Пути достижения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, системном подходе, методах дедукции, сравнительного и экономического анализа, экономико-статистических и социологических методах. Основными методами изучения проблем конкурентоспособности являются анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование. Анализ предполагает расчленение всего процесса на отдельные элементы. Синтез означает соединение разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое или новую организационную систему. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой при исследовании проблем управления конкурентоспособности.

Содержание

Введение

1. Конкурентные преимущества предприятия

1.1 Основные направления конкурентных преимуществ

1.2 Методы анализа конкурентных преимуществ

1.3 Конкурентные стратегии предприятия

2. Технико-экономическая характеристика ИЧТУП «Cибирский берег-Белоруссия»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия

2.3 Проблемы конкурентоспособности предприятия

3. Пути достижения конкурентоспособности

3.1 Характеристика спроса продукции

3.2 Существующие проблемы в сбыте продукции на рынке Республики Беларусь

3.3 Пути решения существующих проблем

3.4 Экономическая эффективность исследуемых предложений по конкурентным преимуществам

Выводы и предложения

Список использованных источников

Приложения

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность.docx

— 136.56 Кб (Скачать)

- условия применения (эксплуатации) объекта;

- инфляции;

- риска и неопределенности.

Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным 8 факторам обеспечивается, как правило, при  обосновании технических, организационных  или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных  показателей качества товара, его  цены, качества сервиса, сферы потребления  и других факторов конкурентоспособности  объектов.

В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого  решения по повышению (улучшению) частных  показателей конкурентоспособности  объектов могут отличаться не по всем факторам. Задача специалиста, менеджера  или лица, принимающего решение, заключается  в проведении комплексного анализа  конкретных ситуаций с целью обеспечения  сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем больше число правильно  учтенных факторов, тем точнее расчеты.

Основные правила  обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений  в области оценки конкурентоспособности:

- количество альтернативных  вариантов должно быть не менее  трех;

- в качестве базового  варианта решения должен приниматься  наиболее новый по времени  вариант. Остальные альтернативные  варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;

- формирование альтернативных  вариантов должно осуществляться  с соблюдением условий обеспечения  высокого качества и эффективности  управленческого решения (применение  научных подходов и принципов,  методов функционально-стоимостного  анализа и оптимизации, структуризация  проблемы, мотивация качественного  решения, наличие механизма его  реализации и др.);

- для сокращения  времени разработки решения, повышения  его качества и снижения затрат  рекомендуется шире применять  методы классификации, кодирования  и современные технические средства  информационного обеспечения процесса  принятия решения [38, с.276].

Одним из важнейших  направлений анализа конкурентных преимуществ является оценка конкурентоспособности  продукции. Решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией  с учетом конкретных условий использования  этой продукции и целей оценки.

От выбора базы сравнения  в значительной степени зависит  правильность результата оценки конкурентоспособности  и принимаемые в дальнейшем решения. Типы баз сравнения.

1. База сравнения  - потребность покупателей: выбор  номенклатуры и установление  величин параметров потребности  покупателей, оцениваемой и конкурирующей  продукции, которыми потребитель  пользуется при оценке продукции  на рынке, а также весомости  этих параметров в общем их наборе.

2. База сравнения  - величина необходимого потребителю  полезного эффекта продукции  (например, объем транспортной работы  для транспортных средств, объем  и сложность обработки для  обрабатывающих станков), а также  сумма средств, которые потребитель  готов израсходовать на приобретение, и потребление (эксплуатацию) продукции.

3. База сравнения  - образец. Применяется, если оцениваемая  продукция известного класса  и на рынке существуют ее  аналоги. Товар - образец моделирует  потребность и выступает в  качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять  продукция, подлежащая оценке.

Критерии выбора образца:

- образец и анализируемая  продукция должны принадлежать  к одному классу по назначению  и условиям эксплуатации и  ориентироваться на одну группу  потребителей;

- образец должен  удовлетворять цели оценки конкурентоспособности:

- в случае оценки продукции в сравнении с лучшим по технико-экономическим характеристикам товаром в качестве образца должно быть выбрано изделие, отражающее высшие мировые достижения;

- при оценке с  наиболее широко сбываемым на  рынке изделием за образец  берется продукция, по которой  зарегистрирован наибольший объем  сбыта;

- при проведении  оценки для определения цены  продукции основным является  требование наибольшей близости  классификационных параметров образца  и анализируемой продукции;

- информация по  образцу должна быть достоверной,  так как образец является конкурентом  - это представительность (объемы  продаж), параметры образца в момент  оценки конкурентоспособности и  тенденции их изменения в перспективе,  объем продаж, так как имеет  важное значение для оценки рентабельности производства и продукции, размера капиталовложений;

