Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:33, контрольная работа
Факторов, влияющих на психику человека, достаточно, но обратим внимание на некоторые из них. В данной работе изучим психологические методы управления, что является объектом методов, типы личности, рассмотрим малые группы, их формирование, а также окунемся в проблемы мотивации и стимулирования труда персонала, так как это одна из важнейших проблем управления персоналом.
Введение
Анализ психологических процессов в системе управления персоналом как составная часть метода управления.
Психологические методы управления, как основа исследования проблем управления персоналом:
1.1.1 Сущность, состав, значение, объект психологических методов управления персоналом;
1.1.2 Классификация психологических методов управления персоналом;
1.2. Личность как объект управления персоналом.
1.2.1 Типы личности;
1.2.2 Влияние типов личности на эффективность управления;
1.3. Формирование малых групп в коллективе.
2. Проблемы мотивации и стимулирования труда
2.1. Понятие и сущность мотивации и стимулирования.
2.2. Методы психологической мотивации работников к труду.
2.3. Психологические аспекты морального и материального стимулирования.
Заключение
Список использованной литературы
Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
Социально-
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей.
Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.
Социологические
методы исследования, являясь научным
инструментарием в работе с персоналом,
предоставляют необходимые
Социометрический
метод незаменим при анализе
деловых и дружеских
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.
Целесообразно,
чтобы психологическое
Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета). Более подробная классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности персонала; организации системы обучения персонала; управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения персонала.
1.2. Личность в системе управления персоналом.
1.2.1 Типы личности;
1.2.2 Влияние
типов личности на
Великий
русский физиолог, академик, лауреат
Нобелевской премии И. П. Павлов (1849-1936
гг.), изучая процессы возбуждения и торможения
в коре головного мозга, их деятельность, сменяемость
и силу, смог выделить также четыре типа
высшей нервной деятельности:
- сильный, неуравновешенный
- сильный, уравновешенный, подвижный
- сильный, уравновешенный, инертный
- слабый
Человек с первым типом нервной деятельности обладает высокой работоспособностью, быстрой реакцией. Вместе с тем он неуравновешен, вспыльчив, раздражителен, агрессивен, нетерпелив и несдержан.
Человек со вторым типом нервной деятельности обладает высокой работоспособностью в сочетании с огромным спокойствием в напряженной ситуации, без труда подавляет ненужные желания и отвлекающие мысли, способен быстро менять вид деятельности.
Человек с третьим типом нервной деятельности отличается высокой работоспособностью и внутренней стабильностью. В тоже время он с трудом адаптируется к новым условиям, не способен отказаться от внутренних стереотипов и приобретенных навыков. Слабо проявляет эмоции. Не склонен изменять привычному распорядку, привычной обстановке, привычному окружению.
Человек
с четвертым типом нервной
деятельности характеризуется быстрым
падением работоспособности, потребностью
в длительном отдыхе. На трудности реагирует
излишне эмоционально. Не переносит длительные
или интенсивные нагрузки.
Выделив
и описав четыре типа нервной системы,
И. П. Павлов сопоставил их с классическими
типами темперамента, показав высокую
степень соответствия между ними. Это
дало ему основание для вывода: именно
свойства нервной системы определяют
давно описанные темпераменты. Так первый
тип нервной деятельности - это холерик,
второй - сангвиник, третий - флегматик
и четвертый – меланхолик.
Немецкий
психолог Карл Юнг - ученик основоположника психоанализа З. Фрейда, порвавший
с ним и ставший одним из воинственных
его противников, предложил свою классификацию
типов людей. Всех людей К. Юнг разделил
на экстравертов и интровертов.
К экстравертам, по К. Юнгу, относятся люди, потребности которых направлены вовне. Это активные, контактные, с массой знакомых, не терпящие одиночества люди, любящие смену обстановки, путешествия, не интересующиеся своим здоровьем, берущие от жизни все, что она дает в настоящий момент. Экстраверт - это душа компаний, гурман, вечный и неутомимый анекдотчик и тамада, прямой, открытый, всем понятный, в повседневной жизни ориентирующийся на обстоятельства, а не на субъективное мнение. .
