Расчет Эффективности системы менеджмента качества проекта компании ТОО «Нефтегазинжиниринг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:30, доклад

Описание работы

Проблеме эффективности применения различных систем управления, контроля и оценки качества в строительстве в научной литературе уделяется достаточно внимания. Предлагаемые методы и показатели, как правило, сводятся к расчету снижения затрат на качество за счет уменьшения выпуска бракованной продукции. Некоторые методы позволяют оценить только отдельные эффекты, которые можно было выделить из общих показателей эффективности деятельности организаций.

Работа содержит 1 файл

DaurV.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Республики Казахстан

Казахский Национальный Университет им. Аль–Фараби

Кафедра менеджмента и маркетинга

Высшая  школа экономики и бизнеса. 
 

 
 
 
СРСП 
на тему
: Расчет Эффективности системы менеджмента качества проекта компании ТОО «Нефтегазинжиниринг» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студенты 4 курса Ихданов Д.А.,  
     Проверила: старший преподаватель Данабаева Р.И
 
 
 

Алматы 

2011 
 
 
 

     Расчёт  эффективности создания и функционирования системы менеджмента качества в ТОО «Нефтегазинжиниринг»

     Проблеме эффективности применения различных систем управления, контроля и оценки качества в строительстве в научной литературе уделяется достаточно внимания. Предлагаемые методы и показатели, как правило, сводятся к расчету снижения затрат на качество за счет уменьшения выпуска бракованной продукции. Некоторые методы позволяют оценить только отдельные эффекты, которые можно было выделить из общих показателей эффективности деятельности организаций.

     В настоящее время имеются отдельные  предложения по 
оцениванию эффективности СМК, разработанных в соответствии со стандартами ИСО . 

     К примеру, в своих публикациях  И.Г. Лукманова предлагает оценивать  эффективность СМК в строительных организациях путем экспертного  опроса с применением разработанной  шкалы, характеризующей степень соответствия выполнения функций управления требованиям стандарта. Эксперты оценивают уровень выполнения отдельных функций управления в системе качества, затем по результатам этих оценок вычисляется интегральный показатель, величина которого сопоставляется со значениями коэффициентов в предлагаемой шкале. Шкала содержит четыре оценки: «хорошо», «приемлемо», «предел» «неприемлемо». Оценка «хорошо» означает, что система функционирует нормально; оценка «приемлемо» - отдельные элементы системы требуют доработки; оценка «предел» - система работает со срывами и не обеспечивает требуемого качества; «неприемлемо» система не решает поставленных задач по качеству, требуется полный ее пересмотр.

     Этот  метод можно использовать для  предварительной оценки результативности отдельных элементов и системы в целом. Однако рассчитать экономический эффект от функционирования СМК с помощью предлагаемого метода невозможно.

     Есть  также предложение оценивать  эффективность (или производительность) СМК отношением суммы выручки  за реализованную продукцию (Qs) к общим затратам на изготовление этой продукции (З), то есть показатель эффективности (Э) определяется по формуле 6: 

     Э = Qs / З    (6) 

Этот  показатель характеризует эффективность  всей деятельности предприятия, так  как на его величину оказывает влияние множество факторов, не имеющих отношение к функционированию СМК.

     В периодической литературе встречаются  предложения оценивать эффективность  СМК уже апробированным путем  расчета снижения себестоимости  от уменьшения выпуска несоответствующей продукции (брака). Однако снижение затрат на исправление дефектов, это лишь одна составляющая ожидаемого экономического эффекта.

     Некоторые авторы предлагают оценивать эффективность  СМК величиной затрат на качество. Принцип оценки следующий: чем меньше затрат на достижение требуемого уровня качества, тем эффективнее СМК. Затратный метод более всех остальных соответствует рассматриваемой проблеме и концепции экономической оценки затрат на качество, принятой в стандарте ИСО. Несомненно, затраты на обеспечение качества продукции имеют очень важное значение для предприятия, но они не могут выступать единственным критерием оценки эффективности СМК.

     Учитывая  важность и масштабность проблемы качества в строительстве, предлагаются три  подхода к оценке эффективности функционирования СМК:

  • определение затрат на обеспечение качества и оценка их эффективности по выбранному критерию;
  • расчет частных эффектов;
  • комплексная оценка эффективности функционирования СМК.

     В зависимости от целей и задач  оценивания эффективности два первых метода могут применяться либо отдельно, либо как дополнение одного к другому. Технология расчетов по этим подходам весьма не сложная, что обеспечивает им широкое применение. Эти подходы рекомендуется использовать для предварительной оценки эффективности СМК, проводимой на промежуточных этапах анализа.

     Третий  метод - комплексный, объединяет в себе принципиальную и содержательную суть первых двух подходов, так как учитывает  и затраты на достижение заданного  уровня качества продукции, и выгоды, полученные от се реализации. Этот метод рекомендуется как основной при составлении отчетности по результатам функционирования СМК на предприятии.

     Все три подхода разработаны с  учетом принципов рыночной экономики  и требований действующих нормативных  документов по определению эффективности.

     При оценке эффективности функционирования СМК в строительной отрасли необходимо учитывать принципы и требования, отобранные из числа предлагаемых методическими  рекомендациями по оценке эффективности  инвестиционных проектов с привязкой к исследуемой проблеме в сфере строительства и добавлением некоторых принципов рыночной экономики.

