Производственный стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Эффективное выполнение должностных обязанностей в психически напряженных ситуациях деятельности предъявляет серьезные требования к эмоционально-волевым качествам социального работника: решительности, настойчивости, самообладанию, эмоциональной уравновешенности, выдержке, собранности, осмотрительности, хладнокровию, уверенности в своих силах, отзывчивости, справедливости и т.д. Формирование этих качеств непосредственно связывается с переживаемыми человеком стрессами и опытом поведения в стрессовых ситуациях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1 ПОНЯТИЕ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ……………………
1.1 Феноменология стресса……………………………………………………..
1.2 Психологический аспект……………………………………………………
1.3 Тревога, фрустрация и динамика стресса………………………………….
2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………………...
2.1 Основные типы конфликтов и понятие стресса на производстве ……….
2.2 Практическое изучение конфликтов в организациях……………………..
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………………………………….…
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение

Работа содержит 1 файл

стресс произв!!1.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     С.

Введение………………………………………………………………………….

1 ПОНЯТИЕ СТРЕССА  И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ……………………

1.1 Феноменология стресса……………………………………………………..

1.2 Психологический аспект……………………………………………………

1.3 Тревога, фрустрация и динамика стресса………………………………….

2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………………...

2.1 Основные типы конфликтов и понятие стресса на производстве ……….

2.2 Практическое изучение конфликтов в организациях……………………..

2.2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………………………………….…

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………………..

Приложение

5

6

6

15

20 

24

24

28 

34

39

41

 

 

Введение 

     Эффективное выполнение должностных обязанностей в психически напряженных ситуациях деятельности предъявляет серьезные требования к эмоционально-волевым качествам социального работника: решительности, настойчивости, самообладанию, эмоциональной уравновешенности, выдержке, собранности, осмотрительности, хладнокровию, уверенности в своих силах, отзывчивости, справедливости и т.д. Формирование этих качеств непосредственно связывается с переживаемыми человеком стрессами и опытом поведения в стрессовых ситуациях.

     Частое  нахождение в стрессовом состоянии  и неумение социального работника снимать психическое напряжение при помощи методов саморегуляции (аутогенной тренировки, аутогипноза, мышечной релаксации, телесной и дыхательной терапии, медитации и др.) может приводить к повышению степени тревожности, эмоциональной нестабильности и даже нервным срывам.

     Стресс- это сверхмобилизация организма. Такая  работа на износ не только обостряет  уже имеющиеся болезни, но и провоцирует  появление новых. Это психологическое  явление. В первую очередь потому, что причина стрессов – это  не внешние обстоятельства, а внутренне психологическое пространство человека. Одни и те же обстоятельства могут расцениваться людьми как негативно, так и позитивно. Работники испытывают сильный стресс, когда цели работы неясны, когда существует конфликт требований, предъявляемых им, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники мало влияют на решение, касающееся их, и когда на них лежит ответственность за  работу  других людей. Ролевые проблемы также могут быть источником профессионального стресса, включая ролевую перегрузку, двусмысленность роли и ролевой конфликт. 

 

      1 ПОНЯТИЕ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

     1.1 Феноменология стресса 

     Стресс  – нажим, давление, напряжение (англ).

     Стресс  – неспецифический ответ организма  на любое предъявленное ему требование.

     Неспецифический ответ – определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений  живого организма в ответ на любое  предъявленное ему требование, иначе  общий адаптационный синдром, (таким  образом стресс присутствует всегда пока организм жив, нет стресса нет жизни).

     Стресс  – состояние индивида в экстремальных  условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом  уровнях.

       Экстремальные условия – чрезвычайно  сильные воздействия внешней  среды, которые находятся на  грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации.

     Экстремальные факторы (Кузнецов А.Г) – вызывают в  организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.

     Классификация видов стресса на основании воздействующих стрессоров.

     Стрессор  – разнообразные экстремальные  воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния  – стресса.

     а) стрессоры физиологические –  чрезмерная физическая нагрузка, высокая  или низкая температуры, болевые стимулы и т.д.                                                                         

     б) стрессоры психологические –  факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т.д.

     Виды  стресса (самая общая классификация).

     А) Стресс физиологический.

     Б) Стресс психологический.

     Б. а) Стресс информационный возникает  в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется  с задачей , не успевает принимать  верные решения в требуемом темпе.

     Б. б) Стресс эмоциональный  возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

     Стресс  – ситуация, в которой человек  испытывает перенапряжение.

