Автор: a********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа
Первая задача исследования, заключается в определении понятия публичного выступления, в изучении специфики проведения публичных выступлений и роли этих выступлений в управленческой деятельности.
Вторая задача, заключается в необходимости анализа проведения публичных выступлений и определения их значения в управленческой деятельности руководителя;
Третья задача заключается в разработке рекомендаций, которые помогут выступающему улучшить свое ораторское мастерство.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Роль публичного выступления в управленческой деятельности.
1.1 Публичное выступление — составная часть социально-значимой
деятельности ……………………………………………………….
1.2 Публичное выступление в управленческой деятельности
Руководителя………………………………………………………….
Глава 2. Структура публичного выступления.
2.1 Подготовка к выступлению………………………………………
2.2. Выступление………………………………………………………
2.3 Заключение и ответы на вопросы………………………………
2.4 Работа над сделанным выступлением………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
- внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрессия); юмор; гипербола; контраст, парадокс:
- создание эффекта присутствия (слушатель как бы присутствует при том, о чем говорит выступающий).
Таким
образом, подытоживая, всё вышесказанное
об управленческом общении, невозможно
удержаться от констатации общеизвестной
истины, которая, к сожалению, осознается
далеко не всеми руководителями: только
овладев искусством делового общения,
можно эффективно выполнять свои управленческие
функции.
Глава
2. Структура публичного выступления.
Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей выступления.
На самом общем уровне
принято выделять три основных
композиционно-логических
1. Вступление, или введение.
2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.
3. Заключение, или выводы.
Эта трехчастная структура устного, как, впрочем, и письменного, выступления сложилась очень давно. У ее истоков мы встречаем имена таких выдающихся ораторов, как Демосфен, Цицерон, крупнейших представителей ораторского искусства древности и последующих эпох.
Следует, однако, сразу обратить
внимание на то, что, в свою
очередь, каждая из этих трех частей,
как бы мала, коротка она ни была, имеет
свою собственную, внутреннюю организацию,
или структуру, и поэтому можно и нужно
оговорить композиционные особенности
не только выступления в целом,
но и каждой отдельной его части.
2.1
Подготовка к выступлению
Успех публичного выступления определяется не только мастерством оратора, но и качеством подготовки к этому выступлению. Подготовка к выступлению включает три взаимодополняющих этапа: 1) ориентационный — формирование представления о целях выступления, особенностях слушателей, условиях его проведения и т. п.; 2) содержательный — проработка содержания самого выступления; 3) психологический — формирование эмоционально- психологической готовности к выступлению (если есть необходимость).
Ориентационная
• собственных целей выступления и критериев оценки его результативности;
• особенностей аудитории слушателей, ее численности, состава и ожиданий;
• места и условий выступления.
Собственные
цели выступления и критерии оценки
его результативности. Прежде чем
разворачивать активную работу по подготовке
к выступлению, необходимо прояснить
собственные представления
При
этом, конечно же, психологически важной
целью выступления оратора
Особенности аудитории. Также на этапе подготовки к выступлению необходимо определиться относительно численности, состава и ожидания слушателей. Выступление организуется с определенной целью, но слушатели тоже имеют свои интересы, мнения и ожидания, и чтобы эффективно донести материал, необходимо понять их.
Численность аудитории. В социальной психологии выделяют три типа аудитории, в зависимости от численности: малая аудитория (группа до 12–15 человек); средняя аудитория (группа до 50–100 человек); большая аудитория (больше ста человек).
Для оратора важно понимать, что реакция аудиторий разной численности различна, поэтому и преподнесение материала должно быть специфичным.
Одна из закономерностей состоит в том, что по мере увеличения численности аудитории она становится все более однородной. Другая закономерность — чем больше слушателей, тем меньше они реагируют на информацию и больше на человека, который эту информацию им презентует. Соответственно, малая аудитория больше годится для детальных и обстоятельных дискуссий, в которые каждый участник может вносить свои идеи в обсуждение. В то же время большая аудитория более склонна сливаться в одну «безликую массу», реагирующую на выступающего как единый организм. Выступление в большой группе более монополизировано оратором, вопросы в ней обычно задаются в соответственно отведенное для этого время.