Интроверт - обращенный внутрь, в себя, замкнутый, отгороженный от окружающих человек, долго и мучительно анализирующий все события, везде ищущий второй смысл, подтекст. Он, как правило, имеет одного-двух друзей, предпочитает одиночество, трудно устанавливает контакты, не меняют свои привычки. Интроверт - тревожный, мнительный человек, прислушивающийся к малейшим болям и неприятным ощущениям в своем теле.
Все психологические типологии можно разбить на две большие группы: те, что классифицируют приобретенные душевные качества, и те, которые рассматривают качества врожденные. Здесь происходит принципиальный водораздел, между тем, что человек в силах изменить и тем, с чем ему придется мириться до конца дней своих.
Большинство существующих типологий относятся к первой группе — они описывают скорее типы поведения или, если угодно, типы сложившегося характера, а типологий из второй группы — единицы. В этой статье разговор пойдет об одной из них — самой интересной и самой ценной в практическом приложении — о теории психологических типов Карла Юнга.
Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претендующая на совершенство или законченность, является, тем не менее, шагом именно в этом направлении. .
В
основу классификации положен принцип
активного приспособления личности
к окружающей среде, при этом понятие
“Среды” берется в самом
1.«Деятельный»
Стремление вперед. Не может много работать и не уставать. Шумный веселый отдых - естественное продолжение работы. У него много друзей и нет врагов. Жизнь прекрасна и удивительна сейчас и будет еще лучше завтра. Причем завтра наступит настоящая жизнь. Много планов на будущее. Если дело интересное, то оно захватывает полностью, но очень быстро может заинтересовать другая цель.
2.«Возмутитель
спокойствия». .
Всегда заметен в обществе в силу своей
высокой активности. Говорит быстро, торопится;
фразы отрывистые, короткие. У женщин этого
типа встречается голос с высокими, даже
визгливыми интонациями. В беседе нередко
перехватывает инициативу, меняет тему
разговора. Очень часто у него бывает ощущение,
что он не успевает записывать или высказывать
свои мысли. В речи и действиях напорист.
Легко становится лидером любой группы.
Может личным примером воодушевить людей
на какое-то дело, захватить какой-то идеей,
однако когда они проникнутся задачами
и включатся в процесс деятельности, он
способен бросить их и заняться чем-то
другим. Но практически никогда его не
беспокоит, разделяют окружающие его инициативу
или нет. Легко меняет собственные цели
и убеждения в зависимости от ситуации. .
Быстро работает, так же быстро переключается
на другой вид деятельности..
Сильные стороны : энергичность, способность
к лидерству, преодоление препятствий.
Слабые стороны: непоследовательность,
неумение слушать собеседника.
3.«Сомневающийся».
Всегда необходима осторожность. Жизнь
полна непредсказуемых событий, однако
каждое событие предопределено. Предчувствия
часто сбываются. В жизни и в природе все
взаимосвязано, но обычно эти взаимосвязи
не очевидны. Если их знать, можно предвидеть
все. Обычно же этих знаний не хватает,
и тогда жизнь преподносит неприятные
сюрпризы. Это обстоятельство и заставляет
во всем сомневаться, и поэтому никогда
не может быть ни в чем уверенным. Главная
проблема - дефицит времени. Не способен
браться за работу с фиксированными сроками.
Если же берется, то чувствует себя дискомфортно.
Больше всего в жизни боится неуспеха:
лучше ничего не делать, чем делать плохо.
Будучи руководителем, стремится избавить
свой коллектив от взаимных трений подчиненных,
под его началом легко работать, однако
часто у подчиненных создается иллюзия,
будто этот начальник - тюфяк и рохля. На
самом же деле при необходимости такой
начальник вполне способен настоять на
своем.