     Стресс- это сложное, неоднозначное  явление  проявляющееся на самых различных  уровнях биосоциального существа под  названием – человек. Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик. Пока мы живём и взаимодействуем с окружающей нас средой путём осуществления каких-либо поведенческих актов, или общаемся с самим собой актуализируя тот или иной мотив деятельности обдумывая свои планы на день грядущий или анализируя день прошедший, мы в той или иной мере подвергаемся стрессу в различной степени его выраженности.

     Степень влияния срессоров на наш организм может быть самой различной от лёгкого возбуждения в предвкушении допустим поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.

     Предпосылкой  для возникновения учения о стрессе  можно считать возросшую актуальность  проблемы защиты человека от действия факторов среды. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

     Однако  это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и  важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека так как  стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде.

     Итак, стресс – это не просто нервное  напряжение (стрессовые реакции присущи  даже низшим животным, а у человека это связанно с «эмоциональными  раздражителями»). Стресс – не всегда результат повреждения: « Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или не приятной» Ганс Селье говорит, что полная свобода от стресса означает смерть.

     В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических  основ стресса и степени его  влияния на нашу деятельность, выяснение механизмов его возникновения и развития. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование играет важную роль в сохранении здоровья человека, создания условий, для проявления его творческих способностей, а так же  плодотворной и эффективной деятельности в  постоянно изменяющемся социуме.

     В зависимости от механизмов возникновения  стресса различают два его  вида: физиологический и психологический. Несмотря на условность, такая дифференциация позволяет учитывать, к каким характеристикам субъекта преимущественно адресуются стимулы – биологическим или психологическим. С этой точки зрения можно выделить физиологические и психологические стрессоры.

     Первые  в своём биологическом влиянии  на индивида превосходят некоторые средние, оптимальные величины, что ведёт к нарушению равновесия внутренней среды организма и угрожает его гомеостазису. Таким образом, физиологические стрессоры превышают адаптационные возможности индивида и связаны с характеристикой его как организма.[5, с. 90]

     Психологические стрессоры затрагивают психологические  структуры. Их анализ требует учёта  эмоциональных, потребностно-мотивационных, волевых, темпераментальных, характерологических  особенностей личности, её опыта и  т. д.

     Дифференциация  физиологических и психологических стрессоров основывается на том, что они “запускают” разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряжённости. Однако в действительности воздействие стрессоров на индивида имеет интегральный, комбинированный характер, вовлекая одновременно и физиологические и психологические процессы.

     Одним из первых начал изучать влияние  стресса на организм человека, канадский  физиолог Ганс Селье. В Праге, работая  в университетской клинике инфекционных заболеваний, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия проявляются спустя несколько дней,  а начальные симптомы (слабость, температура, снижение аппетита) во всех случаях одни и те же.

     Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома (в первые она была описана Селье в 1936 году) впоследствии синдрома биологического стресса, согласно которой болезнетворный фактор (в случае инфекционного заболевания - микроб) обладает своеобразным «пусковым» действием, включает выработанные в процессе эволюции механизмы, которые являются важнейшей составной частью развёртывания картины заболевания.

     Занявшись исследованием этих механизмов, Селье  пришел к формулировке более универсальной  концепции стресса. При изучении механизмов стресса   были обнаружены факты фундаментального значения, в частности выяснена роль гормонов в стрессовых реакциях и тем самым установлено их участие в неэндокринных заболеваниях.

     Изучая  в лаборатории физиологические  механизмы приспособления к стрессу, Селье убедился, что принципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также к человеку и даже к целым сообществам людей.

     Итак, по Селье; «Стресс есть неспецифический  ответ организма на любое предъявленное  ему требование».

     Под словом неспецифический подразумевается то, что каждое предъявленное организму требование имеет своё специфическое или своеобразное значение для данного организма, то есть на морозе мы дрожим, что бы выделить больше тепла, а наши кровеносные сосуды кожи сужаются для уменьшения потери тепла с поверхности тела. На солнцепёке мы потеем, испарение пота охлаждает нас. При физических нагрузках предъявляются повышенные требования к мускулатуре и сердечно – сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительной энергии для выполнения работы, поэтому сердцебиения становятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц и таких примеров множество. Любое требование предъявленное организму требует специфической настройки или адаптации под это конкретное требование, однако в организме происходит и комплекс одинаковых приспособленческих реакций к этим различным специфическим требованиям.

Информация о работе Производственный стресс