     Экономическая цель управления качеством - обеспечить получение соответствующей продукции  наиболее эффективным путем, т.е. при  минимальных затратах. Обеспечение качества и дальнейшие программы по улучшению качества нацелены на устранение затрат, связанных с выпуском несоответствующей продукции.

     Большинство организаций не учитывает затраты  на качество, поскольку они не включены в общую бухгалтерскую отчетность, предоставляющую информацию о прибыли и убытках. Однако затраты на качество могут существенно влиять на величину прибыли предприятий. Если организация не проводит систематический анализ затрат на качество, то ей крайне сложно своевременно определить причины возникновения таких затрат, а также управлять ими или добиться их снижения.

     При проведении анализа и оценивания затрат необходимо:

  • выявить и оценить размеры необходимых инвестиций в обеспечение (гарантирование) и улучшение качества;
  • обеспечить требуемый уровень качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство;
  • выявить взаимосвязи затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия;
  • определить критические «узкие» места в производственно-хозяйственной деятельности, требующие принятия мер по ее совершенствованию.

     Как показывает зарубежный опыт, затраты  на качество могут быть существенными. По результатам анализа, проведенного компанией «Бритиш Аэроспейс» в 2006 году, затраты на качество составили  11 % от стоимости продукции. Из них 22 % затрат были направлены на предотвращение, 30 % - на оценку и 48 % - на ликвидацию несоответствий.

     Исследования, проведенные в 2005 году в Великобритании, показали, что затраты на качество могут достигать 10-20 % от общего оборота. В то же время только около 40 % компаний фиксируют информацию о затратах на качество. Большая часть затрат на качество (примерно 80 %) связана с устранением брака и проведением контроля.

     Значительный  объем затрат на ликвидацию брака  свидетельствует также о наличии косвенных убытков, возникающих из-за неудовлетворенности потребителей, следствием чего является снижение спроса на продукцию, выпускаемую предприятием. Подобная ситуация приводит к потерям в бизнесе, причем величину таких потерь трудно измерить в финансовом эквиваленте.

     Анализ  и оценка затрат на качество дает возможность  предприятию управлять затратами  и оценить влияние функционирования СМК на результаты деятельности.

     По  данным строительных фирм Финляндии, применение СМК, разработанных в соответствии с требованиями стандарта ИСО серии 9000, обеспечивает снижение себестоимости строительной продукции до 20 % [31].

     Оценка  затрат на качество позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в рамках СМК, оценить  убытки от возникновения дефектов и несоответствий, провести всесторонний анализ затрат на качество. Организация учета, анализа и оценки затрат па качество необходима для управления:

  • изменением затрат на качество;
  • инвестициями в улучшение качества;
  • обеспечением качества изготовления продукции и совершенствованием технологии производства;
  • развитием производства;
  • разработкой и выпуском новой продукции;
  • обеспечением интересов поставщика и потребителя.

     Анализ  затрат на качество - неотъемлемая часть  экономической стратегии предприятия в области качества. Анализ должен базироваться на определении взаимосвязи и взаимовлияния качества продукции и экономических показателей деятельности организации.

     Оценка  затрат на качество проводится в организации  для получения экономической информации при принятии руководством решений в области качества. Оценка осуществляется по различным критериям в зависимости от целей организации в области качества или от характера информации, которая необходима для принятия экономически обоснованных решений.

     Затраты на обеспечение качества продукции  предприятия подразделяются на три  группы: Зп - на предупреждающие действия; Зк - на оценку качества продукции (контроль и подтверждение); Зд - на устранение дефектов (отказов). Затраты на предупреждающие  действия (Зп) связаны с разработкой и внедрением мероприятий по предотвращению выпуска дефектной продукции и улучшения ее качества. Затраты на оценку качества продукции (3к) связаны с испытаниями, контролем и исследованиями с целью оценки выполнения требований к качеству продукции в процессе производства. Затраты на устранение дефектов (Зд) включают ликвидацию внутренних и внешних отказов. Расходы на устранение внутренних отказов вытекают из неспособности продукции выполнить требования к качеству перед поставкой и включают затраты на разработку, переделку, повторные испытания, утилизацию. Расходы на устранение внешних отказов вытекают из неспособности продукции выполнить требования к качеству после поставки и включают затраты, связанные с возвратом, возмещением ущерба и юридической ответственностью.

     Затраты связанные с предупредительными мерами и оценкой качества продукции, считаются инвестицией, а затраты, связанные с отказами считаются  потерей. Состав затрат на предупреждающие  действия имеет следующий вид (формула 7): 

     Зп = Зт + Зу + Зс,         (7) 

     где Зт - затраты на предотвращение дефектов;

     Зу - затрат на улучшение качества;

     Зс - затраты на содержание службы качества.

     Издержки  на оценку качества связаны с определением соответствия продукции предприятия  установленным требованиям. Сюда входят затраты:

  • на входной контроль сырья, материалов, комплектующих;
  • на контроль и испытания в процессе производства;
  • на окончательный (приемочный) контроль и испытания готовой продукции;
  • на закупку и техническое обслуживание испытательного и контрольного оборудования.

     Кроме этого, к издержкам на оценку качества продукции относятся затраты  на содержание лаборатории и инспекторов  по качеству продукции.

     Затраты на контроль и оценку качества продукции  определяем по формуле 8: 

     Зк = Зр + Зл,     (8) 

Информация о работе Расчет Эффективности системы менеджмента качества проекта компании ТОО «Нефтегазинжиниринг»