Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 23:53, курсовая работа
Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, системном подходе, методах дедукции, сравнительного и экономического анализа, экономико-статистических и социологических методах. Основными методами изучения проблем конкурентоспособности являются анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование. Анализ предполагает расчленение всего процесса на отдельные элементы. Синтез означает соединение разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое или новую организационную систему. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой при исследовании проблем управления конкурентоспособности.
Введение
1. Конкурентные преимущества предприятия
1.1 Основные направления конкурентных преимуществ
1.2 Методы анализа конкурентных преимуществ
1.3 Конкурентные стратегии предприятия
2. Технико-экономическая характеристика ИЧТУП «Cибирский берег-Белоруссия»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Проблемы конкурентоспособности предприятия
3. Пути достижения конкурентоспособности
3.1 Характеристика спроса продукции
3.2 Существующие проблемы в сбыте продукции на рынке Республики Беларусь
3.3 Пути решения существующих проблем
3.4 Экономическая эффективность исследуемых предложений по конкурентным преимуществам
Выводы и предложения
Список использованных источников
Приложения
Таким образом, успех предприятия в конкурентной борьбе требует от предприятия развития его отличительных способностей и компетенций, позволяющих ему побеждать в конкурентной борьбе за потребительский спрос. Решение данной задачи обусловливается и тем, что когда-то достигнутые успехи на рынке при отсутствии постоянной и целенаправленной работы по их наращиванию будут через некоторое время аннулированы ответными действиями конкурентов, что определяет необходимость формирования соответствующего подхода к управлению компанией, который не только обеспечивал бы сам процесс адаптации, но и создавал условия для ее эффективного функционирования на постоянной основе. Поэтому стратегическое планирование должно заключаться в создании комплексной системы управления конкурентными преимуществами фирмы, а эффективная стратегия должна основываться на их удержании и развитии (рис.1.2.) [2, с.11].
Рис.1.2. Процесс формирования конкурентных преимуществ фирмы.
Другой отличительной
характеристикой конкурентного
преимущества, является его жизнеспособность
и способность к развитию. Конкурентные
преимущества не являются вечными ввиду
двух причин: постоянной попытки отдельных
конкурентов их имитировать, и в
связи с турбулентностью
Основой стратегического
потенциала компании является категория
трудно имитируемых конкурентных преимуществ.
Выделяют конкурентное преимущество,
которое соперники могут
Следует отметить, что если конкурентные преимущества организации защищены от имитации конкурентов, то они формируют «стратегический потенциал компании». Под «стратегическим потенциалом предприятия», как правило, понимают совокупность имеющихся ресурсов и способностей для разработки и реализации стратегии предприятия. Соответственно более успешной будет являться стратегия, опирающуюся на стратегический потенциал предприятия, поскольку подобная она является более конкурентоспособной и долговечной.
Структура процесса формирования трудно имитируемых конкурентных преимуществ представлена на рис.1.3. [2, с.14].
Рис.1.3. Процесс формирования трудно имитируемых конкурентных преимуществ организации.
Выделение этапа
формирования конкурентных преимуществ
фирмы в процессе стратегического
планирования организации обусловливается
и направленностью данного
Управление
- анализа механизма
действия экономических
- анализа механизма действия законов организации структур и процессов (закона композиции для построения дерева целей, законов пропорциональности, синергии, самосохранения, развития и др.);
- соблюдения требований совокупности научных подходов к управлению (прежде всего, системного, комплексного, маркетингового, функционального, поведенческого, структурного, воспроизводственного);
- соблюдения ранее
рассмотренных принципов
- ориентации на
конкретные рынки и
- применения современных
информационных технологий для
системной и комплексной
- применения современных
методов анализа,
- ориентации на
количественные методы оценки, контроля
и оперативного управления
- экономические и
управленческие факторы
- модели оценки
конкурентоспособности
- включаемые в формулу (модель) факторы (показатели) преимущественно должны быть удельными или относительными;
- в системе управления
конкурентоспособностью
Между этими функциями должны быть общие функции по планированию, организации процессов, учету и контролю выполнения планов и оперативных заданий [38, с.186].
Таким образом, можно сказать, что наличие, использование и наращивание конкурентных преимуществ компании - это стабилизация и развитие бизнеса компании за счет подключения компании к ресурсам внешнего мира, мобилизация внутренних ресурсов путем их качественной реорганизации, что в конечном итоге содействует успешной деятельности компании и повышению ее конкурентоспособности.
1.2 Методы анализа конкурентных преимуществ
Любая продукция
обладает комплексом свойств, определяющих
ее пригодность к использованию
в конкретных условиях. Для того
чтобы объективно оценить рыночные
перспективы продукции, поставщик
должен использовать те же критерии оценки,
что и потребитель. Только тогда
можно ожидать, что оценка, данная
товару поставщиком, совпадет с мнением
покупателя. Необходимо постоянное уточнение
перечня параметров, существенных с
точки зрения потребителя. Производитель
должен точно оценивать и саму
принципиальную возможность реализации
своего товара на рынке с учетом
установленных нормативных
Если не все параметры продукции отвечают требованиям покупателя, то это свидетельство ее низкой перспективности. Разумеется, если потребитель не найдет на рынке товар, полностью отвечающий потребности, он вынужден будет скорректировать свои требования с учетом реального предложения. Практика оценки рыночных позиций продукции основывается на сравнительном анализе ее совокупных характеристик, сопоставлении с аналогами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по стоимостным характеристикам. Покупателя прежде всего интересует эффективность пользования продукцией, понимаемая как отношение совокупного полезного эффекта к совокупным затратам на приобретение, эксплуатацию, ремонт, техническое и прочее обслуживание продукции и пр. [7, с.336].
Методы оценки состояния
рыночных позиций должны основываться
на процессах закрепления фирмы
на рынке в динамике. Учетной базой
этих методов может служить
Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов представляет собой очень сложную работу, так как:
- во-первых, в конкурентоспособности
фокусируются все показатели
качества и ресурсоемкости
- во-вторых, в настоящее
время отсутствуют
Важным этапом анализа
конкурентных преимуществ является
проведение отраслевого анализа. Элементы
окружения фирмы, существенно влияющие
на возможности формировать и
развивать свои конкурентные преимущества,
непосредственно связаны с
Исходя из такого определения отраслевой анализ объединяет в себе анализ среды поставщиков, потенциальных и реальных конкурентов, производителей товаров-заменителей, клиентуры, непосредственных торговых посредников фирмы. Целью анализа является определение привлекательности отрасли и отдельных товарных рынков внутри нее. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, определить ключевые факторы ее успеха и формирует базу для сравнения потенциала компании с характеристиками конкурентов. Основными показателями при анализе отрасли выступают:
- перспективы роста рынка;
- стадия жизненного цикла товара;
- масштабы конкуренции;
- структура издержек;
- прибыльность;
- барьеры входа в отрасль [2, с.17].
Также широкое распространение при анализе конкурентных преимуществ получили методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений лицом, принимающим решение (руководством). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают рабочую группу, которая и организует деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию.
Существует масса
методов получения экспертных оценок.
В одних с каждым экспертом
работают отдельно, он даже не знает, кто
еще является экспертом, а потому
высказывает свое мнение независимо
от авторитетов. В других случаях
экспертов собирают вместе для подготовки
материалов, при этом эксперты обсуждают
проблему друг с другом, учатся друг
у друга, и неверные мнения отбрасываются.
В одних методах число
Исходная информация должна приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:
- времени (время
осуществления проектов или
- качества объекта;
- масштаба (объема) производства объекта;
- освоенности объекта в производстве;
- получения информации для принятия управленческого решения;