Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 16:51, курсовая работа
Эффективное выполнение должностных обязанностей в психически напряженных ситуациях деятельности предъявляет серьезные требования к эмоционально-волевым качествам социального работника: решительности, настойчивости, самообладанию, эмоциональной уравновешенности, выдержке, собранности, осмотрительности, хладнокровию, уверенности в своих силах, отзывчивости, справедливости и т.д. Формирование этих качеств непосредственно связывается с переживаемыми человеком стрессами и опытом поведения в стрессовых ситуациях.
Введение………………………………………………………………………….
1 ПОНЯТИЕ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ……………………
1.1 Феноменология стресса……………………………………………………..
1.2 Психологический аспект……………………………………………………
1.3 Тревога, фрустрация и динамика стресса………………………………….
2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………………...
2.1 Основные типы конфликтов и понятие стресса на производстве ……….
2.2 Практическое изучение конфликтов в организациях……………………..
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………………………………….…
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение
В жизни мы выделяем ситуации стресса и конфликта, как состояний требующих активации дополнительных психических резервов превышающих активность индивида в обычной жизнедеятельности.
Воздействие стрессоров на индивида имеет интегральный, комбинированный характер, вовлекая одновременно и физиологические и психологические процессы. Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.
Эмоциональный стресс
Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.
Стрессу
одинаково подвержены все живые
организмы способные
Реакция стресса направлена на адаптацию организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.
Адаптационные ресурсы организма у разных людей разные и соответственно способности к их восстановлению так же различаются индивидуально.
Влияние одного и того же стрессора на разных людей различаются степенью выраженности стресса по силе влияния на адаптационные возможности индивида.
Психологический стресс представляет собой, прежде всего состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие и в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в стрессовой ситуации.
Фрустрация – эмоциональный фактор влияющий на развитие дистресса у человека.
Фрустрационная напряжённость приводит к рассогласованию в системе потребностей, следовательно в процессе мотивированного поведения подавляется одна из конкурирующих потребностей, что является (по Березину) основой интропсихического конфликта.
Состояние
фрустрации в некоторых случаях
(когда запрет перестаёт быть сомоочевидным
и становиться внутренне
Список
использованных источников:
Приложение
Психологические
рекомендации по саморегуляции поведения
и управлению стрессом
В целях регуляции своего поведения и противостояния стрессу социальные работники должны иметь четкое представление об основных факторах, влияющих на его образование. Среди таких факторов часто называют:
Кроме факторов профессиональной деятельности на образование хронического стресса и эмоциональной нестабильности в поведении социального работника могут влиять ситуации семейного, бытового характера и проведения внерабочего времени (супружеские проблемы; развод; финансовые проблемы; злоупотребление алкоголем; переезд на новое место жительства; смерть супруги(а); смерть родственника или друга; болезнь; потеря работы супругой(ом); проблема "отцов и детей" и т.д.).
Основное правило преодоления стресса заключается в умении социального работника преодолевать неприятности, не относиться к ним пассивно, одновременно не впадая в озлобленность, обвинение других и не накапливая примеры несправедливости судьбы. Реакция на стресс должна быть осмысленной и взвешенной. Нельзя поддаваться первому эмоциональному импульсу, следует быть выдержанным и хладнокровным, смотреть на окружающий мир реалистично и также реалистично действовать.
Американский психотерапевт Д. Пауэлл предлагает несколько советов, которые помогают пережить стресс с наименьшими потерями.
1.
Вспомните как Вы себя ощущали,
2.
Расслабляйтесь физически.
3.
Постарайтесь быть
4. Живите сегодняшним днем. Установите цели на сегодня и достигайте их.
5. Не разрешайте себе "утонуть" в жалости к себе, не отказывайтесь от помощи. Любовь, дружба и помощь - мощные средства в борьбе со стрессом.
6.
Заставьте стресс работать на
вас. Многие люди победили
7.
Старайтесь не думать о
8.
Относитесь к стрессу как к
источнику энергии. Каждую
9. Вы не можете отвечать за поведение других, но можете контролировать свою реакцию на их поступки. Ваша главная победа - это победа над своими эмоциями.
10. Не старайтесь угодить всем, это нереально, вы должны время от времени угождать себе.
11.
Нарисуйте мысленно картину
В практике деятельности социальных работников используют различные методы борьбы со стрессом и снятия психической напряженности. Прежде всего следует назвать метод обязательного анализа возникшей ситуации, который предполагает выделение факторов, вызвавших стресс, и принятие решения о способах его преодоления.
Заслуживает внимания метод "отключения", рекомендующий временное устранение от сложных, стрессогенных проблем, перенос внимания на отдых, хобби, интересы, занятия физическими упражнениями и т.п. С целью "отключения" целесообразно следовать таким советам:
а) обедать за пределами учреждения, предприятия, организации;
б) во время обеда не вести разговоры, относящиеся к профессиональной деятельности;
в)
постараться в обеденный
г) активно отдыхать в свободное время (использовать активные формы отдыха - занятия спортом, прогулки в парке, лесу и т.п.);
д) не пренебрегать на работе юмором, так как он снимает излишнее психическое напряжение;
е) участвовать в общественной жизни организации, в спортивных мероприятиях, в занятиях художественной самодеятельностью и т.п.
К эффективным методам борьбы со стрессом относятся различные способы расслабления и самовнушения (см. ниже описание упражнений).
В управлении стрессом большое значение имеет расслабление или релаксация. Известно, что расслабление: