Психологические методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Факторов, влияющих на психику человека, достаточно, но обратим внимание на некоторые из них. В данной работе изучим психологические методы управления, что является объектом методов, типы личности, рассмотрим малые группы, их формирование, а также окунемся в проблемы мотивации и стимулирования труда персонала, так как это одна из важнейших проблем управления персоналом.

Содержание

Введение

Анализ психологических процессов в системе управления персоналом как составная часть метода управления.
Психологические методы управления, как основа исследования проблем управления персоналом:
1.1.1 Сущность, состав, значение, объект психологических методов управления персоналом;

1.1.2 Классификация психологических методов управления персоналом;

1.2. Личность как объект управления персоналом.

1.2.1 Типы личности;

1.2.2 Влияние типов личности на эффективность управления;

1.3. Формирование малых групп в коллективе.

2. Проблемы мотивации и стимулирования труда

2.1. Понятие и сущность мотивации и стимулирования.

2.2. Методы психологической мотивации работников к труду.

2.3. Психологические аспекты морального и материального стимулирования.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Психологические методы управления Жанна22222.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Иркутский государственный университет путей сообщения

Забайкальский институт железнодорожного транспорта 
 

Кафедра «Экономика» 
 

Контрольная работа 
 

По дисциплине: «Менеджмент»

Тема: «Психологические методы управления»

Вариант № 13 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Ж.Б.Батурова                                                 Проверил: преподаватель

Шифр Ч-08-Бк-1153                                                           В.А. Любина

                                                                                               
 
 
 

Чита, 2009

План

Введение

  1. Анализ психологических процессов  в системе управления персоналом как составная часть метода управления.
    1. Психологические методы управления, как основа исследования проблем управления персоналом:

        1.1.1 Сущность, состав, значение, объект психологических методов управления персоналом;

        1.1.2 Классификация  психологических  методов управления персоналом;

    1.2.   Личность как объект управления  персоналом.

        1.2.1 Типы личности;

        1.2.2 Влияние типов личности на эффективность управления;

         1.3.  Формирование малых групп в коллективе.

    2.  Проблемы мотивации и стимулирования труда

        2.1.  Понятие и сущность мотивации и стимулирования.

        2.2.   Методы  психологической мотивации работников к труду.

        2.3. Психологические  аспекты морального и материального  стимулирования.

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Мы  живем в мире людей, и как научимся общаться друг с другом: учитель с учеником, врач с пациентом, руководитель с подчиненным – во многом зависит от самого человека, руководителя. Научившись использовать все методы  и принципы управления персоналом, можно  смело манипулировать людьми.

      Все дело в том, что на поведение человека  оказывает влияние множество  факторов, даже тех, которые не подвластны разуму, то есть они «скрываются» в подсознании. И научившись влиять на  поведение собеседника подсознательно, можно обернуть ситуацию в любое  нужное русло.

      Факторов, влияющих на психику человека, достаточно, но обратим внимание на некоторые из них. В данной работе изучим  психологические методы управления, что является объектом методов, типы личности, рассмотрим  малые группы, их формирование, а также окунемся в проблемы мотивации и стимулирования труда персонала, так как это одна из важнейших проблем управления персоналом. Многие руководители не придают этому вопросу особого значения, но на самом деле  стимул и мотив - одни из основных ключей  к высокой производительности и качественной работе подчиненных.

      Чтобы заинтересовать людей в работе, добиться уважения и понимания к себе, умело нейтрализовать возникающие конфликты, правильно использовать моральные и материальные стимулы и ценности, необходимо четко и правильно выбрать позицию в отношениях с  подчиненными. 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  психологических  процессов  в системе  управления персоналом как составная  часть метода управления.
    1. Психологические методы управления как основа исследования проблем управления персоналом:

1.1.1. Сущность, состав, значение, объект психологических методов управления персоналом.

     Метод управления — это метод воздействия  субъекта управления на объект управления для практического осуществления  стратегических и тактических целей  системы управления. Целью системы  управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и других объектов на внешнем или внутреннем рынке.

     В настоящее время в научной  литературе раскрываются и применяются  на практике три группы методов управления: административные (организационные  или организационно-распорядительные); экономические и социально-психологические. Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие друг друга.

     Но, возможно, общепринятая классификация методов управления не в полной мере отражает их сущность. Например, любой нормативный акт как атрибут административного метода управления, кроме административно-правовых, решает и социально-экономические вопросы, а реализация нормативного акта требует применения знаний в области психологии. Вместе с тем результаты экономического управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных (административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные — в отрыве от экономических и правовых вопросов.

     В основание классификации методов управления следует положить иной признак — степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы:

     а) ограниченную свободу, при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;

     б) мотивационную свободу, при которой  субъект управления должен найти  обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или  заданий;

     в) высокую степень свободы, при которой субъект управления должен с использованием логики и психологии формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).

     Исходя  из рассмотренных степеней свободы  объекта методы управления целесообразно подразделять на три группы: принуждения, побуждения, убеждения.

     Рациональное  соотношение методов принуждения, побуждения и убеждения, выглядит, примерно следующим образом: 4:4:2.

     Методы  принуждения — субстанция управления. Низкое качество субстанции — законодательных и нормативных актов — приведет к низкому качеству последующих компонентов системы управления. Если идеология, политика, право не будут иметь комплексного обоснования, то экономика и психология ничего не сделают в области развития любых систем. Субстанция управления должна быть высшего качества.

     Методы  побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности  товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития данной системы. Субстанцией методов побуждения являются оптимизация управленческого решения и мотивация персонала на его реализацию. Это очень сложная работа, качество которой определяет эффективность систем. В условиях рыночных отношений конкуренция заставляет инвесторов и государство оптимизировать решения и мотивы в целях повышения качества жизни населения. Поэтому роль методов побуждения в управлении эффективностью объектов оценивается примерно в 40% совокупности факторов эффективности.

     Для анализа объекта методов для  начала разберемся, что такое объект. Объект - это то, на что направлено какое-то исследование,  процесс, различная  психологическая, социальная работа, возможно, взгляд и тому подобное. Объект психологических методов, на мой взгляд, это именно личность в призме изучения психологических методов управления персоналом. Личность как индивидуум, как общество,  как персонал, а также, наверное, и социальная среда.  Подтверждение тому, те самые методы, с помощью которых производится анализ, разработка, исследование, работа с персоналом.

     Методы  управления персоналом - способы воздействия  на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации  их деятельности в процессе функционирования организации.

     Можно сделать вывод, что персонал, как объект методов управления персоналом, является важнейшей фигурой социально-психологических  процессов построения пирамиды «Управление персоналом». Потому что человек нередко выступает игрушкой в руках опытных  знатоков психологии, так как, зная характер, ценности, интересы, потребности  и многое другое можно управлять человеком как выгодно другому «оппоненту», знающему все тонкости психологической оболочки человека.

     1.1.2 Классификация психологических методов управления персоналом:

     Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

     Наука и практика выработали три группы методов: административные, экономические и социально-психологические.

     Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства. Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает.  Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству. Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления, с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях

     Административные  методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута».

     Административные  методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.

     Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

     Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника».

     Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.

     С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному кругу показателей.

     Например, мастер участка ежедневно получает сменно-суточное задание от администрации цеха и организует работу коллектива, используя методы управления персоналом. При этом мощным рычагом выступают цены на выпускаемую продукцию, которые влияют на размеры прибыли организации. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому необходимо применять четкую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции и реальные результаты в этом направлении. Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.

     В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации, которая выступает на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов организации с учетом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.

Информация о работе Психологические методы управления