Автор: a********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа
Первая задача исследования, заключается в определении понятия публичного выступления, в изучении специфики проведения публичных выступлений и роли этих выступлений в управленческой деятельности.
Вторая задача, заключается в необходимости анализа проведения публичных выступлений и определения их значения в управленческой деятельности руководителя;
Третья задача заключается в разработке рекомендаций, которые помогут выступающему улучшить свое ораторское мастерство.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Роль публичного выступления в управленческой деятельности.
1.1 Публичное выступление — составная часть социально-значимой
деятельности ……………………………………………………….
1.2 Публичное выступление в управленческой деятельности
Руководителя………………………………………………………….
Глава 2. Структура публичного выступления.
2.1 Подготовка к выступлению………………………………………
2.2. Выступление………………………………………………………
2.3 Заключение и ответы на вопросы………………………………
2.4 Работа над сделанным выступлением………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Преодолеть подобные тревожные ощущения можно, совершенствуя подготовку к выступлению, тренируя внимание и память, повышая уровень самооценки, овладевая техникой релаксации, умением расположить к себе аудиторию, управлять ее вниманием.
Выступающий не может чувствовать себя уверенно и управлять вниманием аудитории, пока “привязан к тексту”, пока от задачи “что сказать” не перейдет к задаче “как сказать”, “как оказать влияние на аудиторию”. Последнее предполагает свободное владение материалом.
Стремление произвести приятное впечатление, понравиться слушателям это не амбициозные притязания оратора, а профессиональная необходимость, служащая цели выступления: чем больше симпатии и уважения вызывает оратор, тем сильнее воздействие его речи. Это требует от руководителя умения создавать свой имидж, т.е. образ в глазах слушателей. Личное обаяние — это искусная передача всех личностно-деловых качеств оратора: его нравственных характеристик, ума, психологических умений и навыков. Самопрезентация, т.е. умение подать себя с наилучшей стороны, это — профессиональное искусство, овладение которым требует постоянной работы над собой и самоконтроля за своим поведением.
В создании привлекательного для аудитории имиджа существенную роль играют следующие факторы:
1. “Визуальность”, т.е. внешняя привлекательность личности оратора. Она складывается главным образом из манеры поведения оратора в аудитории (мимика, жесты, позы, походка) и манеры одеваться, причесываться, умения пользоваться косметикой. Первоначальное достаточно стойкое впечатление о человеке складывается за первые 90 секунд. Он оценивается не по тому, что собой представляет на самом деле, а по тому, как воспринимается окружающими.
Неряшливость,
неопрятность, беспорядок в одежде,
пренебрежение правилами
Что касается мимики и жестов, то здесь недопустима ни одна из крайностей. Их отсутствие создает впечатление скованности, “зажатости” лектора, неуверенности в себе, не позволяет установить хороший контакт с аудиторией. В то же время действует обратная зависимость: чем выше профессионализм и социальный статус человека, тем более сдержан он в мимике и жестах. Не расхаживайте по аудитории. Не цепляйтесь судорожно за трибуну или стул. Пританцовывание на месте, переступание с ноги на ногу, постукивание пальцами по трибуне выдает ваше нервозное состояние, может передаваться слушателям. Это воспринимается негативно. Держитесь естественно: это производит наиболее благоприятное впечатление.
Голос. Спокойная речь усиливает сосредоточенность слушателей, создает впечатление знающего, уверенного в себе человека. Избегайте монотонности. Повышайте и понижайте голос.
2. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Перед началом выступления необходима психологическая пауза в-15—20 секунд. Если ее нет, то контакт с аудиторией установить чрезвычайно трудно.
Контакт глазами. Визуальный контакт значительно усиливает наше влияние на партнера по общению. Считается, что собеседники вызывают взаимный интерес, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени беседы, а менее 1/3 свидетельствует об отсутствии заинтересованности. С целью контроля за реакцией аудитории можно выбрать для наблюдения одного или нескольких человек, но нельзя сосредоточивать внимание только на них. Целесообразно выделить в аудитории несколько групп и попеременно поддерживать с ними визуальный контакт. Так у слушателя создается впечатление, что вы обращаетесь лично к нему.
Закон психологии: установка определяет восприятие. Поэтому ни в коем случае нельзя начинать выступление с извинений по поводу своей ораторской неопытности или недостаточной профессиональной компетенции. Если оратор говорит “Вряд ли я сообщу вам что-то новое по данной проблеме...”, то у слушателей возникает закономерный вопрос:
“Зачем же тогда выступать?!” И даже если выступление окажется блестящим, его, скорее всего, оценят так: “Очень неплохо, интересно, но все же чувствуется, что лектор еще неопытен или недостаточно глубоко знает проблему”.
Показывайте свое лучшее “Я”. Хорошо, если выступающего представят слушателям: о ваших достоинствах лучше сказать другому. Приветствие обязательно. Если аудитория знакома, можно сказать о благоприятных впечатлениях прошлой встречи. Следует поблагодарить слушателей за интерес, проявленный к выступлению.
Выражайте аудитории одобрение. Комплимент, если он искренен, всегда вызывает ответную благожелательную реакцию. Повод для комплимента всегда найдется: компетентность, внимание, заинтересованность, любознательность и т.п. аудитории.
Улыбка. Она может быть разной: улыбка-благодарность, улыбка-понимание, улыбка-радость, улыбка-одобрение, улыбка-признательность и т.д.
