Производственный стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Эффективное выполнение должностных обязанностей в психически напряженных ситуациях деятельности предъявляет серьезные требования к эмоционально-волевым качествам социального работника: решительности, настойчивости, самообладанию, эмоциональной уравновешенности, выдержке, собранности, осмотрительности, хладнокровию, уверенности в своих силах, отзывчивости, справедливости и т.д. Формирование этих качеств непосредственно связывается с переживаемыми человеком стрессами и опытом поведения в стрессовых ситуациях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1 ПОНЯТИЕ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ……………………
1.1 Феноменология стресса……………………………………………………..
1.2 Психологический аспект……………………………………………………
1.3 Тревога, фрустрация и динамика стресса………………………………….
2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………………...
2.1 Основные типы конфликтов и понятие стресса на производстве ……….
2.2 Практическое изучение конфликтов в организациях……………………..
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………………………………….…
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение

Работа содержит 1 файл

стресс произв!!1.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     В жизни мы выделяем ситуации стресса  и конфликта, как состояний требующих  активации дополнительных психических резервов превышающих активность индивида в обычной жизнедеятельности.

     Воздействие стрессоров на индивида имеет интегральный, комбинированный характер, вовлекая одновременно и физиологические  и психологические процессы. Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

       Эмоциональный стресс возникает  при реальной или предполагаемой  опасности (чувство вины за  невыполненную работу, отношения  с коллегами и др.). Нередко  разрушаются глубинные установки  и ценности работника, связанные  с его профессией.

     Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в  повышенной конфликтности, в неспособности  контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств  защиты от манипулятивного воздействия  и т.п.

     Стрессу одинаково подвержены все живые  организмы способные взаимодействовать  с окружающей средой.

     Реакция стресса направлена на адаптацию  организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

     Адаптационные ресурсы организма у разных людей  разные и        соответственно способности к их  восстановлению так же различаются индивидуально.            

     Влияние одного и того же стрессора на разных людей различаются степенью выраженности стресса по силе влияния на адаптационные  возможности индивида.       

     Психологический стресс представляет собой, прежде всего  состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие и в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени  обученности способам управления и стратегии поведения в стрессовой ситуации.

     Фрустрация  – эмоциональный фактор влияющий на развитие дистресса у человека.

     Фрустрационная  напряжённость приводит к рассогласованию  в системе потребностей, следовательно  в процессе мотивированного поведения подавляется одна из конкурирующих потребностей, что является (по Березину) основой интропсихического конфликта.

     Состояние фрустрации в некоторых случаях (когда запрет перестаёт быть сомоочевидным  и становиться внутренне проблематичным) развивается (по Василюку) во внутри личностный конфликт.

 

Список  использованных источников: 

  1. «Введение в общую теорию конфликтов»  Дмитриев А. В.,  Кудрявцев В.Н. ,Кудрявцев С.Н.     М., 2009.
  2. «Психология управления : Учебное издание .»   Самыгин С. И. Ростов на Дону : Изд. «Феникс»  2009.
  3. Аоки М. Фирма в японской экономике. Пер. с англ, - СПб: Лениздат, 2004.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М. 2009.
  5. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2009.
  6. Гринбер  Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
  7. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер , 2009.
  8. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2009.
  9. Ковалев А.Г. “Общая психология”, Москва.: Просвещение. 2002.
  10. Крутецкий В.А. “Психология”, изд-во Просвещение. 2008.
  11. Крылов А.А.”Психология”, М.,Проспект, 2009.
  12. Кулагина И.Ю. “Возрастная психология” Москва “УРАО” 2008.
  13. Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность» Москва, 2000.
  14. Люблинская А.А. “Детская психология” Москва “Просвещение” 2008.
  15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. Л.И.Евенко – М.: Дело, 2009.
  16. Немов Р.С. “Психология” 2 тома  М., 1994.
  17. Немов Р.С. «Общие основы психологии в 3 томах» том 1. Москва, 1995.
  18. Обухова Л.Ф. “Детская психология : теории, факты, проблемы”, М.,Тривола, 1995.
  19. Осмолов А.Г. «Культурно-историческая психология и конструирование миров» Москва-Воронеж, 1996.
  20. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы: Пер. с англ. – М., 2009.
  21. Психология личности в социалистическом обществе.  М., 2002.
  22. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность, Москва, "Наука", 2009.
  23. «Управление и само менеджмент в конфликтных ситуациях» профессор Сперанский В.И. М., 2009.
  24. «Экономическая психология » Китов А. И.  М., 2009.
  25. Фрейд З. “Психоанализ и русская мысль”.  М., 1994.
  26. Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2000.
  27. Юнг К.Г. “Аналитическая психология.  Прошлое и настоящее”.  М.,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         2009.
  28. Ярошевский М.Г. “История психологии”.  М., 2004.

