Пути достижения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, системном подходе, методах дедукции, сравнительного и экономического анализа, экономико-статистических и социологических методах. Основными методами изучения проблем конкурентоспособности являются анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование. Анализ предполагает расчленение всего процесса на отдельные элементы. Синтез означает соединение разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое или новую организационную систему. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой при исследовании проблем управления конкурентоспособности.

Содержание

Введение

1. Конкурентные преимущества предприятия

1.1 Основные направления конкурентных преимуществ

1.2 Методы анализа конкурентных преимуществ

1.3 Конкурентные стратегии предприятия

2. Технико-экономическая характеристика ИЧТУП «Cибирский берег-Белоруссия»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия

2.3 Проблемы конкурентоспособности предприятия

3. Пути достижения конкурентоспособности

3.1 Характеристика спроса продукции

3.2 Существующие проблемы в сбыте продукции на рынке Республики Беларусь

3.3 Пути решения существующих проблем

3.4 Экономическая эффективность исследуемых предложений по конкурентным преимуществам

Выводы и предложения

Список использованных источников

Приложения

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность.docx

— 136.56 Кб (Скачать)

Для определения  уровня конкурентоспособности промышленной продукции может быть использован  и смешанный метод оценки.

Смешанный метод  оценки уровня конкурентоспособности  основан на совместном применении единичных  и комплексных показателей.

Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые  показатели.

На основе полученной совокупности групповых и единичных  показателей качества оценивается  уровень конкурентоспособности  дифференциальным методом.

Данный метод имеет  ряд недостатков:

1) во всех случаях  предполагается линейная зависимость  конкурентоспособности от значения  критерия, то есть по всем параметрам  спроса равна 1;

2) не учитывается  то, что для нескольких критериев  существуют ограничения, объективные  или субъективные, при нарушении  которых, конкурентоспособность  продукции стремится к нулю;

3) при сравнении  нескольких товаров необходимо  проведение расчетов для каждой  пары в отдельности;

4) сложно установить  весовое значение показателей,  особенно для большого количества  критериев;

5) невозможно оценить  степень влияния на конкурентоспособность  продукции факторов, не поддающихся  количественной оценке;

6) данным методом  рассчитывается конкурентоспособность  одного объекта относительно  другого, а не уровень конкурентоспособности  вообще;

7) существует определенная  сложность выбора базы сравнения,  особенно в случаях, когда в  качестве таковой необходимо  принять ряд существующих образцов. Возникает вопрос: какой товар является лучшим?

Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее  и большее распространение в  Республике Беларусь получает параметрический  анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности  продукции. Особенности данных методик  в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

Параметрический анализ используется в том случае, когда  заказчиком выступает отдельное  предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Минстата затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер. [7, с.335].

Таким образом, оценка конкурентоспособности является исходным элементом для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.

1.3 Конкурентные стратегии предприятия

В практике обеспечения  конкурентоспособности наиболее весомым  фактором, влияющим на выбор той  или иной стратегии, является жизненный  цикл товара. Жизненный цикл товара - одна из теорий, широко используемых в маркетинге, суть которой заключается в том, что период выпуска и продажи товара разбивается на несколько этапов, на каждом из которых товар надо по-разному рекламировать, продавать и менять на него цену [23, с. 105].

Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что  любой товар рано или поздно вытесняется  с рынка другим, более совершенным  или дешёвым товаром. Могут быть товары-долгожители, но вечного товара нет. Концепция жизненного цикла  товара может применяться в отношении  вида продукции, конкретной модели и  торговой марки. Тип и особенно конкретная модель продукции обычно более чётко  следуют традиционному жизненному циклу, чем вид продукции или  торговая марка.

Этап внедрения  на рынок. Он начинается с момента  поступления товара в продажу. Поскольку  процесс распределения товара на множестве рынков требует времени, объём продаж в этот период увеличивается  медленно. Таким хорошо известным  товарам, как растворимый кофе, апельсиновый сок и порошковые сливки, потребовалось  несколько лет, прежде чем они  вступили в период быстрого роста. В  случае с дорогостоящими новинками, такими как телевизоры, с высокой  разрешающей способностью, рост объёма продаж сдерживается и рядом других факторов, например незначительным числом потребителей, которые могут позволить  купить себе новый товар.