Мимика и жесты при взаимопонимании партнеров обладают способностью отражения, т.е. повторяются ими. Хмурый собеседник негативно воздействует на самое радужное ваше настроение, улыбка вызывает ответные улыбки. Она снимает сопротивление аудитории, демонстрирует ваше к ней расположение и уважение, создает вам в глазах слушателей имидж приятного человека.
Сила воздействия оратора на аудиторию зависит и от организации пространства. Трудно дойти до каждого, создать единое поле эмоционального напряжения, если слушатели несколькими группами рассредоточены в большом помещении. Срабатывает эффект изолированности: ослабляется внимание слушателей, труднее поддерживать интерес к теме беседы. Напротив, близко находящиеся по отношению к оратору и друг к другу люди в большей мере обладают “мы-чувством ”, единством реакции, с ними легче найти общий язык. О размещении слушателей лучше заранее попросить организаторов встречи. Время проведения беседы, температура воздуха в помещении, посторонние шумы — все это влияет на отношение к мероприятию и, следовательно, к оратору.
При общении с одним или несколькими собеседниками чаще обращайтесь к ним по имени.
3. Завоевать расположение аудитории может человек, умеющий улавливать настроение людей, их ожидания, искренне сопереживающий их нуждам.
Оратор ни в коем случае не должен демонстрировать свое превосходство над аудиторией, это не только не добавит ему уважения, но, напротив, вызовет антипатию, так как всякий человек болезненно воспринимает стремление унизить его и будет стремиться к восстановлению своей значительности путем отыскивания недостатков и промахов у лектора. Опытный оратор предпочитает сказать “вы, конечно, уже знаете”, нежели “вы, конечно, еще не знаете”, “вам, безусловно, известно мнение...”, чем “вряд ли вам известно мнение...”, и т.п. Тон общения со слушателями указывает на внутреннюю культуру выступающего. Приемлем тон доверительный, уверенный, без морализации и назиданий, выражающий уважительное отношение к людям.
Если вам возражают, то пропустите реплику мимо ушей;
задайте встречный вопрос;
отложите реакцию: “Благодарю за ваше возражение, я вернусь к нему немного позже...”; нейтрализуйте выкрики из зала: “Я предполагал, что услышу такое возражение, но, думаю, все-таки другим слушателям интереснее послушать мой доклад дальше”;
придерживайтесь тактики “да, но...”. Однако лучше всего вместо слова “да” использовать другие способы мнимого утверждения; “В общем-то я с вами согласен, но вы все же подразумевали...”;
используйте тактику прерывания. Кто-то из слушателей изводит вас репликами типа “Вы повторяетесь” и “Где вы это слышали?” и т.д. В таком случае лучше сделать продолжительную паузу и спросить, можно ли вам дальше продолжать свою мысль.
4. Язык выступления— визитная карточка оратора.
Лаконичность, точность, выразительность языка способствуют удержанию внимания аудитории, лучшему понимаю ею проблемы. Пространственные рассуждения, многословность наводят скуку. Длинные предложения раздражают, так как требуют дополнительных усилий для уяснения смысла сказанного. Неграмотно построенные фразы, ошибки в произношении слов снижают статус оратора, создают впечатление его общей низкой культуры, что, как следствие, вызывает сомнение слушателей и в компетентности оратора. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок, крылатых литературных выражений обеспечивают оратору симпатии аудитории.
Но даже если оратором все, казалось бы, учтено, время от времени неизбежно снижение внимания к нему аудитории.
Каковы же причины ослабления и отвлечения внимания? По отношению к оратору их можно разделить на объективные и субъективные. К объективным причинам относятся те, что коренятся в самой природе внимания и восприятия. К ним можно отнести:
Субъективные причины — это качество самого выступления,
- когда оно воспринимается как неинтересное вследствие: непонимания; изложения общеизвестного;
- невовлеченности слушателей в совместные размышления (например. изложение “готовых истин”): перегруженности информацией; несоответствия темы выступления интересам аудитории; невыразительности формы изложения (догматически-назидательный тон, тихий голос, монотонность, бедный язык, грамматические, стилистические, орфоэпические ошибки, суетливая манера поведения оратора, прикованность к тексту и пр.).
Для того чтобы оратор мог удержать внимание слушателей в течение всего времени выступления, оно должно быть содержательным:
- пробуждать творческие способности слушателей; быть композиционно и логически организованным (выводы не преподносятся в готовом виде, а слушателей подводят к ним); соответствовать теме, месту и аудитории; факты или идеи должны излагаться в противопоставлении и сопоставлении всех “за” и “против”;
- акцентировать внимание на основных моментах путем повторения, но каждый раз в новой, оригинальной форме;
- быть динамичным (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, живой, с меняющимися интонациями голос, паузы —все это способствует удержанию внимания); быть доступным, содержать конкретн ые примеры; излагаться живым, образным языком; содержать наглядность; вызывать интерес.
Интересу, т.е. эмоциональному и интеллектуальному влечению слушателей к речи могут способствовать следующие приемы:
- прямое обращение к аудитории, диалог с ней; использование новой, неожиданной информации; провокация (на короткое время провоцируется не согласие с излагаемой информацией, чтобы подготовить слушателей к конструктивным выводам);
- прогнозирование (на основе реальных фактов делаются прогнозы событий. Вариант этого приема — “стимулирование аппетита”, суть которого заключается в том, что исходя из ситуации, оратор дает прогноз развития негативных тенденций и рисует “мрачную картин у” возможного будущего, а затем указывает пути, позволяющие избежать этого); делегирование возможностей принимать решение; апелляция к авторитету (личности, науки, опыта); драматургическое сопереживание:
Информация о работе Публичные выступления в управленческой деятельности