 

Приложение 

     Психологические рекомендации по саморегуляции поведения и управлению стрессом 

     В целях регуляции своего поведения  и противостояния стрессу социальные работники должны иметь четкое представление об основных факторах, влияющих на его образование. Среди таких факторов часто называют:

    • сильную загруженность (перегруженность) работой;
    • большое расстояние между работой и домом (транспортный стресс);
    • недостаточный уровень зарплаты и экономического стимулирования;
    • радикальные изменения должностных обязанностей или условий труда (повышение в должности, перевод в другой отдел и т.д.);
    • процесс вхождения в новую должность;
    • необходимость часто идти на компромисс во имя обеспечения карьеры;
    • повышенную ответственность за принятие решений;
    • ощущение юристом несоответствия между тем, что должен, что хотел бы и что реально делает;
    • дефицит времени;
    • угрозу личностному и профессиональному авторитету;
    • недостаток обратной информации от вышестоящих руководителей об оценке результатов труда;
    • неудовлетворительные деловые отношения с руководителем, коллегами и подчиненными;
    • восприятие негативных факторов;
    • возможную опасность для жизни и здоровья;
    • неопределенность должностных задач и обязанностей;
    • недостаток полномочий в принятии решений по вопросам, входящим в должностную компетенцию;
    • неопределенность должностного роста, отсутствие или ограниченность возможности выдвижения на вышестоящую должность;
    • изменение организационной структуры предприятия или реорганизацию;
    • неблагоприятный социально-психологический климат в профессиональном коллективе;
    • межличностные конфликты и моббинг.

     Кроме факторов профессиональной деятельности на образование хронического стресса  и эмоциональной нестабильности в поведении социального работника могут влиять ситуации семейного, бытового характера и проведения внерабочего времени (супружеские проблемы; развод; финансовые проблемы; злоупотребление алкоголем; переезд на новое место жительства; смерть супруги(а); смерть родственника или друга; болезнь; потеря работы супругой(ом); проблема "отцов и детей" и т.д.).

     Основное  правило преодоления стресса  заключается в умении социального  работника преодолевать неприятности, не относиться к ним пассивно, одновременно не впадая в озлобленность, обвинение других и не накапливая примеры несправедливости судьбы. Реакция на стресс должна быть осмысленной и взвешенной. Нельзя поддаваться первому эмоциональному импульсу, следует быть выдержанным и хладнокровным, смотреть на окружающий мир реалистично и также реалистично действовать.

     Американский  психотерапевт Д. Пауэлл предлагает несколько советов, которые помогают пережить стресс с наименьшими потерями.

     1. Вспомните как Вы себя ощущали,  когда все было хорошо. Когда  представляешь себя в комфортной ситуации, появляются ощущения, связанные с ней.

     2. Расслабляйтесь физически. Если  тело и мышцы расслаблены, то  и психика не может быть  в напряженном состоянии. 

     3. Постарайтесь быть реалистичнее, когда Вы описываете себе или  близким ситуацию; в которой находитесь. Избегайте таких слов, как "никогда", "всегда", "ненависть".

     4. Живите сегодняшним днем. Установите  цели на сегодня и достигайте  их.

     5. Не разрешайте себе "утонуть"  в жалости к себе, не отказывайтесь  от помощи. Любовь, дружба и помощь - мощные средства в борьбе со стрессом.

     6. Заставьте стресс работать на  вас. Многие люди победили стресс, отказываясь стать проигравшими. Они встретили испытание с  поднятой головой. Если вы сможете  принять негативное событие (например, потерю работы) как необходимость совершить позитивное действие (например, найти лучшую работу), вы победите стресс его же оружием.

     7. Старайтесь не думать о прошлых  событиях как о поражении. 

     8. Относитесь к стрессу как к  источнику энергии. Каждую проблему, которую ставит жизнь, воспринимайте как вызов.

     9. Вы не можете отвечать за  поведение других, но можете контролировать  свою реакцию на их поступки. Ваша главная победа - это победа  над своими эмоциями.

     10. Не старайтесь угодить всем, это  нереально, вы должны время от времени угождать себе.

     11. Нарисуйте мысленно картину своего  будущего и сравните ее с  тем небольшим по времени кризисом, который вы переживаете в настоящее  время. 

     В практике деятельности социальных работников используют различные методы борьбы со стрессом и снятия психической напряженности. Прежде всего следует назвать метод обязательного анализа возникшей ситуации, который предполагает выделение факторов, вызвавших стресс, и принятие решения о способах его преодоления.

     Заслуживает внимания метод "отключения", рекомендующий временное устранение от сложных, стрессогенных проблем, перенос внимания на отдых, хобби, интересы, занятия физическими упражнениями и т.п. С целью "отключения" целесообразно следовать таким советам:

     а) обедать за пределами учреждения, предприятия, организации;

     б) во время обеда не вести разговоры, относящиеся к профессиональной деятельности;

     в) постараться в обеденный перерыв  полностью отключиться от служебных  дел, не отвечать на телефонные звонки, провести небольшую физическую разминку и т.п.;

     г) активно отдыхать в свободное  время (использовать активные формы  отдыха - занятия спортом, прогулки в парке, лесу и т.п.);

     д) не пренебрегать на работе юмором, так  как он снимает излишнее психическое  напряжение;

     е) участвовать в общественной жизни организации, в спортивных мероприятиях, в занятиях художественной самодеятельностью и т.п.

     К эффективным методам борьбы со стрессом относятся различные способы  расслабления и самовнушения (см. ниже описание упражнений).

     В управлении стрессом большое значение имеет расслабление или релаксация. Известно, что расслабление:

    1. уменьшает внутреннее беспокойство;
    2. улучшает внимание и позволяет сосредоточиться на ситуации; - успокаивает тело и душу;
    3. подавляет беспокойство и создает благоприятные условия для ра- боты социального работника.

Информация о работе Производственный стресс