На этапе внедрения  компания либо несёт убытки, либо получает незначительную прибыль вследствие небольшого объёма продаж и высоких  расходов, связанных с организацией сбыта и рекламой.

На этапе внедрения  у компания, как правило, не испытывает давления со стороны конкурентной среды. Этап вывода товара на рынок характеризуется либо отсутствием конкурентов, либо их незначительным количеством. Последняя ситуация возможна в том случае, когда разработка нового товара производится параллельно несколькими компаниями.

Маркетинговые стратегии на данном этапе. Руководители службы маркетинга могут задать очень высокий или низкий уровень каждой из маркетинговых переменных (цены, продвижение, распределение, качество товара). Если рассматривать только ценообразование и продвижение товаров, то руководители фирм использую одну из следующих стратегий.

Стратегия быстрого «снятия сливок». Компания устанавливает  высокие цены на новый товар и  усиленно рекламирует его во всех средствах массовой информации. Высокая  цена даёт возможность получить соответствующую  прибыль на единицу товара. Усиленное  продвижение необходимо, чтобы убедить  рынок в достоинствах товара, даже при высоких ценах. Данный подход целесообразно использовать в случаях  когда:

- большая часть  потенциального рынка ещё не  знакома с товаром;

- потребители, которые  знакомы с товаром, намерены  приобрести его, и могут заплатить  запрашиваемую цену;

- фирма сталкивается  с потенциальными конкурентами  и намерена завоевать лидирующие  позиции на рынке.

Стратегия быстрого проникновения на рынок. Фирма устанавливает  низкие цены на новый товар и усиленно рекламирует его во всех средствах  массовой информации, стимулируя желание  приобрести новинку. Данная стратегия  способствует быстрейшему проникновению  товара на рынок и завоеванию наибольшей его доли. Её целесообразно использовать в следующих случаях:

- рынок имеет значительные  размеры;

- большинство покупателей  чувствительны к ценам;

- есть опасность  выхода на рынок сильных конкурентов;

- сокращаются издержки  компании на производство товара  с увеличением масштабов производства  и приобретением опыта;

Стратегия медленного проникновения на рынок. Фирма устанавливает  низкие цены на товар и усиленно рекламирует его в средствах  массовой информации. Низкие цены будут  способствовать быстрому признанию  товара, а небольшие издержки на продвижение приведут к росту  прибыли. Компания считает, что спрос  весьма чувствителен к цене, но минимально восприимчив к рекламе. Данную стратегию  используют в следующих случаях:

- рынок имеет значительные  размеры;

- рынок чувствителен  к ценам;

- существует угроза  выхода на рынок конкурентов.

Этап  роста. Данный этап характеризуется резким увеличением объёма продаж. Потребители, признавшие товар с момента его появления на рынке, будут продолжать покупать его, и их примеру последуют другие. На рынке появляются конкуренты, которых привлекают возможности производства товара в большом объёме с целью получения высоких прибылей. Они предлагают товар, наделённый новыми свойствами, и находят новые каналы сбыта. Цены остаются на прежнем уровне или немного снижаются по мере увеличения спроса. Компании удерживают затраты на продвижение товара на прежнем уровне или немного увеличивают их, чтобы выдержать конкуренцию, и продолжают привлекать потенциальных потребителей рекламы и других маркетинговых стратегий. Прибыли от увеличения объёма продаж растут намного быстрее, чем издержки, что приводит к уменьшению соотношения издержек на рекламу и объёма продаж.

Прибыли на этом этапе  растут, поскольку:

- издержки на рекламу  приходятся на больший объём  продаж;

- издержки производства  как следствие его расширения  сокращаются быстрее, чем уменьшаются  цены;

Стратегии маркетинга на этапе роста. Для того чтобы  максимально продлить этап роста, фирма  может прибегнуть к нескольким стратегиям:

- улучшить качество  товаров, придать ему новые  свойства и «укрепить» его  положение на рынке;

- выпустить новые  модели и модификации, а так  же расширить номенклатуру размеров, ароматов, и т.д., чтобы защитить  основной товар;

- выйти на новые  сегменты рынка;

- расширить действующие  каналы сбыта и найти новые;

- в рекламе перейти  от осведомления к стимулированию  предпочтения;

- снизить цены, чтобы  привлечь потребителей, для которых  их уровень является доминирующим  фактором приобретения товара;

Компания на этапе  роста должна решить проблему выбора между большой долей рынка  и высокими текущими прибылями. Вкладывая  деньги в усовершенствование товара, стимулирование его сбыта и распределение, она имеет возможность занять господствующее положение на рынка. Но при этом фирма отказывается от сиюминутной прибыли в надежде получить намного больший доход от внедрения перспективных стратегий.