- учет фактора  времени: чем длинней планируемый  период разработки новой продукции  и чем дольше намечается сбывать  ее на рынке, тем выше должна  быть начальная конкурентоспособность  и, следовательно, совершеннее  и перспективнее образец, поэтому  на этапе формирования технического  задания на продукцию в анализ  должны включаться прогнозные  показатели, оценивающие уровень  технического совершенства и  соответствующий ему объем сбыта  проектируемого товара в будущем;

- при оценке серийно  выпускаемой продукции базовые  образцы должны выбираться среди  изделий, уже реализуемых на  данном ранке, по которым зарегистрирован  наибольший объем продаж с  учетом динамики сбыта других  образцов, пользующихся спросом;

4. База сравнения  - гипотетический образец, который  представляет собой среднее значение  параметров группы изделий. Применяется,  когда информации по конкретному  образцу - аналогу недостаточно. Фактически речь идет об анализе  потребности, которой может и  не существовать, поэтому эта  оценка должна рассматриваться  как ориентировочная и подлежащая  дальнейшему уточнению.

5. База сравнения  - группа аналогов, отобранных с  точки зрения согласования, классификационных  параметров образца и оцениваемой  продукции, из которых выбираются  наиболее представительные, а затем  прогрессивные изделия, имеющие  наилучшую перспективу для дальнейшего  расширения объема продаж. Применяется,  если сравнение проводится для  определения цены товара на  конкретном рынке.

Моделирование и  оценка уровня конкурентоспособности  являются важным этапом в принятии решения об инвестировании в дорогостоящие  НИОКР, о создании новых производственных мощностей, повышает вероятность коммерческого  успеха нового товара.

Оптимальные пути повышения  конкурентоспособности разрабатываемой  техники обеспечивают наиболее рациональное целевое использование инвестиционных ресурсов, осуществление мероприятий  по оптимизации затрат при создании новой техники, а также условия  для эффективного функционирования цивилизованного рынка.

Внедрение данного  метода позволяет осуществлять управляемый  процесс повышения конкурентоспособности  при разработке новой техники  в зависимости от потребительских  предпочтений на каждом сегменте рынка  выпускаемой продукции.

Представленные в  результаты оценки конкурентоспособности  позволяют выработать следующие  рекомендации по повышению конкурентоспособности  предприятия:

- сосредоточить все  ресурсы предприятия на деятельности  в рамках целевых сегментов  рынка, на которых продукция  признана конкурентоспособной, и  исключить работу по второстепенным  направлениям на этапе

- разработать и  внедрить пакет дополнительных  сервисных услуг с учетом потребительских  предпочтений на целевых сегментах:  увеличение гарантийного срока,  наличие обменного фонда продукции  на складах дилерских фирм, комплектация  в различных исполнениях продукции  и т. д.;

- разработать план  мероприятий по концентрации  усилий по продвижению продукции  на ведении агрессивной имиджевой рекламы и презентационной работы совместно с дилерскими фирмами в целевых регионах;

- разработать и  реализовать план по снижению  себестоимости продукции с учетом  внедрения нового технологического  оборудования для производства  без потери качества;

- провести доработку  дизайна продукции с учетом  современных тенденций и возможностей  нового технологического оборудования;

- систематически  оценивать конкурентоспособность  продукции на наиболее важных  сегментах для выявления тенденций  и корректировки мероприятий  по ее повышению.

При оценке уровня конкурентоспособности  продукции применяются следующие  методы:

- дифференциальный;

- комплексный;

- смешанный.

Дифференциальный  метод основан на использовании  единичных показателей конкурентоспособности.

При дифференциальном методе строятся параметрические индексы  по формулам [34, с.83]:

(i = 1………,n) (1)

(2)

где Pi - значение i-го показателя;

Рi*б - базовое значение i-го показателя;

n-количество показателей.

Из формул (1), (2) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя отвечает повышение  конкурентоспособности продукции. Например: относительное значение мощности изделия вычисляется по формуле (1), а для удельного расхода  топлива по формуле (2).

Как правило, по величинам  единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень  конкурентоспособности продукции. В этой связи широкое применение нашли комплексные и смешанные  методы оценки.

Комплексный метод  оценки уровня конкурентоспособности  базируется на применении групповых  и интегральных показателей. Узловым  моментом при оценке конкурентоспособности  является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле (3):

(3)

где I(t), Iб(t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца; П, Пб- суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы; З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.

Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле (4):

(4)

где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца;

, - средние суммарные  эксплуатационные затраты, относящиеся  к одному году службы соответственно  оцениваемого и базового образца; T- срок службы; n- количество статей  эксплуатационных затрат.

При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении отечественных  и зарубежных образцов, следует применять  относительный интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы (5):

(5)

где - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца; q - отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов; mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах; T' - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца; - относительное значение i-ого показателя качества продукции (i = 1………….,n); miб - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах, mзб +,……..,+mnб = 1;

Pi, Piб - значение i -го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат [34, с.86].

При К(t) ? 1 продукция  конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К(t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.

Информация о работе Пути достижения конкурентоспособности