явление  появляется в 50-60-х гг. XX века, и изначально под этим термином понималось планирование по запуску проекта, будь то выпуск нового продукта, модернизация производственного оборудования или открытие фирмы. Постепенно из этого направления и на стыке с другими областями в самостоятельную выделилась наука управления проектами (70-е гг.), которая сильно расширила теорию и создала свой инструментарий. Многие положения и теории были позаимствованы из теории финансового и инвестиционного менеджмента, особенно в части оценки бизнеса и активов.

     Крупные корпорации с диверсифицированным  бизнесом и широкой географией активно стали применять оценку отдельных проектов; со временем появилась потребность сводить воедино программы разрозненных проектов для составления общей картины положения дел в компании, для нужд стратегического планирования и для инвесторов (акционеров). Таким образом, одна из основополагающих функций менеджмента - планирование - заменилось бизнес-планированием деятельности организации в целом и отдельных ее элементов (проектов) в частности. Благодаря широкому распространению методов оценки инвестиционных проектов, даже появились организации с проектной структурой. В таких организациях нет традиционных отделов, коллектив собирается под конкретную задачу, а специалисты могут одновременно быть занятыми в нескольких проектах. После окончания проекта группа распадается, а люди собираются в новые команды для участия в других.

     Что касается российского опыта, то в  царской России существовало понятие  проектов, и даже существовали некие  нормы делового оборота. Особенно бурно  наблюдалось развитие с ростом числа банков (XIX-начало XX вв.) и расширением доли частного предпринимательства. Конечно, уровень оценки проекта был приблизительным, не было расчетов эффективности проекта, устойчивости и рисков - лишь бы проект потенциально мог приносить прибыль, и то хорошо. Но в то время было широко распространено то, что мы сейчас назвали бы оценкой управленческого ресурса. Тогда кредиты получали те, кто имел хорошую репутацию - надежного, делового, обязательного человека.

     В советское время были хорошо развиты системы планирования, а также массовое распространение получили ТЭО (технико-экономическое обоснование). Недостатком было то, что процессы, протекающие во внешней среде, считались заданными, неизменными, и даже объемы продаж заранее известными, так как планировались централизованно. К достоинствам советских методик можно отнести глубокий анализ производственного процесса, логистики, оценка качества и другие. Передовые в мире наработки по сетевому управлению, модели исследования операций и экономического моделирования в Советском Союзе внедрялись повсеместно. Таким образом, эти методы изучали в основном внутреннюю среду и потоки. Это обстоятельство не могло влиять на качество разработки планов в целом.

     Следует отметить, что в то же время в  научных учреждениях проявлялись элементы организаций проектного типа, когда для решения поставленной (сверху) задачи формировались рабочие группы.

     С 90-х гг. предприниматели, инвесторы  и финансовые менеджеры учатся планировать  деятельность и оценивать проекты  в соответствии с современными правилами и международными общепринятыми нормами.

1.2 Бизнес-планирование  в научных исследованиях  и Законодательстве  РФ.

     Бизнес-планирование в научной и деловой литературе рассматривают в основном в трех видах:

     1) отдельные монографии, пособия и практические руководства по составлению бизнес-планов. Они рассматривают итоговый документ, в отрыве от общих процессов компании и функций менеджмента. То есть продукт бизнес-планирования - бизнес-план, - выступает самостоятельным инструментом, главной целью которого является либо оценка проекта с точки зрения пригодности и перспективности (для внутренних пользователей), либо служит доказательством жизнеспособности проекта в целях получения инвестиций (предназначен для внешних инвесторов).

     2) работы по менеджменту, стратегическому менеджменту, инжинирингу/реинжинирингу, бизнес-проектированию и управлению организацией. Здесь одна из основных функций - планирование - рассматривается в эволюции, и здесь мы можем найти краткое описание сути бизнес-планирования.

     3) множество работ по оценке  инвестиционных проектов и инвестиционной  политике, в основном, переводы с  оригиналов западной школы. Широко  рассматривается процесс оценки  и принятия решения при инвестировании  и запуске новых проектов различных  типов - от инвестиционных до некоммерческих.

     Таким образом, в настоящее время нет  полномасштабных исследований и  теорий в области бизнес-планирования; глубоко рассматривается оценка проекта, дается описание сложившихся  правил составления бизнес-плана. Как  целостное и комплексное явление, бизнес-планирование до настоящего момента не исследовалось, хотя в наиболее поздних источниках появляются попытки описать этот процесс См. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план: теория и практика. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006 г.. Однако ощущается нехватка информации о том, как на практике воплощается эта функция в полной мере, как осуществляется общее бизнес-планирование в крупных холдингах и т.д. Также в некоторых работах автору встретились неподтвержденные теории - например о том, что множество бизнес-планов фирм берутся за основу для государственного стратегического планирования. Автор не нашел ни одного подтверждения этому факту, по крайней мере в российской деловой практике.

Информация о работе Разработка бизнес-плана туристского предприятия