Состав аудитории. Также необходимо уточнить предполагаемый состав аудитории. Является ли она уже сформированным коллективом со своими традициями, нормами и лидерами, или это группа, специально сформированная для рассмотрения заявленной проблемы, темы, вопросов? В первом случае лидеры или претендующие на этот статус люди нередко стремятся закрепить свои лидерские позиции за счет выступающего (за счет присоединения к нему или за счет противопоставления себя и его). Все зависит от степени успеха выступления и владения навыками управления аудиторией.
Интересы и ожидания аудитории. Чтобы достичь поставленной цели выступления, оратору необходимо не только знать, что хочет он, но и хорошо представлять, чего хотят и ожидают от выступления слушатели, что для них ценно и значимо. При подготовке выступления перед профессиональной группой необходимо, по мере возможности, повысить свою компетентность в специфике данной профессиональной деятельности, уточнить важные события, случившиеся в этой сфере, и т. п.
Место
и условия выступления.
Содержательная
В структуре выступления принято выделять три основные структурно- логические части: вводную, основную и заключительную. Части должны быть взаимодополняющими и в совокупности представлять собой единое целое, стержнем которого является основная идея — замысел выступающего. При этом каждая композиционная часть выступления имеет не только содержательный, но и психологический смысл.
Вводная часть. Вводная часть выступления имеет наибольшее психологическое значение. На этом этапе многие слушатели определяются, сосредотачиваться ли им на выступлении далее или можно сразу отвлечься.
Основные цели вводной части:
а) установить психологический контакт с аудиторией, завоевать ее доверие;
б) вызвать интерес аудитории к теме сообщения, овладеть ее вниманием и подготовить благоприятную психологическую почву для дальнейшего восприятия содержания выступления.
Основная часть. В основной части всесторонне раскрывается тема выступления. Это возможно достичь, если интерес, внимание и доверие, сформированные в вводной части, удастся сохранить на протяжении всего выступления.
Алгоритм подготовки основной части выступления может быть различным и индивидуальным для каждого оратора. В качестве одного из вариантов можно представить следующий:
• выделите главную идею вашего выступления (с учетом вашей цели и имеющихся представлений от ожиданий аудитории);
• определите составные части (модули, темы), посредством которых вы сможете раскрыть содержание темы и донести главную идею;
• продумайте содержание каждого модуля в отдельности. При необходимости проработайте необходимые текстовые материалы;
• определите, какие модули будут основными, а какие резервными
• создайте примерный план последовательности основных модулей;
• сформулируйте ключевые фразы, которые отражают основные мысли каждого модуля (или которые, по вашему замыслу, должны запомнить
слушатели в каждом модуле);
• продумайте или найдите иллюстрирующие примеры;
• подготовьте необходимый презентационный и раздаточный материал.
Заключительная часть. Выступление важно правильно начать, но и правильно закончить. Поэтому заключение следует так же тщательно проработать, как и другие разделы речи.
Обычно в заключительной части:
а) фиксируются основные мысли и результаты;
б)
оформляются представления
в) где можно найти или получить дополнительную информацию;
г)
слушатели подводятся к определенным
выводам и к готовности действовать,
если это необходимо.
Психологическая
Для аудитории важно не только то, что человек говорит, но и то, как он это говорит. Слушатели легко распознают, верит ли сам выступающий в то, что он говорит, и насколько для него самого значима эта информация. На основе этого многие из них решают для себя, как им относиться к полученной информации и стоит ли доверять ей.
Поэтому для успешности выступления важно не только хорошо содержательно подготовиться к выступлению, но и сформировать психологическую готовность, в том числе преодолеть возможное волнение и неуверенность в себе.
На
формирование психологической готовности
оказывает влияние наличие
Что
касается неуверенности и волнения,
нередко проявляющихся
• Подышите медленно и глубоко. Это дыхание спокойного человека. Наше состояние и дыхание взаимосвязаны. Когда мы волнуемся, мы дышим поверхностно и часто. Изменив дыхание, можно изменить и состояние.
• Любая физическая активность снимает нервное напряжение. Поэтому, если есть возможность двигаться, то пройдитесь быстрым шагом.
Можно поприседать или помахать руками (желательно без свидетелей). Однако не следует это делать непосредственно перед выходом, необходимо успеть восстановить дыхание.
• Интенсивно подвигайте челюстью взад-вперед 15–20 раз. Предполагается, что в результате таких движений раздражаются корешки блуждающего нерва, сигнал передается в центральную нервную систему и приводит к выбросу норадреналина, снимающему повышенное напряжение.
Информация о работе Публичные выступления в управленческой деятельности