Этап зрелости. В  определённый момент существования  товара на рынке темпы роста объёмов  продаж начинают замедляться, наступает  стадия относительной зрелости. По времени этот этап обычно длиннее  предыдущих и ставит сложные задачи в сфере управления маркетингом.

Большинство товаров  на рынке находятся в стадии зрелости, следовательно, и управление маркетингом  следует перестраивать в расчете  на зрелый товар.

На данном этапе  выделяют 3 фазы:

1. Фаза «взросления» - темпы роста продаж начинают  замедляться, сбытовая сеть стабилизируется.

2. Фаза «стабильной  зрелости» - объём продаж держится  на постоянном уровне вследствие  насыщения рынка. Большинство  потенциальных потребителей уже  опробовали товар, и показатели  объёмов продаж зависят от  численности населения и потребности  в приобретении нового товара  взамен старого.

3. Фаза «старения» - абсолютный уровень объёмов  продаж начинает снижаться, поскольку  интересы потребителей переключаются  на другой товар.

Замедление темпов роста объёмов продаж приводит к  увеличению запасов готовой продукции, что ведёт к обострению конкуренции. Конкуренты стремятся найти и  занять свободные ниши рынка. Они  всё чаще прибегают к продаже  товара по сниженным ценам, усиленно рекламируют продукт. Растут ассигнования на исследования и разработки в целях  усовершенствования товара, создания их новых модификаций и расширения их ассортиментной группы. Из борьбы выбывают наиболее слабые конкуренты. В итоге  на рынке остаются только прочно закрепившиеся  конкуренты, основная цель которых - получение  конкурентных преимуществ. Зачастую господствующее положение на рынке занимают несколько  гигантов, на долю которых приходится большая часть выпускаемых товаров. Они обслуживают весь рынок и  получают прибыль главным образом  за счёт большого объёма производства и низких издержек. Этих гигантов окружает множество фирм, занявших различные  ниши: компании, специализирующиеся на обслуживании одного сегмента рынка, на производстве одного товара. Таким  образом, руководители фирмы, работающей на «зрелом» рынке должны решить: стоит  ли вступать в борьбу за место на рынке и получать прибыль от больших  объёмов и низких издержек производства или обратиться к стратегии занятия  ниши и получать прибыль от высоких  наценок.

Этап  спада. Неизбежен тот момент, когда объём продаж большинства разновидностей товаров или марок начинает снижаться. Это объясняется достижениями в области развития технологий, изменением вкусов потребителей, что может привести к затовариванию, снижению цен и сокращению прибыли. На данном этапе некоторые фирмы покидают рынок. Оставшиеся могут сократить число предлагаемых товаров, уйти с незначительных сегментов рынка и ещё более снизить цены.

Фирме необходимо обосновать выбор типа маркетинга для каждого  этапа жизненного цикла товара. Жизненный  цикл разрабатываемого товара должен быть спрогнозирован на предыдущих этапах проекта. Затем необходимо рассмотреть  их более детально, с точки зрения маркетинговой стратегии (табл.1.) [15, с.84].

Таблица 1. Выбор типа маркетинга

 
Этап ЖЦТ Вид маркетинга Динамика сбыта Уровень прибыльности Причина выбранного типа маркетинга  
Этап выведения

на рынок

Стимулирующий Слабый сбыт Ничтожный Для осведомлен-ности о товаре  
Этап

роста

Развивающийся Быстро-растущая Максимальный Создание пред-почтения о марке  
Этап зрелости Поддерживающий Медленно растущая Падающий Создание привер-женности марке  
Этап

упадка

Ремаркетинг Падающая Низкий или нулевой  сбыт Восстановление  снижающегося спроса, поиск путей  оживления  
           

Информация о работе Пути достижения конкурентоспособности